Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖУЖОЛ-И-ЖИБЕР
Т. 19, С. 372-373 опубликовано: 9 октября 2013г.


ЖУЖОЛ-И-ЖИБЕР

Церковь Св. Сердца Иисусова в Вистабелье близ Таррагоны. 1918-1924 гг.
Церковь Св. Сердца Иисусова в Вистабелье близ Таррагоны. 1918-1924 гг.

Церковь Св. Сердца Иисусова в Вистабелье близ Таррагоны. 1918-1924 гг.
[каталон. Jujol i Gibert] Жозеп Мария (16.09. 1879, Таррагона - 1.05.1949, Барселона), архит., представитель каталон. модернизма. В 1906 г. окончил Школу архитектуры в Барселоне, в 1913 г. стал ее штатным профессором, в 1924 г.- профессором Рабочей школы. С 1906 г. тесно сотрудничал с А. Гауди; их совместная деятельность продолжалась вплоть до гибели последнего в 1926 г. Занимаясь в основном декоративной стороной работ, Ж.-и-Ж. проявил себя как самостоятельный мастер, умеющий ценить деталь, отмеченную человеческим прикосновением, и способный превращать подручные материалы - при минимальном вмешательстве в их природные свойства - в совершенные композиции. Он оказался единственным последователем «органической готики» Гауди. Творчество Ж.-и-Ж. отмечено глубокой религиозностью. Скромные постройки, возводившиеся зачастую лишь силами прихожан, отражают стремление к утраченной цельности средневек. христ. миросозерцания, свойственное мн. архитекторам эпохи модерна.

В 1926 г. Ж.-и-Ж. занял место муниципального архитектора в Сан-Джоан-Деспи, пригороде Барселоны, где ранее создал здания, к-рые отличаются смелыми пространственными и декоративными решениями (Яичная, или Крестовая, башня, 1913-1916; дом Негре, 1915-1926), сближающими их архитектуру с явлениями органического мира. Черты указанных построек в полной мере проявились в ц. Св. Сердца Иисусова в Вистабелье близ Таррагоны (1918-1924), возведенной из кирпича и местного камня. Карнизы оформлены плоскими необработанными кусками, чередующимися в горизонтальной и вертикальной позициях. Оконные проемы пропускают свет сквозь тонкие пластины алебастра. По форме здание напоминает готические постройки. Храм в плане близок к квадрату, при этом вход расположен по диагонали. Общий абрис здания имеет вид пирамиды: высокий свод образован 2 взаимно пересекающимися параболическими арками, над ним возвышается открытая звонница. Росписи интерьера, выполненные Ж.-и-Ж. и Р. Фарре, пострадали в 30-х гг. XX в.

Главным произведением Ж.-и-Ж. стал храм Богоматери Монсерратской в Монферри в окрестностях Таррагоны (1926 - 30-е гг. XX в., 1990-1999). Здесь Ж.-и-Ж. вновь обратился к образам готики, но в манере, близкой к манере Гауди (см., напр., проект церкви для колонии Гуэля, 1898). Храм, построенный из гравия и цемента, стоит на холме, вокруг к-рого простираются виноградники и сады миндальных деревьев. В плане он похож на корабль, обращенный к горе Монсеррат: пересекающиеся параболические арки образуют многочисленные обтекаемые конусообразные объемы, напоминающие гребень горы Монсеррат. Среди них возвышается центральная башня высотой 33 м, символизирующая Христа (как в соборе Саграда Фамилия А. Гауди, 1883-1926); она увенчана железным крестом-флюгером. Капелла для поклонения Богоматери Монсерратской размещена в заалтарном 8-гранном башнеобразном объеме, также увенчанном крестом.

После 1930 г. Ж.-и-Ж. выполнял в основном небольшие частные и церковные заказы.

Лит.: Solа-Morales Rubiу I., de, et al. Jujol. N. Y., 1991; Dollens D. L. J. M. Jujol: Five Major Buildings, 1913-1923. N. Y., 1994; Ligtelijn V., Saariste R. J. M. Jujol. Rotterdam, 1996.
Л. К. Масиель Санчес