Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 19, С. 133-137 опубликовано: 23 сентября 2013г.


ЖЕЛЕЗНОБОРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Железнобо́ровский (Иаково-Железноборовский) во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии) в с. Борок Буйского р-на Костромской обл. Основан в кон. XIV - нач. XV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442). Сведения об основании Ж. м. содержались в Житии прп. Иакова, написанном настоятелем монастыря игум. Иосифом в 1598 г. и известном лишь в списке в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - сер. XIX в. (РНБ. Тит. № 3800. Л. 50-55), в пересказах историков и краеведов XIX в. (Филарет (Гумилевский). 2008; Воскресенский А. 1912-1913; Румянцев П. 1873 и др.).

История

Железноборовксий во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 2008 г.
Железноборовксий во имя св. Иоанна Предтечи мон -рь. Фотография. 2008 г.

Железноборовксий во имя св. Иоанна Предтечи мон -рь. Фотография. 2008 г.
Согласно Житию, прп. Иаков был учеником и пострижеником прп. Сергия Радонежского. Ок. 1390 г. по благословению прп. Сергия он ушел из Троице-Сергиевой обители в Галичское княжество. Остановившись на берегу р. Тёбзы (левый приток р. Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок; название «Железный» связано с тем, что в XIV-XV вв. село и его окрестности являлись центром добычи болотной железной руды), прп. Иаков «заснул и увидел чудный свет, озаривший это место. Приняв видение сие за знамение благоволения Божия к месту сему, он решился здесь пустынножительствовать, и, испросив на то позволение местных жителей, поставил на месте видения крест и по времени небольшую для себя келью и здесь к удалению от мира проводил время в посте, молитве и трудах». Вскоре сложилась небольшая иноческая пустынь, прп. Иаков учредил для братии общежитие, «заповедуя им ничего не называть своим, но все иметь общим». Согласно пересказам Жития, в 1390 г. прп. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12-15). В церковной традиции именно 1390 год считается датой основания обители.

Ж. м. пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Из пересказов Жития известно, что в марте 1415 г. прп. Иаков находился в Москве, в Иоанно-Предтеченском мон-ре. В это время у супруги вел. кн. Василия I Димитриевича вел. кнг. Софии Витовтовны происходили тяжелые роды. Прп. Иаков предсказал благополучный исход и рождение наследника, впосл. вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного (Там же. С. 15). Однако в Московском летописном своде кон. XV в. говорится, что о разрешении от бремени вел. кнг. Софии молился непоименованный «некыи старец свят» из муж. мон-ря во имя Иоанна Предтечи «под Бором, за рекою Москвою» (ПСРЛ. Т. 25. С. 241). Считается, что в знак благодарности вел. князь передал Ж. м. земли и «милостыню многу» на строительство мон-ря.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1753–1757) и колокольня (1745). Фотография. 2008 г.
Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1753–1757) и колокольня (1745). Фотография. 2008 г.

Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы (1753–1757) и колокольня (1745). Фотография. 2008 г.
Ранний период истории Ж. м. пришелся на эпоху многолетней войны между вел. кн. Василием Тёмным и галичскими князьями. В янв. 1429 г., воспользовавшись междоусобной борьбой рус. князей, казанские татары подвергли Костромской край опустошительному нашествию, мон-рь на Тёбзе был разорен. Насельники во главе с прп. Иаковом укрылись в лесах, затем вернулись и восстановили обитель. Считается, что незадолго до смерти прп. Иаков был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. Основатель был погребен в мон-ре, над его захоронением поставлена часовня. Почитание прп. Иакова началось вскоре после его кончины, в надписях на рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), а также в Евангелии 1570 г. он назван «преподобным» или «преподобным... чудотворцем» (Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-87, 90). В Ж. м. записывались случаи исцеления (ок. 50) у гробницы основателя, в т. ч. одержимого «нечистым духом» мон. Нифонта и расслабленного инока Феодосия. К XVII в. сложилась гимнографическая традиция. Сохранились службы прп. Иакову в составе Трефолога русским святым XVII в. (РГБ. Ф. 304/1. № 625. Л. 90-104), отдельный список XIX в. (РНБ. Колоб. № 160); в месяцеслове XVII в. (РНБ. Солов. № 553/572. Л. 155) помещены тропарь и кондак.

В Смутное время часовня над захоронением основателя Ж. м. была сожжена поляками. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в обители, мощи прп. Иакова были обретены и, вероятно, оставлены под спудом.

Ж. м. оказался причастен и к событиям завершающего этапа войны между вел. кн. Василием и галичскими князьями. В янв. 1450 г., во время решающего похода на Галич, вел. кн. Василий остановился в мон-ре, устроив здесь ставку. В Никоновской летописи сказано: «К князю же великому весть прииде на Борок, что верх его; он же благодарив Бога и Пречистуя Матерь Его и великих чудотворцев, и молебнаа совершив в церкви святаго Иоанна Предтечи, и поиде к Галичю» (ПСРЛ. Т. 12. С. 75). Впосл. в Ж. м., у раки прп. Иакова, хранились стальная кольчуга, по легенде принадлежавшая вел. кн. Василию и подаренная им обители.

Согласно пересказам Жития, в 1-й пол. XV в. в лесу, в 4 верстах от Ж. м., ученик и постриженик прп. Иакова прп. Иаков Брылеевский основал небольшую Брылееву пуст., к-рая до нач. XX в. являлась скитом мон-ря. Возможно, в нач. XVI в., во время нашествия казанских татар на Ж. м., были убиты игумены прмч. Вениамин Железноборовский и прмч. Савва. В нач. XVII в. в Ж. м. «поживе немного» Отрепьев - буд. Лжедмитрий I (Там же. Т. 14. С. 59). Ж. м. и Брылеева пуст. пострадали в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» московского стола 1604 г. упомянуты монастырские 5 чел. «конных да 3 лошади, а за ними для береженья и корму 1 чел. И те лошади и человек взяты под наряд». В 1612 г. Ж. м. и Брылеева пуст. были сожжены поляками, затем мон-рь был восстановлен.

В результате пожертвований Ж. м. был владельцем ряда земель, деревень и пустошей в Костромском у. Так, в кон. XV в. обители был пожалован наволок Нема на р. Костроме. После судебных тяжб из-за него между игум. Игнатием и крестьянами Корежской вол. Галичского у. в 1492 г. Ж. м. уже сдавал наволок в аренду. Тяжба между волостными крестьянами и др. настоятелем, игум. Ионой, велась и в 1521 г. (см.: Каштанов С. М. Очерки русской дипломатики. М., 1970. С. 462-477). По-видимому, уже к сер. XVI в. у Ж. м. сложилась достаточно крупная вотчина в Корежской вол. Галичского у., права обители на владение которой подтверждали грамотами Иоанн IV Васильевич Грозный, Феодор Иоаннович и Борис Феодорович Годунов (от 9 авг. 1599). 8 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович подтвердил права Ж. м. на прежние владения и пожаловал обители наволок Княж в Галичском у. и рыбную ловлю на Святом оз. (в 7 верстах от мон-ря) с освобождением от платежа оброка в казну. По писцовым книгам Галичского у. 1627-1635 гг. мон-рю в уезде принадлежали слободка Селезнёва, села Контеево и Сельцо, 47 деревень и 3 починка, в к-рых проживало 413 чел. По писцовым книгам Костромского у. 1629-1630 гг. монастырю в уезде принадлежали 12 деревень, починок и полудеревня, в которых проживало 589 чел. В 1678 г. в Костромском и Галичском уездах монастырю принадлежали 343 крестьянских и 48 бобыльских дворов, 10 дворов служебных и 8 дворов монастырских рыбников (всего 1501 чел.). В XV-XVII вв. монастырь имел 4 подворья: в Костроме и в Галиче, 2 в Буе (в городе и на посаде).

В 1686-1701 гг. по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей Ж. м. с угодьями и крестьянами был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому мон-рю. В нач. XVIII в., согласно указу Петра I, с монастырской колокольни был снят 1 из 7 колоколов и увезен на переплавку в Москву на пушечный двор. В 1724-1725 гг. к Ж. м. были приписаны «малобратствевные»Ферапонтов Монзенский в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырь, Александрова Спасская пуст. на р. Воча и Солдовская пуст., в 1748 г.- костромской во имя прп. Симеона Столпника мон-рь. В XVIII в. в Ж. м. размещались отставные военнослужащие (инвалиды): в 1763 г. на 14 чел. братии приходилось 14 инвалидов (поручик, 2 прапорщика, 3 капрала и 8 солдат). В 1763 г. обители принадлежало 1329 крестьян.

В 1764 г. Ж. м. был обращен в заштатную необщежительную обитель, приписные мон-ри стали приходами. Лишившись доходов от вотчин, монастырь обеднел, но с нач. XIX в. постепенно стал возрождаться. В 1868 г. обители принадлежало 446 дес. земли, а в нач. XX в.- уже 706 дес. пашни, леса и сенокосов и 2 мельницы.

В 1763 г., при игум. Иерофее, в обители проживало 14 чел. братии, в 1803 г.- только 8 (строитель, священник, 3 монаха, 2 послушника, вдовый диакон), в 1868 г.- 20 (3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 белых священника, белый диакон, 2 монаха и 10 послушников), в 1913 г.- ок. 30 (игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и ок. 20 послушников).

Ежегодно 24 июня (в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи) у стен мон-ря проходила ярмарка. 3-5 мая 1913 г. в Ж. м. состоялось празднование 300-летия обретения мощей прп. Иакова, к-рое возглавил викарий Костромской епархии еп. Кинешемский Арсений (Тимофеев). В празднике приняло участие ок. 15 тыс. чел. Во время первой мировой войны при монастыре был устроен приют для выздоравливающих раненых воинов на 12 чел.

Постройки

К 20-м гг. XVII в. в Ж. м. находились шатровый деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, игуменская и 15 братских келий, в к-рых проживало 32 насельника. После пожара 1647 г. были возведены новые деревянные храмы св. Иоанна Предтечи (1650), Рождества Пресв. Богородицы с приделом прп. Иоакова Железноборовского и со звонницей (1667), надвратная ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (кон. XVII в.), теплая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1716), кельи, ограда. В 1728-1731 гг. была построена новая деревянная 5-главая соборная ц. в честь Рождества Богородицы с приделом прп. Иакова, а прежняя, одноименная, перенесена в приписную Брылееву пуст. и переосвящена в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В описи 1738 г. упоминаются также деревянные настоятельская келья с 4 комнатами, казначейская келья, 3 братские кельи, поварня, хлебная, 5 амбаров (ГА Костромской обл. Ф. 360. Оп. 1. Д. 30-а. Л. 1-1 об.). К 1745 г. были построены 8-угольная шатровая колокольня с 6 колоколами и боевыми часами, ограда с 5 башнями.

Келейный корпус Железноборовского мон-ря. Фотография. 2008 г.
Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г.

Келейный корпус Железноборовского мон -ря. Фотография. 2008 г.
В 1753-1757 гг., при игум. Досифее, в Ж. м. вместо деревянного был возведен каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Иакова Железноборовского (северным) и во имя свт. Николая Чудотворца (в трапезной). Указом Костромской духовной консистории от 3 марта 1825 г. в трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова, упраздненный в 1871 г. в связи с установкой воздухонагревательной печи.

Храм Рождества Пресв. Богородицы - характерный для Костромской губ. пример здания, сочетающего приемы объемного построения в традициях XVII в. и композиции фасадов с нарышкинскими и барочными декоративными элементами. Двусветный четверик храма перекрыт высоким сомкнутым сводом с центральной световой главой и 4 угловыми декоративными главами. С востока к храму присоединена обширная полуциркульная в плане апсида, с севера - обособленный невысокий объем придела, также с полуциркульной апсидой. Храм и придел имеют общую относительно неглубокую трапезную. Фасады четверика оформлены плоскими лопатками и профилированными карнизами с дентикулами (зубчиками), окна имеют скромные профилированные рамочные и полуциркульные наличники, световой восьмерик центральной главы (с ложными окнами на диагональных гранях) и декоративные восьмерички боковых снабжены зубчатыми карнизами, ребра украшены пилястрами.

В 50-х гг. XVIII в. в Ж. м. строилась 5-главая каменная ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (освящена в 1761). В 30-х гг. XIX в. с сев. стороны храма был пристроен и в сент. 1838 г. строителем иером. Иосифом освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского; с вост. и зап. сторон придела находились 2 каменные пристройки, в которых размещались ризница и б-ка.

По типу постройки храм близок к предыдущему, однако имеет иные пропорции. Его 2-светный четверик более вытянут по вертикали, свод, напротив, ниже, чем был в старом храме, кровля 4-скатная, апсида осталась полуциркульной. Размеры центральной световой главы и боковых глухих глав невелики в сравнении с четвериком; поставленные на 8-гранные барабаны и подножия-рюмочки, вытянутые луковичные главки венчались ажурными коваными крестами (к 2008 утрачены все главки и центральный барабан). Декор храма напоминает то, как был украшен предыдущий храм: четверик оформлен плоскими лопатками и зубчатым карнизом, наличники скромные, полуциркульные и треугольные. Но барочным формам придано определенное сходство с допетровским декором: полуциркульные наличники имеют слегка килевидные очертания и снабжены колонками и т. п. К традициям архитектуры узорочья 2-й пол. XVII в. восходит фриз из ложных кокошников, венчающий фасады.

С зап. стороны к храму примыкает неглубокий (в одну ось окон) притвор, соединяющий храм с колокольней, к-рая стоит непосредственно за алтарем Богородице-Рождественского храма и образует выразительную вертикальную доминанту, объединяющую ансамбль из 2 храмов. Первоначально многоярусная 8-гранная колокольня была увенчана деревянным шатром (в 1803 он был заменен кирпичным). Пропорции колокольни - очень высокая восьмериковая часть с 2 ярусами звона и крутой относительно невысокий шатер с неск. рядами слухов - характерны для колоколен Костромской губ.

В 1809-1811 гг. каменная ограда с 3 небольшими угловыми башнями сменила прежнюю деревянную; в 4-м, сев.-вост. углу к башне с Трехсвятительским храмом (упразднен в 1838) пристроена братская трапезная (1843-1850). Это прямоугольное в плане здание с 3-скатной кровлей. Декор трапезной крайне аскетичен. В XIX в. в Ж. м. были также построены каменные 2-этажный келейный корпус (1825) и др. здания, в т. ч. каменный житный амбар (1811), деревянная гостиница для богомольцев (1819) за стенами обители. Близ мон-ря находилась деревянная часовня.

Святыни, библиотека

Под спудом в Богородице-Рождественской ц. покоились мощи прп. Иакова Железноборовского. В несохранившихся документах упоминалась деревянная резная гробница, поставленная 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея (см.: Воскресенский. Кострома, 1913. С. 135). В 1837 г. в сквозной арке, соединявшей основной объем Богородице-Рождественской ц. с приделом прп. Иакова, была установлена чеканная посеребренная медная рака, устроена деревянная вызолоченная сень. В 1912 г., при игум. Мелхиседеке, рака была вновь посеребрена и покрыта стеклянным футляром. Рядом с ракой висели железные вериги и крест, по преданию принадлежавшие прп. Иакову.

Согласно недатированным фрагментам монастырской описи (6 листов; скоропись), в XVIII в. в деревянной Богородице-Рождественской ц. находились чтимый образ прп. Иакова Железноборовского, «оклад басенной ветхий, два венчика все серебряны» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212. Л. 1), и др. его образ, в чеканном окладе, украшенном 13 драгоценными камнями «разных цветов» (Там же). В 1912 г. в мон-ре хранилась пожалованная царем Михаилом Феодоровичем надгробная икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в богато украшенном окладе; др. икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в 1654 г. была украшена посеребренной медной ризой и сребропозлащенным окладом. В часовне близ монастыря находилась житийная икона преподобного.

Среди др. святынь - «обложенная позолоченным бассебным серебром» икона Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Савватием и Зосимой Соловецкими, свт. Николаем Чудотворцем и прп. Сергием Радонежским (Там же. Оп. 11. Д. 1969. Л. 19-20 об.), образ Божией Матери «Знамение» с предстоящими святыми Авраамием Городецким, Иаковом Железноборовским, Макарием Унженским и Николаем Чудотворцем, иконы прп. Варлаама Хутынского, св. царевича Димитрия Иоанновича, мч. Христофора в серебряных окладах. В Ж. м. хранился 4-конечный сребропозлащенный крест с 14 частицами мощей (пожалован помещицей г. Нерехта В. В. Килениной), врезанный в обложенную серебряной ризой икону Нерукотворного образа Спасителя, а также 8-конечный напрестольный крест в серебряном окладе с 23 частицами мощей (согласно надписи, «построен» в 1778 игум. Досифеем).

Вероятно, из Ж. м. происходит ростовая икона прп. Иакова Железноборовского (3-я четв. XVIII в.), в 2008 г. находится в костромском Богоявленском Анастасиином монастыре (см.: Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. Кат. № 248. С. 603). В Буйском краеведческом музее (Ф. 21) хранятся вериги, по преданию принадлежавшие прп. Иакову, которые в 1946 г. были переданы в музей жительницей с. Борок.

В нач. XX в. в книжном собрании Ж. м. имелись рукописные книги XVI-XVII вв., в т. ч. Евангелие 1508 г., переданное в монастырь в 1561 г., при игум. Феогносте, Евангелие 1570 г., Евангелие толковое, переписанное в июне 1596 г., Минея месячная, переписанная в 1536 г., при игум. Нифонте, Ф. Ивановым (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86-90), а также сохранившиеся до наст. времени Минея месячная, переписанная 11 июня 1541 г., при игум. Нифонте, дьяком Софронием (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 430), и Минея служебная XVI в. (РГАДА. Собр. Ф. Ф. Мазурина. Ф. 196). Синодик мон-ря сохранился в списках 1656 и 1760 гг. (КГОИАМЗ. КОК 627, 555). В монастыре хранились также старопечатное Евангелие 1605 г., Евангелие нач. XVII в., обложенное малиновым полубархатом, Евангелие-апракос, вложенное в обитель в 1689 г., Евангелие (М., 1701), обложенное алым бархатом. Судьба книжного собрания, составлявшего к 1913 г. более 500 книг, неизвестна. Нек-рые рукописи после 1929 г. находились в частных собраниях.

1919-2008 гг.

В 1919 г. Ж. м. был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь.

Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г.
Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г.

Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г.
Окончательному закрытию Ж. м. предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелиг. лекций и т. д. В начале процесса гос. обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, к-рое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых. В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского окр. на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».

Остававшаяся в Ж. м. братия была изгнана, по рассказам местных жителей, неск. монахов нек-рое время жили в подклети Богородице-Рождественской ц. В 30-х гг. храмы обители использовались местным колхозом для хранения зерна, в 2-этажном братском корпусе была открыта школа. В 1947 г. в мон-ре разместилась машинно-тракторная станция, в храмах устроены ремонтные мастерские. Деревянная Введенская (бывш. Богородице-Рождественская) ц. в Брылеевой пуст. после закрытия Ж. м. была разрушена. Постановлением Совета министров РСФСР от 13 авг. 1960 г. Ж. м. получил статус памятника культуры республиканского значения, но в 60-90-х гг. здания мон-ря стояли заброшенными.

5 мая 1990 г., в день обретения мощей прп. Иакова, крестный ход в с. Борок возглавлял еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв). Среди руин обители был совершен праздничный молебен. В крестном ходе принял участие и последний из оставшихся к тому времени в живых бывш. насельник мон-ря архим. Серафим (Борисов), много лет проведший в тюрьмах и лагерях. Указом архиеп. Александра от 1 мая 1995 г. в бывш. мон-ре было организовано приписное подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря во главе с настоятелем иером. Адрианом (Антиповым). Решением Свящ. Синода от 17 авг. 2004 г. подворье было преобразовано в мон-рь, настоятелем назначен иером. (впосл. игум.) Ферапонт (Кашин). К 2009 г. в Ж. м. проживало более 10 насельников. Восстанавливается Богородице-Рождественский храм. Регулярные будничные службы совершаются в домовой ц. во имя Трех святителей, устроенной в 1998 г. в трапезном корпусе XIX в. К мон-рю приписана приходская ц. в честь Рождества Христова в с. Борок. Построен 2-этажный келейный корпус (в не возвращенном обители братском корпусе 1825 размещается сельская школа).

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Св. 1. № 30. Л. 7-15; ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 1. Д. 3350. № 783; Д. 4443. № 789; Оп. 6 (доп.). Д. 175. № 359; Оп. 13. Д. 26. № 71; Д. 149. № 379; Д. 177. № 223; Д. 235. № 488; Д. 3821-3825; Ф. 131. Оп. 1. Д. 82. № 37; Д. 262-264; Ф. 203. Оп. 3. Д. 11. № 259; Д. 36. № 88; Ф. 702 [Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь].
Ист.: Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 114; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895. Вып. 1. С. 338-339; Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1903. Вып. 2. С. 26; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 69-71; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996. С. 227-228; Антонов А. В. Костромские мон-ри в док-тах XVI - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 208-214.
Лит.: Описание Железноборовского Предтеченского мон-ря. М., 1838; Жуков Д. Древности церквей и мон-рей Костромской губ. // Костромские ГВ. 1842. № 33; Прилуцкий Д. Ф. Описание Железноборовского мон-ря. М., 1865; Румянцев П., свящ. Описание Железноборовского мон-ря Костромской губ., Буйского у. Кострома, 1873; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 41-42; Воскресенский А. Прп. Иаков игум., Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1912. Отд. неофиц. № 18. С. 514-532; 1913. № 2. С. 39-53; № 3. С. 72-101; № 6. С. 169-195 (отд. изд.: Кострома, 1913); он же. Светлое торжество Иаково-Железноборовского мон-ря Костромской епархии // Там же. 1913. Отд. неофиц. № 11. С. 358-361; Деятельность духовенства Костромской епархии на удовлетворение нужд военного времени // Там же. 1917. Отд. неофиц. № 5. С. 91; Чумаков С. «Богоборец» Иосаф еще жив // Борона. Кострома, 1929. 14 апр.; Всеволод Т. Суд над руководителями Железно-Боровского мон-ря // Там же. 23 июня; Черные клобуки под черными платками // Сев. правда. Кострома, 1929. 12 мая; Е. И. Вместо мощей... 11/2 копейки // Безбожник у станка. 1929. № 16. С. 16; Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. С. 462-477; Тиц А. А. На земле древнего Галича: Галич, Чухлома, Солигалич. М., 1971. С. 131; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 147; Конец Железноборовского мон-ря // Буйская правда. 1987. 11 июля; Смирнов В. От Молвитина до Буя // Губернский дом. Кострома, 1996. № 3. С. 31-32; Поросятковская Л. А. Обитель под видом сельхозартели // Светоч. Кострома, 1996. С. 43-46; Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 36-38; Сизинцева Л. И. Иером. Иоасаф (Сазанов): Эпизод из истории Иаково-Железноборовского мон-ря // Светоч: Альманах. Кострома, 2007. № 1. Ч. неофиц. С. 73-77; Ферапонт (Кашин), игум. О двух архивных док-тах, касающихся исторического облика Иаково-Железноборовского мон-ря // Там же. С. 101-106; он же. Иаково-Железноборовский мон-рь: Опыт церк.-археол. исслед.: Дипл. / МДА. Серг. П., 2007. Ркп.; Шишков В. Я. Приволжский край // Костромская земля: Краевед. альманах. Кострома, 2007. Вып. 6. С. 557-571; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 190-192.
Н. А. Зонтиков, Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Костромская и Галичская епархия Русской Православной Церкви Железноборовский во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии) в с. Борок Буйского р-на Костромской обл. Иаков Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря, преподобный (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
См.также:
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АВРААМИЕВ СМОЛЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный)
АГАПИТОВ МАРКУШЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ находился в Тотемском у. Вологодской губернии