Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕФРЕМ
Т. 19, С. 48-50 опубликовано: 10 сентября 2013г.


ЕФРЕМ

(† после 1239-1242, Смоленск), прп. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), ученик прп. Авраамия Смоленского, автор его Жития, настоятель Ризоположенского монастыря в Смоленске (см. Авраамиев смоленский в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужской монастырь). Биографические сведения о Е. скудны, содержатся в Житии прп. Авраамия. Е. пишет о своей жизни в Ризоположенском мон-ре, 1-м настоятелем которого являлся прп. Авраамий; там книжник работал над Житием преподобного. Анализ Жития дает основание считать, что Е. был рядом с прп. Авраамием в течение длительного времени. Поскольку Е. передает яркие впечатления от поучений прп. Авраамия, можно предположить, что агиограф слышал их в период, когда прп. Авраамий, подвизаясь в Успенском мон-ре на Селище под Смоленском (преподобный принял там постриг и был рукоположен во иерея при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа», вероятно Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197-1214), прославился своими проповедями. Поучения прп. Авраамия стали причиной его острого конфликта практически со всем духовенством Смоленска, включая еп. Игнатия. Игумен Успенского мон-ря запретил прп. Авраамию проповедовать, после чего тот был вынужден удалиться в смоленский Крестовоздвиженский монастырь.

Преподобные Авраамий и Ефрем Смоленские. Миниатюра из утраченной рукописи XVII в.
Преподобные Авраамий и Ефрем Смоленские. Миниатюра из утраченной рукописи XVII в.

Преподобные Авраамий и Ефрем Смоленские. Миниатюра из утраченной рукописи XVII в.
По-видимому, Е. поселился в Крестовоздвиженском мон-ре вслед за учителем. Описание жизни прп. Авраамия в этой обители, составленное Е., содержит подробности и конкретные детали, в частности, описание облика преподобного: «Кости его и състави яко мощи исщести» - как следствие аскетических подвигов (ПЛДР. С. 78). Как очевидец Е. пишет о «снеме» (публичном суде епископа над прп. Авраамием). Агиограф упоминает, что святой был «с двема ученикома», к-рые «преподобному служаща добре»; не исключено, что одним из учеников был Е. Гонения на прп. Авраамия, продолжавшиеся 5 лет, прекратились после совершенного по молитвам преподобного чуда (прекратилось «бездождье велико»). Прп. Авраамий примирился со Смоленским еп. Игнатием и по благословению последнего стал игуменом основанного на средства архиерея Ризоположенского монастыря, который отличался благодаря усилиям прп. Авраамия строгостью при приеме иноков.

Житие прп. Авраамия было написано Е., по-видимому, после 1237 г., поскольку автор просит Бога «рассыпать и расточить... измаилтескыя языкы» (очевидно, речь идет о монг. нашествии на Русь в 1237-1242). Житие известно в 2 редакциях в списках не ранее кон. XV в. Первая редакция представлена 13 списками, из них самый ранний - ГИМ. Увар. № 350. Вторая редакция насчитывает 11 списков, наиболее ранние и исправные из них - ГИМ. Син. № 997, РНБ. Соф. № 1492. Обе редакции восходят к недошедшему протографу Жития. Житие прп. Авраамия известно также в сокращенном варианте в Прологах.

В лит-ре неоднократно отмечалась зависимость Жития прп. Авраамия от трудов прп. Нестора (Житие прп. Феодосия Печерского, Чтение о Борисе и Глебе, поучение «о казнях божиих» в ПВЛ под 1068 г.). Кроме того, Е. постоянно обращается к Свящ. Писанию, использует сюжеты переводных и оригинальных Житий (Житий свт. Иоанна Златоуста, прп. Саввы Освященного, прп. Авраамия Затворника и др.), ссылается на сб. «Златая чепь», делает выписку из «Повести некоего духовного отца к духовному сыну» (выписка не отождествлена). В заключительной части сочинения Е. противопоставляет праведность прп. Авраамия греховности своей жизни. Агиограф укоряет себя за то, что он бывал «пиан, и веселяся, и глумяся в неподобных делех, иже в правду бых празден», слишком часто находился в «дремании» и «многе сне», посещал пиры, предавался «плясаниам» с бубнами и сопелями. Одной из целей самообвинения является желание подчеркнуть строгость подвига прп. Авраамия: «Он рогоже положи и постелю жестоку, аз же постелю мяхъку и теплу» (ПЛДР. С. 98). В Житии прп. Авраамия Е. проявил себя как искусный ритор, талантливый и свободно использующий традицию агиограф.

На миниатюре в утраченной смоленской рукописи XVII в., изображающей прп. Авраамия и Е. (Розанов. 1912. Вклейка), последний представлен как схимник. О схиме Е. также свидетельствует иконописный подлинник: «Преподобныи Ефрем, Смоленскии чюдотворец: в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородскаго, ризы преподобническия, а инде пишет: аки Сава Освященныи» (Там же. С. 164).

Е., по-видимому, был погребен в Авраамиевом Ризоположенском монастыре. По сообщению «Повести о победах Московского государства», написанной в 20-х гг. XVII в. в среде смоленских дворян, к-рые остались в России, после того как по Деулинскому перемирию 1619 г. Смоленская земля отошла Польше, мощи Е. покоились вместе с мощами его учителя прп. Авраамия в этой обители. От мощей преподобных совершались чудотворения: «Мнози же и неизреченныя чудеса испущающе от их преподобных ран (так в публикации, правильно: рак.- Е. К.) от святых бо глав их. А во главах у святых ран (рак.- Е. К.) устроено место, аки кладязь, и на всяко лето в их праздник вода изхождаше и помост церковный во церкви понимаше (так! - Е. К.). Людие же для благословения воду черплюще; от воды тоя мнози недужнии исцелевахуся и здравии бываху. Отшедши же Божественной литургии, и абие в церкви и в месте том, откуда вода исхождаше, суша бываше. Токмо едино черплющия вода в сосудех оставляшеся и в год блюдома для благословения ради недужных исцеления. При нозех же святых ран (рак.- Е. К.) прут великий железный растуще и по вся годы прибывающе, аки древо» (Повесть о победах Московского государства. Л., 1982. С. 26-27). При взятии Смоленска поляками в 1611 г. (см. Смутное время) мон-рь был разорен, по-видимому, тогда были утрачены св. мощи преподобных Авраамия и Е.

Почитание

В Смоленске Е. наряду со святыми Меркурием и Авраамием считался небесным заступником города. Е. почитался вместе со своим учителем, в службе преподобным Авраамию и Е. последний назван «божественным» и «богомудрым». По наблюдениям Е. Е. Голубинского, в месяцесловах имена Авраамия и Е. появляются в 1-й пол. XVI в. с памятью 21 авг., в день преставления прп. Авраамия. Списки службы преподобным Авраамию и Е. фиксируются в это же время (ГИМ. Новоспасск. № 6; РНБ. Соф. № 1492), встречается отдельно канон святым (ГИМ. Син. № 850). Упоминание в службе «агарянского», «варварского» и «иноплеменного» пленения и «обстояния» Смоленска указывает на раннее происхождение службы (литовцы захватили город в 1239, а монголы дошли до находившегося под Смоленском сел. Долгий Мост). По мнению С. П. Розанова, сохранившаяся редакция службы является ее 3-й переделкой, при которой к службе прп. Авраамию были добавлены молитвенные обращения к Е. В одном из списков службы в Трефологии XVI в. (РГБ. Ф. 304/1. № 619) Е. назван только в заглавии: «Память преподобных архимандрит смоленских Авраамия и Ефремиа»; возможно, протограф этого списка отражал начальный момент почитания Е. (сан архимандрита у прп. Авраамия и Е., по всей видимости, анахронизм).

На Соборе 1549 г. прп. Авраамий был канонизирован к общецерковному почитанию. Между тем в XVII в. есть свидетельства общерус. почитания Е. В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) под 21 авг. записаны «преподобнии отци Аврамий, архимандрит смоленский, и ученик его Ефрем... новыи чудотворцы» (РИБ. Т. 4. Стб. 855). Святые названы в составленном в сер. 50-х гг. XVII в. келарем Троице-Сергиева мон-ря Симоном (Азарьиным) Месяцеслове, где также под 21 авг. записана память «Аврамия архимарита и ученика его Ефрема, иже в Смоленске граде» (Там же. Ф. 173/1. МДА. № 201. Л. 328). Канонизация Е. к общецерковному почитанию совершилась включением его имени в Собор Смоленских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе Смоленского и Вяземского архиеп. Феодосия (Процюка).

Ист.: Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; ПЛДР: XIII в. М., 1981. С. 66-105; Древнерус. предания: (XI-XVI вв.). М., 1982. С. 73-116; БЛДР: XIII в. СПб., 2000. Т. 5. С. 30-65.
Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 381-383, 516; Ключевский. Древнерус. жития. С. 52-58; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 8-10; Голубинский. Канонизация святых. С. 84, 108; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленской и его Житие, сост. учеником его Ефремом // Смоленская старина. 1909. Вып. 1. Ч. 1. С. 44-50; Бугославский С. Лит. традиция в сев.-вост. рус. агиографии // Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 332-333; Буланин Д. М. Ефрем // СККДР. Вып. 1. С. 126-128; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 231-236; Топоров В. Н. Святость и святые в рус. духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 66-67, 104-126; Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 138-142; она же. К вопросу об особенностях «Жития Авраамия Смоленского» // ДРВМ. 2001. № 1(3). С. 111-113; она же. Проблема общих мест в древнеслав. лит-рах: На мат-ле агиографии // Ruthenica. 2004. Т. 3. С. 80-92.
Е. Л. Конявская

Иконография

Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск)
Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск)

Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем, Смоленские. Икона. 2001 г. Иконописец С. Кульманов (Преображенский собор Аврамиева мон-ря, Смоленск)
Рус. иконописные подлинники XVII-XIX вв. указывают память святого под 21 авг., в день преставления прп. Авраамия Смоленского. Они сходятся в описаниях изображения Е.: его облик может быть уподоблен облику прп. Антония Римлянина («Сед, аки Антоний Римлянин, иже в Новегороде, и всем подобием» - ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 152 об.) или при подобии прп. Антонию Римлянину святой мог изображаться как прп. Савва Освященный («Преподобный Ефрем Смоленский чудотворец, в схиме, сед, брада Антония Римлянина Новгородского, ризы преподобническия, а инде пишет аки Савва Освященный» - Большаков. С. 130, ошибочно указана память под 12 авг. (С. 44); то же - БАН. Строг. № 66. Л. 138; Филимонов. С. 67).

Одно из ранних изображений Е. имелось на миниатюре в рукописи XVII в. из Смоленской ДС (№ 78; местонахождение неизв., воспроизведение см.: Розанов. 1912. Вклейка). Е. и его наставник прп. Авраамий представлены напротив друг друга в предстоянии Спасителю, изображенному в облачном окружении вверху листа. Святые облачены в монашеские одежды (мантию, рясу, схиму), характерно, что на голове Е.- клобук, голова прп. Авраамия не покрыта (куколь лежит на плечах), оба с нимбами. Молитвенное сложение рук разное: правая рука Е. прижата к груди в области сердца, левая слегка опущена вниз.

Образ Е. включен в состав Собора Смоленских святых. На иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) Е. помещен первым во 2-м ряду, держащим перед собой раскрытую книгу.

В 2001 г. был разработан извод с изображением 3 Смоленских святых, чьи имена связаны со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, прп. Авраамия, свт. Игнатия и Е. (иконописец С. Кульманов, Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены в рост, в руках Е.- свиток.

Лит.: Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912. С. 164; Большаков. Подлинник иконописный. С. 44, 130; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 67; СККДР. Вып. 1. С. 126-128; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110. Кат. 185.
Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Настоятели монастырей Русской Православной Церкви Собор Смоленских святых (воскресенье перед 28 июля) Авраамий Смоленский, преподобный (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых) Ефрем († после 1239-1242), преподобный (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
См.также:
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)
АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский
ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ прп. (пам. 21 авг. и в Соборе Смоленских святых)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)