Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДУНСТАН
Т. 16, С. 337-339 опубликовано: 22 октября 2012г.


ДУНСТАН

Св. Дунстан, архиеп. Кентерберийский. Икона. Кон. XX в.
Св. Дунстан, архиеп. Кентерберийский. Икона. Кон. XX в.

Св. Дунстан, архиеп. Кентерберийский. Икона. Кон. XX в.
Ду́нстан [лат. Dunstanus; древнеангл. Dunstan] (ок. 909 - 19.05.988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая), архиеп. Кентерберийский (960-988), деятель реформаторского движения в англосакс. Церкви в сер. Х в., гос. деятель.

Сохранились адресованные Д. письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII, Видона, настоятеля мон-ря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Д. свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей - от Эадмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике. Самое раннее из Житий Д. (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Д. содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности - св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом), и св. Этельвольда, еп. Уинчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Д. акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри. Аббон ссылался на Д. и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эадмунда. 2-е Житие Д. было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 10-х гг. XII в. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эадмером. В 20-х гг. XII в. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Д. неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма - «Деяниях английских королей». Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий). В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане». Самое позднее из лат. Житий Д. было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом († 1464).

Иисус Христос и свт. Дунстан. Миниатюра из «Учебника св. Дунстана» из Гластонбери. X в. (Oxford. Bodl. MS. Aust. F. IV.32
Иисус Христос и свт. Дунстан. Миниатюра из «Учебника св. Дунстана» из Гластонбери. X в. (Oxford. Bodl. MS. Aust. F. IV.32

Иисус Христос и свт. Дунстан. Миниатюра из «Учебника св. Дунстана» из Гластонбери. X в. (Oxford. Bodl. MS. Aust. F. IV.32

Родители Д., Хеорстан и Кюнетрит, принадлежали к англосакс. знати, вероятно состояли в родстве с королевской династией. Их владения находились на территории совр. графства Сомерсет и граничили с землями мон-ря Гластонбери. Согласно Осберну и поздним (рубеж XI и XII вв.) вставкам в Англосаксонскую хронику, Д. род. «в первый год правления короля Этельстана» (924). Учитывая, что Д. был назначен настоятелем Гластонбери в 940 г., а также др. факты, сообщаемые агиографами, можно полагать, что святитель скорее всего родился раньше. В наст. время на основании косвенных свидетельств датой рождения Д. условно считается 909 г. Д. провел детство и раннюю юность в Гластонбери. В то время мон-рь находился в упадке, монахов там не было, но жила небольшая община белого духовенства. При мон-ре действовала школа, где мальчики имели возможность учиться не только у местных клириков, но также у ирл. монахов и др. паломников, посещавших Гластонбери ради поклонения святыням. В Житиях сообщается, что Д. ревностно постигал книжную ученость и отличался выдающимися способностями к различным ремеслам и игре на арфе.

В сер. 20-х гг. X в. дядя Д., Кентерберийский архиеп. Этельхельм (923-926), пригласил буд. святителя в Кентербери и представил кор. Этельстану. Нек-рое время Д. жил при дворе, но, видимо, не смог найти общий язык с др. юношами из королевского окружения. Согласно Житию В, недоброжелатели обвинили Д. в изучении языческой премудрости и колдовстве. Возможно, поводом к обвинениям послужил интерес Д. к книгам, в т. ч. к трудам античных авторов. Первоначально Д. колебался в выборе жизненного пути и даже собирался жениться, однако со временем последовал советам родственника св. Эльфхеаха, еп. Уинчестерского († 951), принес монашеские обеты и был рукоположен во пресвитера.

До 940 г. Д. оставался при королевском дворе. В Житии В сообщается, что кор. Эадмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Д. в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франк. послов. Через неск. дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эадмунд понял, что обошелся с Д. несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Д. и отправился с ним в Гластонбери. Эадмунд повелел возродить опустевший мон-рь, назначил Д. настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эадмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г.

Д. немедленно приступил к восстановлению мон-ря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и др. постройки. За 15 лет настоятельства Д. создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского. Эта община стала примером для монахов-реформаторов др. реформированных мон-рей, созданных единомышленниками Д., среди к-рых были Этельвольд, мон. из Гластонбери, впосл. настоятель мон-ря Абингдон и еп. Уинчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель мон-ря Рамси. Д. принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эадмунда и его преемника кор. Эадреда (946-955), передавшего на хранение Д. большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эадреда, засвидетельствованное Д. Отношения Д. с сыном Эадмунда, кор. Эадви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни. Д. подписал неск. грамот кор. Эадви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны. Д. отправился на континент и провел ок. года в Генте, в мон-ре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из мон-ря Клюни. В 957 г. Д. вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эадви, Эадгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, 2 крупнейших провинций, отвергших власть Эадви. Эадгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и в Лондоне. После смерти Эадви в 959 г. Эадгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Д. и др. церковных реформаторов. В 960 г. Д. занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру. В годы правления Эадгара святитель оставался советником и наставником короля, к-рый за усердное покровительство Церкви и мон-рям был прозван «отцом монахов».

Свт. Дунстан. Фрагмент витража ц. св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XIX в.
Свт. Дунстан. Фрагмент витража ц. св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XIX в.

Свт. Дунстан. Фрагмент витража ц. св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XIX в.

В Житиях Д. приписывается непосредственное участие в реформе монашеской жизни в обителях Малмсбери, Бат и др., хотя святитель чаще выступал вдохновителем преобразований. Целью реформы было освобождение мон-рей от власти светских магнатов, на землях к-рых они располагались, и создание церковной иерархии, к-рая будет существовать и действовать независимо от светской власти. Исключительное право контроля над мон-рями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать настоятелей и вмешиваться в дела обителей. В кафедральных соборах вместо «секулярных каноников», клириков из белого духовенства, часто женатых и проживавших в собственных домах, стали служить жившие общиной монахи. Во вновь основанных и реформированных мон-рях вводился Устав прп. Венедикта, было унифицировано богослужение. Эти преобразования отражены в документе, принятом в 966 г. на Соборе в Уинчестере и получившем название «Уставное соглашение» (Regularis concordia). Д. нередко приписывается авторство этого текста и ряда законов, изданных в правление кор. Эадгара, но в действительности эти документы создавались коллективно. Вероятно, Д. принимал участие в разработке специальной церемонии для коронации Эадгара в Бате (973).

В годы правления преемников Эадгара, св. Эадвеарда Мученика (975-978) и Этельреда Нерешительного, Д. оставался главным королевским советником, хотя его влияние постепенно падало. По преданию, святитель предсказал обрушившуюся на Англию после его смерти трагедию дат. и нормандского завоеваний, объявив ее возмездием за кровь кор. Эадвеарда, убитого, как считается, по повелению его мачехи, матери Этельреда. В последнее 10-летие жизни Д. проводил большую часть времени в Кентербери, занимаясь благотворительностью и делами организованной им школы. Согласно Житиям, Д. был очень мягок и терпелив в обращении с учениками. По более поздней легенде, школяры, страдавшие от жестокости наставников, обращались за помощью к святителю и их просьбы никогда не оставались без ответа. В мон-ре свт. Августина в Кентербери Д. построил новый храм и освятил его во имя апостолов Петра и Павла и св. Августина, архиеп. Кентерберийского. Д. часто молился в мон-ре у гробниц свт. Августина и кор. св. Этельберта. Святитель заботился о строительстве церквей, об исправлении ошибок в книгах соборной б-ки и отливке новых колоколов для кафедрального собора. Согласно Житиям, в 988 г., во время всенощного бдения на праздник Вознесения Господня, Д. получил откровение о скорой смерти и через 3 дня скончался.

Похоронен в кафедральном соборе Кентербери. В 1074 г. архиеп. Ланфранк (1070-1089), восстановивший собор, уничтоженный пожаром в 1067 г., велел положить мощи Д. справа от главного алтаря. В 1084 г. для них была изготовлена драгоценная рака. В XII-XIII вв. монахи Гластонбери утверждали, что после разорения Кентербери датчанами в 1002 г. мощи Д. были перенесены в их мон-рь. В 1508 г. архиеп. Уильям Уорем приказал вскрыть раку Д. в Кентербери и доказал безосновательность притязаний монахов Гластонбери. В 1538 г. алтарь и рака святителя в кафедральном соборе Кентербери были разорены.

Почитание Д. возникло вскоре после смерти святителя и со 2-й пол. XI в. получило повсеместное распространение в Англии. Д. считался покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников, а также слепых. С именем святителя связаны предания и легенды, часть к-рых изложена в Житиях. В Житии, составленном «прелатом В.», сообщается о чудесном знамении, сопровождавшем рождение Д. Во время беременности Кюнетрит молилась в церкви на праздник Сретения Господня. Внезапно в храме погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит сама собой загорелась, и все присутствующие зажгли свечи от чудесного огня. Это чудо показало, что ребенок, к-рого Кюнетрит носила во чреве, станет «светочем святости» для Церкви в Англии. Большую известность получил эпизод из Жития о борьбе Д. с диаволом: святитель схватил противника за нос кузнечными клещами. Отзвук легенды сохранился в англ. народной песенке:

Святой Дунстан был славным малым,

Он за нос дьявола водил,

А тот вертелся, упирался

И оглушительно вопил.

Церковь св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XV в.
Церковь св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XV в.

Церковь св. Дунстана в Кранфорде, Лондон. XV в.
В посмертных чудесах, описанных Осберном и Эадмером, Д. часто выступал в качестве заступника правой стороны на судебных разбирательствах. По преданию, Д. помог архиеп. Ланфранку выиграть тяжбу у Одона, еп. Байё, гр. Кента и сводного брата кор. Вильгельма Завоевателя, который покушался на земли, принадлежавшие кафедральному собору в Кентербери.

В Житиях Д. приписывается изготовление колоколов и органов, а также авторство гимна «Господи, Царь сияющий» (Kyrie Rex splendens; Kyrie VII в Ватиканском градуале). Сохранилась рукопись из Гластонбери (Bodl. MS. Auct. F. IV. 32), содержащая отрывки из Свящ. Писания на латыни и греч. языке, гомилию о Кресте на древнеангл. языке, ряд древних валлийских глосс, а также миниатюру с изображением Д., припадающего к стопам Христа. Согласно надписи XIII в., рукопись была создана святителем.

В Англии в XVII-XVIII вв. и особенно в XIX в. Д. нередко представляли зловещей фигурой, «серым кардиналом» и «некоронованным королем Англии», презревшим исконные англ. традиции и отдавшим страну в руки алчных и невежественных монахов. Подобное отношение проявилось в полной мере в таких известных произведениях, как изданная в Оксфорде в 80-х гг. XIX в. многотомная «История нормандского завоевания Англии» Э. О. Фримана (Freeman E. A. The History of the Norman Conquest of England: Its Causes and Its Results. Vol. 1: Preliminary History to the Election of Edward the Confessor) и опубликованная в 1867 г. «История Англии для детей» Ч. Диккенса (Dickens Ch. A Child's History of England). Эта тенденция была связана с характерным для данного периода негативным отношением к монашеству и к Церкви вообще, в историографии ХХ в. она исчезла (см., напр., классическую работу Ф. Стентона «Англосаксонская Англия»).

Имя святителя носит ряд католич. и англикан. церквей в Великобритании и др. англоговорящих странах. Во имя Д. освящен храм Антиохийской Православной Церкви в г. Пул (графство Дорсет), правосл. приход в Нов. Зеландии.

Д. изображается в архиепископском облачении, с кузнечными клещами в руках, иногда - с голубкой, парящей над головой, или в окружении ангелов.

Ист.: ActaSS. Mai. T. 4. Col. 344-384; Memorials of St. Dunstan, Archbishop of Canterbury / Ed. W. Stubbs. L., 1874; The Monastic Agreement of the Monks and Nuns of English Nation = The Regularis Concordia / Ed. and transl. T. Symons. L., 1953; St. Dunstan's Classbook from Glastonbury: Cod. Biblioth. Bodleianae Oxon. Auct. F. 4/32 / Introd. R. W. Hunt. Amst., 1961; Dunstanus Saga / Ed. C. E. Fell. Copenhagen, 1963; William of Malmesbury. Gesta Regum Anglorum: The History of English Kings / Ed., transl. R. A. B. Mynors, R. M. Thompson, M. Winterbottom. Oxf., 1998-1999. 2 vol.; Eadmer of Canterbury. Lives and Miracles of St. Oda, Dunstan, and Oswald / Ed., transl. A. J. Turner, B. J. Muir. Oxf., 2006.
Лит.: BHL, N 2342-2350; Robinson J. A. The Times of St. Dunstan. Oxf., 1923; Stenton F. Anglo-Saxon England. Oxf., 1943; Duckett E. S. St. Dunstan of Canterbury: A Study of Monastic Reform in the 10th Cent. L., 1955; Daniele I. Dunstano // BiblSS. Vol. 4. Col. 869-871; Farmer H. Dunstan // DHGE. Vol. 14. Col. 1063-1068; Knowles D. The Monastic Order in England: A History of Its Development from the Times of St. Dunstan to the 4th Lateran Council, 940-1216. Camb., 19662; Dales D. Dunstan: Saint and Statesman. Camb., 1988; The Image of St. Dunstan / Ed. N. Ramsay, M. Sparks. Canterbury, 1988; St. Dunstan: His Life, Times, and Cult / Ed. N. Ramsay, M. Sparks, T. Tatton-Brown. Woodbridge; Rochester, 1992.
А. Г. Глебов, З. Ю. Метлицкая
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святители Римско-католической Церкви Архиепископы Римско-католической Церкви Христианство на территории разных стран. Великобритания Святые неразделенной Церкви Архиепископы Кентерберийские Архиепископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Святители неразделенной Церкви Дунстан (ок. 909 - 988), архиепископ Кентерберийский (960-988), святитель (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)
См.также:
АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),
АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ († 909), архиеп. Бременский и Гамбургский , свт. (пам. зап. 9 мая)
АДОН (ок. 819 - 874 или 875), архиеп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 16 дек.)
АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)
АМВРОСИЙ († ок. 455), архиеп., свт. (пам. зап. 3 сент.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 611), архиеп. Битуригский (современная Франция), свт. (пам. зап. 6 окт.)
АРТЕМИЙ († 405), еп. Арверна, свт. (пам. зап. 24 янв.)
АРХЕЛАЙ († ок. 280), еп., свт. (пам. зап. 26 дек.)
АСПРЕН († 79 ?), первый еп. Неаполя, свт. (пам. зап. 3 авг.)
АСТЕРИЙ (IV в.), еп. Петры Аравийской, свт. (пам. зап.10 июня)
АСТЕРИЙ († до 431 г.), митр. Амасии Понтийской, свт. (пам. зап. 30 окт.)
АУСПИКИЙ († ок. 490), еп.Туля, свт. (пам. зап. 8 июля, 26 февр.)
АФАНАСИЙ (ок. 832-872), еп. Неаполя, свт. (пам. зап. 15 июля)
БАЗИН († 705), архиеп. Трирский, свт. (пам. зап. 4 марта)
БАРНАРД (ок. 778 - 842), архиеп., свт. (пам. зап. 23 янв.)
БРИТВАЛЬД архиеп. Кентерберийский, свт. (пам. зап. 9 янв.)
ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж)