Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДУДКО
Т. 16, С. 322-324 опубликовано: 18 октября 2012г.


ДУДКО

Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в.
Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в.

Прот. Димитрий Дудко. Фотография. Кон. ХХ в.
Димитрий Сергеевич (24.02.1924, дер. Зарюховская Буда, ныне Березина Брянской обл.- 28.07.2004, Москва), прот., духовный писатель. Из крестьянской семьи. Отец в 1937 г. арестован. В 1943 г. Д. призван в армию и направлен на фронт. Через год, после ранения, был комиссован. В 1945 г. поступил на Богословско-пастырские курсы (в 1946 преобразованные в Московскую ДС), по окончании их в 1947 г. учился в МДА. 20 янв. 1948 г. арестован за стихи, к-рые опубликовал во время нем. оккупации. Обвинен в «антисоветской агитации и пропаганде», приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1956 г. реабилитирован, восстановился в МДА, к-рую окончил в 1960 г.

19 нояб. 1960 г. рукоположен Дмитровским еп. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) во диакона, 21 нояб.- во иерея. Назначен служить в ц. Спаса Преображения в Преображенском, иначе именовавшемся по одному из приделов храмом Петра и Павла. В июле 1964 г., после разрушения храма под строительство станции метро «Преображенская площадь», назначен служить в храм свт. Николая на Преображенском кладбище. Здесь Д. начал активно проповедовать, затрагивая больные общественные темы, проводил пастырские беседы с прихожанами. Д. пользовался большой популярностью, особенно среди молодежи и интеллигенции. По воспоминаниям современников, особенностью проповедей Д. была искренность, все его ответы были прямые, ясные, точные, даже тогда, когда вопрос ставился в предельно острой форме. Беседы не носили политического характера, состояли из изложения основ христ. вероучения, чтения отрывков из книг, недоступных в то время слушателям. Проповеди были записаны на магнитофонную пленку и изданы на Западе. В 1971-1974 гг. Д. входил в редакцию издаваемого в самиздате ж. «Вече», писал для него статьи церковной тематики.

4 мая 1973 г. ввиду давления властей Д. было запрещено проводить беседы с прихожанами. 15 мая Д. сообщили о переводе его в распоряжение Крутицкого митр. Серафима (Никитина), т. е. об удалении в приход в пределах Московской обл. Тогда Д. послал Патриарху прошение, в к-ром говорилось, что он счел нужным уйти за штат, обосновав свое решение тем, что его перевод - это «мера расправы», «явное вмешательство во внутренние дела Церкви со стороны определенных лиц, что запрещается законами». 20 мая Д. был запрещен в служении митр. Серафимом за «нарушение церковной дисциплины» до покаяния. Д. написал, что если было нарушение дисциплины, то невольное, полагая прошение об отставке освобождающим его от обязанностей по отношению к митрополиту, и выразил готовность служить св. Церкви. Д. был определен в ц. вмч. Никиты с. Кабанова Орехово-Зуевского р-на Московской обл. (85 км от Москвы). В сент. 1974 г. совершил 1-ю литургию в этом храме, продолжая жить в Москве.

В марте 1975 г. Д. попал в автомобильную катастрофу, но через 5 месяцев он начал вновь служить. В кон. 1975 г. старостой храма с. Кабанова без согласия приходского совета с Д. был расторгнут договор. Прихожане храма написали 2 прошения в его защиту. Преследования Д. вызвали беспокойство международной общественности.

В июне 1976 г. Д. был среди подписавшихся от имени православных под «Экуменическим воззванием» - Обращением верующих разных конфессий к Президиуму Верховного Совета СССР и Всемирному Совету Церквей, в к-ром говорилось о дискриминации верующих советским законодательством, вмешательстве гос-ва в дела религ. сообществ, нарушении права воспитания детей и т. д.

В 1976 г. Д. переведен в ц. Смоленско-Гребневской иконы Божией Матери дер. Гребнево Щёлковского р-на Московской обл. В это время Д. подвергался очередным притеснениям. В Гребневе сменили 2 настоятелей, к-рые не хотели доносить на него. В глазах Совета по делам религий служение Д. выглядело дерзким вызовом, его деятельность оценивалась как антисоветская. В дек. 1977 г. уполномоченный Совета по делам религий Московской обл. созвал приходский совет и настаивал на расторжении договора с Д., но совет отказался это сделать.

В авг.-дек. 1977 г. Д. провел циклы бесед «Слова о Царстве Небесном» и «Каким языком разговаривать с современным миром» (текст не сохр.). Проповеди и книги Д. начали регулярно публиковаться за рубежом. В сент. 1978 г. в Гребневе Д. организовал выпуск самиздатом бюллетеня «В свете Преображения», к-рое восполняло недостаток духовной лит-ры. Помимо статей духовного содержания в бюллетене печатались ответы на вопросы прихожан, а также сообщения о притеснениях верующих.

В кон. 1979 г. Д. и его духовные чада все чаще испытывали давление со стороны офиц. властей. Участились случаи прихода в храм милиционеров, которые вели себя грубо и угрожающе. 15 янв. 1980 г. Д. был арестован возле церкви в Гребневе по обвинению в антисоветской деятельности. Находился в Лефортовской тюрьме. В его московской квартире был проведен обыск.

Арест привлек внимание общественности и вызвал отклик за границей. Зарубежные правосл. иерархи выступили в защиту Д. Архиеп. Брюссельский Василий (Кривошеин) обратился непосредственно к Л. И. Брежневу с просьбой освободить Д. (Рус. мысль. 1980. 31 янв. С. 3). Митр. Сурожский Антоний (Блум) участвовал в Лондоне в специальном богослужении о Д. и др. правосл. узниках. Митр. всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) сделал заявление, в к-ром выразил озабоченность арестом Д. (Там же. 29 февр. С. 1). Высказали протесты и представители неправосл. церквей и конфессий.

Д. провел полгода в следственном изоляторе Лефортовской тюрьмы. За это время он написал стихи, к-рые затем составили сборник (Лефортовские стихи (янв.-июнь 1980 г.). М., 1995). 20 июня 1980 г. по телевидению было показано выступление Д., осуждающего свою прежнюю деятельность. Заявление было опубликовано в советской печати на следующий день. Агентство печати «Новости» передало заявление Д. иностранным корреспондентам, по радио в передачах для заграницы оно было прочитано полностью. На следующий день его освободили. Первое время он проживал в дер. Байдино Тульской обл., т. к. его присутствие в Москве на время Олимпиады было признано нежелательным. Д. определили служить в ц. Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (ныне в черте Москвы). С 10 окт. 1980 по 22 мая 1982 г. служил, находясь под следствием, пока его дело не было закрыто.

После освобождения Д. не прекратил активной миссионерской деятельности, по-прежнему много проповедовал, проводил беседы, вновь стал издавать приходский бюллетень. В 1984 г. был переведен в ц. свт. Николая в с. Черкизове Коломенского р-на Московской обл. В Москве проводил беседы на частных квартирах. С 1987 г. его проповеди стал печатать литературно-философский христ. ж. «Выбор». С началом перестройки Д. проводил духовные беседы в б-ках. Эти беседы он вел до конца жизни. Радикально изменил взгляды на роль диссидентства в нравственном развитии общества. В 1990 г. удостоен сана протоиерея. В 2001 г. награжден крестом с украшениями.

30 июня было совершено отпевание Д. в храме Св. Троицы на Пятницком кладбище Видновским еп. Тихоном (Недосекиным) при большом стечении народа. Д. похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Соч.: О нашем уповании. [Б. м.], 1974. Париж, 1975. Брюссель, 1975; Крещение на Руси // Вестн. РХД. 1976. № 117. С. 188-208; Воскресные собеседования. Монреаль, 1977; Верю, Господи! Монреаль, 1977; Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978; Efter Golgata uppstandelsen! Stockholm, [1978]; О чем проповедовать // Рус. Возрождение. 1978. № 2. С. 10-26; Что значит прославление рус. мучеников // Там же. 1979. № 7/8. С. 31-32; Открытое письмо В. Фурову // Вестн. РХД. 1979. № 130. С. 361-364; Враг внутри: Сб. ст. Франкфурт-на-Майне, 1979; Открытое письмо [Патриарху Пимену] // ЖМП. 1980. № 7. С. 40; Письмо Д. Дудко Н. Струве // Вестн. РХД. 1981. № 133. С. 293; Потерянная драхма. Брюссель, 1986. М., 1994; Литургия на Русской земле: Чт. о благодатном Царстве Христове, 1977-1978 гг., с. Гребнево, Моск. обл. Н.-Й., 1988. М., 1993; Как сын Правосл. Церкви и Отечества: Беседы бывш. религ. диссидента свящ. Д. Дудко об истории его противостояния власти, о его последующем аресте, освобождении и реакции на это в печати / Беседовал В. Смык // Лит. Россия. 1990. № 3. С. 22; О деполитизации: Письмо священника о судьбе России // Лит. Россия. 1991. № 18. С. 3-4; Подарок от Бога. [Б. м.], 1991. М., 2002; Церковь и государство: нужно подвижничество: [По поводу ст. А. Осипова «Нужен ли Поместный Собор»] // Там же. 1991. № 7. С. 22-23; Притчи и их истолкование // Лепта. 1992. № 4. С. 116-181; То же. М., 1996, 1997; Христос в нашей жизни. М., 1992, 2002, 2004; В терние и при дороге. М., 1993, 2004; Делать свое дело: Беседа духовного писателя Д. Дудко с корр. С. Дмитриевым // Лит. Россия. 1993. № 13. С. 14; Посмертные встречи со Сталиным. М., 1993; На скрещении дорог. М., 1994, 2000; Присоединяю свой голос: К обращению в Гос. Думу по поводу убийства защитников Белого Дома // Лит. Россия. 1994. № 4; Выявление искусных. М., 1995; Проповедь через позор // Образ. 1995. № 5. С. 81-114; То же. М., 1996; Волною морскою: (Очерки рус. церк. жизни): Роман-хроника // Россияне. 1996. № 7-9 [Т. 1], № 10-12. [Т. 2]; М., 2006; На реках Вавилонских. М., 1997. Кн. 1-3; Огонь из-под спуда, 1960-1996. [Б. м.], 1997; Преодоление соблазнов, 1972-1974. М., 1997; Дороги к дому. М., 1999; Перестройка, или Квадратный корень числа. М., 2000; При подъеме в гору. М., 2000; Попытка осмыслить себя и разобраться. М., 2000; На прогулочных дорожках. М., 2001; Никольская свеча: Советы и утешения. М., 2001; Шторм или пристань. М., 2001; Жизнь и проповедь. М., 2002; В свете Преображения. М., 2003; Жизнь, какая она есть. М., 2003; Верность в малом. М., 2004; Как оно сложилось само по себе. М., 2004; На скрещении дорог. М., 2004; О пастырском призвании. М., 2004; Христос в нашей жизни. М., 2004.
Лит.: Из отчета Совета по делам религий - членам ЦК КПСС: Церк. кадры и меры по ограничению их деятельности в рамках закона // Вестн. РХД. 1979. № 130. С. 311-313; Борисов В., Бородин Л., Шафаревич И., Хохлушкин И. По поводу ареста о. Димитрия Дудко, 16 янв. 1980 // Рус. мысль. 1980. 27 марта. С. 4; Левитин-Краснов А. О тех, кого недавно судили // Посев. 1980. № 11. С. 47-48; Струве Н. А. Что случилось с о. Дмитрием Дудко // Вестн. РХД. 1980. № 132. С. 230-232; Афремова О. А. Отец Дмитрий Дудко. М., 1992; Лобанов М. Церковь - это все мы: Заметки о православии и жизненном пути и творчестве священника Дмитрия Дудко // Лит. Россия. 1992. № 38. С. 6; Орлов А. Укрепимся в Духе: О пастырской деятельности свящ. Дмитрия Дудко // Там же. С. 6; Сардонников Н. Несущий слово Божие: О книге свящ. Дмитрия Дудко // Там же. 1993. № 4. С. 10; он же. Пути спасения: О книге свящ. Д. Дудко «На скрещении дорог» // Там же. 1995. № 50. С. 11; РПЦ в советское время / Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 2. С. 174-176, 183-184; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 239-240, 360, 361, 369, 374; Смык В. Не падение - триумф: О книге свящ. Д. Дудко «Проповедь через позор» // Завтра. 1996. № 18. С. 6; Поздравление свящ. Д. Дудко в связи с его 75-летием // Там же. 1997. № 7(168). С. 6; Эллис Д. РПЦ: Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. С. 43-53, 200-244; Русь уходящая: Рассказы митрополита [Питирима]. М., 2004. С. 132-133, 198, 199, 398.
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Духовные писатели русские Дудко Димитрий Сергеевич (1924 - 2004), протоиерей, духовный писатель
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛФЕЕВ Павел Иванович (1846-1918), прот., духовный писатель
БОГОСЛОВСКИЙ-ПЛАТОНОВ Ипполит Михайлович (1820-1870), прот., дух. писатель
ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850 - 1903), протоиерей, духовный писатель, катехизатор, публицист
ЕГОРОВ Иоанн Федорович (1872 - кон. 1920/ кон. 1921), прот., духовный писатель, деятель либерально-обновленческого движения в РПЦ
ИВАНОВ Николай Павлович (1904 - 1990), прот., духовный писатель, публицист