Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДУБРОВНИК
Т. 16, С. 313-316 опубликовано: 16 октября 2012г.


ДУБРОВНИК

[лат. Ragusium, Ragusa], г. в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., в средние века центр самостоятельной Дубровницкой (Рагузинской) республики и важный торговый центр.

История города

Лат. название г. Рагуза (Рагузий) восходит к названию прибрежного о-ва Лаус (Laus - Lausium - Rausium - Ragusium), на к-ром ок. 614 г. возникло поселение романоязычных беженцев из Эпидавра (совр. Цавтат) (потомков рим. и иллирийского населения), спасавшихся от аваро-слав. нашествия. В письменных источниках Рагуза впервые упомянута в 667 г. Слав. название Д. (от слова «дубрава») принадлежало поселению, сложившемуся к кон. XI в. на материке напротив Рагузы. В XII в. эти поселения объединились, отделявшая их протока была осушена и на ее месте возникла центральная улица города - Страдун. Оба названия сосуществовали: Рагуза в офиц. (до 1472 лат., затем итал.) и в далматинском (бывшем в употреблении до XVI в.) языках; слав. название Д., зафиксированное в кон. XII в., стало офиц. в 1918 г.

С момента возникновения и до 1204 г. Д. как город-анклав с небольшой сельской округой, граничившей с землями, где жили славяне, входил в состав визант. фемы Далмация. Из-за географической удаленности от империи далматинские города обладали большой самостоятельностью. В 866-867 гг. город выдержал 15-месячную осаду арабов, снятую визант. флотом. В 972 г., по легенде, благодаря заступничеству св. Власия, сщмч. Севастийского, был предотвращен захват города венецианцами. Ок. 992 г. Д. осадили войска болг. царя Самуила, но взять его не смогли. В 1000-1018 гг. Д. был под властью Венеции. Со 2-й пол. XII в. из-за постоянно меняющейся политической обстановки республика балансировала между Византией, Венецией, норманнским Сицилийским королевством и позже серб. гос-вом Стефана Немани. В 1186 г. серб. войска заняли часть Д., но норманнский флот спас город от оккупации. По договору с серб. вел. жупаном Стефаном Неманей Д. получил гарантию неприкосновенности границ и свободу торговли в серб. землях. В 1189 г. подобное право купцы Д. получили от боснийского бана Кулина, в 1191 г.- от визант. имп. Исаака II Ангела.

Дубровник
Дубровник

Дубровник

После 4-го крестового похода усилившаяся Венеция подчинила себе Д. и 150 лет (1205-1358) пыталась ограничить его торговые контакты, видя в нем конкурента. Однако городские купцы продолжали устанавливать новые торговые связи, а формировавшийся городской нобилитет укреплял органы местного самоуправления: в 1235 г. были учреждены Большой и Малый советы, в 1252 г.- сенат. В 1272 г. был составлен кодекс законов города - Статут, значительно ограничивший власть венецианского наместника. В XIII-XIV вв. экономические позиции Д. на Балканах усилились: кварталы дубровчан, имевшие право внутренней автономии, появились во мн. крупных городах полуострова. Расширялись и владения Д.: в 1272 г. был присоединен о-в Ластово, в 1333 г. у Сербии был приобретен п-ов Пелешац с крепостью Стон, в 1345 г. было окончательно закреплено за Д. владение о-вом Млет. После поражения в войне с венг. кор. Лайошем I Великим по Задарскому договору 1358 г. Венеция отказалась от притязаний на далматинские города, а Д. перешел под сюзеренитет Венгрии, оформленный в том же году соглашением в Вишеграде. Этот договор был выгоден Д., т. к. всю власть фактически получил городской нобилитет. Благодаря вмешательству Венгрии Д. продолжал расширять свои владения: в 1399 г. было присоединено Сланское приморье (местность между Д. и п-овом Пелешац), в 1413-1417 гг. овладел островами Корчула, Брач и Хвар (но вскоре был вынужден отдать их Венгрии), в 1419 и 1426 гг. купил плодородную область Конавле. Новые земельные приобретения увеличили территорию Д., превратившегося из города-коммуны в гос-во-республику, вся власть в к-рой была сосредоточена в руках немногочисленных патрицианских родов. Они занимались торговлей, ростовщичеством, из них выбирали князя (с 1358 ректор), номинально возглавлявшего городское управление. Наряду с патрициями важную роль играли граждане города - купцы и владельцы ремесленных мастерских. Основное население составляли пучане (народ) - мелкие купцы, ремесленники и моряки. К сер. XV в. республика осталась единственной в Далмации территорией, независимой от Венеции, чьи границы долго не изменялись.

С кон. XIV в. на Балканах появилась новая политическая сила - Османская империя. В последние годы XIV в. и 1-е десятилетия XV в. Д. в обмен на выплату налога (хараджа) получал от султанов гарантии безопасности пребывания своих купцов в тур. землях. В 1458 г., когда большая часть Балканского п-ова была захвачена турками, сумма ежегодного хараджа возросла и в 1481 г. составила 12,5 тыс. дукатов. Город был взят под протекцию османов, но фактически сохранял внутреннюю независимость и торговые привилегии. Д. признал свою вассальную зависимость от Османской империи в 1526 г., после битвы при Мохаче, в которой Венгрия потерпела поражение от турецких войск.

В этот период происходила массовая миграция в город слав. беженцев из Сербии и Боснии, что способствовало вытеснению далматинского языка и романского этнического элемента в национальном составе населения республики.

Д., основной торговый канал Османской империи в Адриатике, имел представительства во всех крупных портах Средиземноморья, к-рые делали его значительным центром торговли в регионе. Его торговая сеть дотянулась до Индии, где дубровчане в 1530 г. основали факторию св. Власия (португ. Сан-Браш, совр. Гандаулим, близ Гоа). В 1580-1600 гг. торговый флот Д. насчитывал более 200 крупных судов. Придерживаясь политики нейтралитета, Д. сохранял торговые привилегии даже в период войн христ. гос-в с Османской империей.

С кон. XVI в. из-за перемещения торговых путей в Атлантический океан и конкуренции со стороны франц., голл., англ. и греч. купцов начался упадок республики. Роковую роль сыграло разрушительное землетрясение 6 апр. 1667 г., к-рое унесло жизни более чем 5 тыс. жителей, в т. ч. князя. Хотя город постепенно был восстановлен, вернуть свое влияние ему не удалось.

Из-за ослабления Османской империи Венеция, владевшая почти всей Далмацией, возобновила попытки захвата Д. В 1684 г. город заключил с монархией Габсбургов соглашение, возобновившее договор от 1358 г. и восстановившее сюзеренитет империи Габсбургов как преемницы королевства Венгрии, что выражалось в небольших ежегодных выплатах. Габсбурги в нек-рой степени гарантировали защиту Д. от притязаний Венеции и давали его купцам ряд привилегий. При этом связи города с Османской империей даже укрепились. Д. по условиям Карловицкого мира 1699 г. передал османам часть своих материковых владений - земли между Неумом и Суториной, чтобы лишить Венецию возможности нападения с суши.

В XVIII в. в экономике Д. наступил кризис из-за ослабления торговой деятельности на Балканах, небольшие доходы поступали от перевозки грузов по морю. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. корабли Д. участвовали в сражениях на стороне турок. В 1806-1807 гг. близ Д. произошло неск. сражений между русско-черногорским флотом, с одной стороны, и кораблями Наполеона, дубровчан и боснийцев - с другой. Русско-черногорские войска неск. раз занимали пригороды Д., но были вынуждены отступить. В 1808 г. французы упразднили республику и через год по Шёнбруннскому договору включили Д. в состав Иллирийских франц. провинций. Но в 1815 г. Д. в составе т. н. королевства Далмация вошел в Австрийскую империю. Особую роль в регионе играла слав. интеллигенция, благодаря к-рой Д. стал центром движения за воссоединение Далмации с Хорватией. Австр. власти не поддерживали это стремление: в 1867 г. при преобразовании империи в двуединую Австро-Венгрию Хорватия вошла в состав венг. Транслейтании, а Далмация - австр. Цислейтании. В кон. XIX в. из-за обострения экономических проблем национальное движение в Д. переживало упадок.

В 1918 г., после распада Австро-Венгрии, Д. вошел в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Во время второй мировой войны Д. входил в состав Независимого гос-ва Хорватия (1941-1945), с апр. 1941 по сент. 1943 г. был оккупирован итал. войсками, затем немецкими. В окт. 1944 г. город освободили югославские партизаны. По Конституции Югославии 1946 г., Д. стал частью республики Хорватия. В 1979 г. исторический центр, Старый город, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, что определило положение Д. как города-музея.

После провозглашения Хорватией 25 июня 1991 г. независимости и начала военных столкновений 1 окт. 1991 г. погибло 114 чел., были разрушены или повреждены мн. архитектурные памятники. В 2005 г. в городе были завершены восстановительные работы, проводившиеся хорват. властями совместно с ЮНЕСКО.

Христианство

В церковном отношении Д. подчинялся Риму, даже когда находился в зависимости от Византии. Время возникновения епископской кафедры неизвестно. Согласно преданию, 1-м епископом был Иоанн, переселившийся с беженцами из Эпидавра. Кафедра в Рагузе упоминается в актах Соборов в Сплите (925, 928), подтвердивших ее принадлежность Сплитской митрополии.

Изначально покровителем Д. считался св. Сергий, имя к-рого носит возвышающаяся над городом гора Срдж. Но когда благодаря явлению св. Власия во время ночной молитвы соборному канонику Стойко и предупреждению о планах венецианцев была отведена венецианская угроза, этот святой стал особо почитаться горожанами. В 1192 г. был даже принят закон, разрешавший в день памяти св. Власия свободное посещение города изгнанным должникам и преступникам. Каждый год 3 апр. память святого отмечается торжественными городскими празднованиями. Глава и десница святого в золотых ковчегах хранятся в ризнице кафедрального собора города.

По сложившейся в XVI-XVIII вв. местной исторической традиции кафедра в Рагузе получила ранг архиепископии в 999 г. после избрания на нее архиеп. Иоанна, бежавшего из завоеванной болг. царем Самуилом обл. Дукля (с XI в. Зета) и сохранившего архиепископское достоинство (Peričić P. Ljetopis popa Dukljanina na latinskom Sclavorum regnum Grgura Barskog. Zagreb, 1991. S. 58-61). Ряд исследователей полагают, что после ослабления визант. влияния в кон. Х в. в Далмации сложилась благоприятная атмосфера для учреждения новой архиепископской кафедры (Mandić D. Osnutak dubrovačke nadbiskupje // Idem. Rasprave i prilozi iz stare hrvatske povijesti. R., 1963. S. 274), однако достоверных данных об этом нет. Сохранившаяся булла Римского папы Бенедикта VIII о даровании Д. архиепископского паллия (1022) считается подложной (Калић J. Црквене прилике у српским земљам до стварања архиjепископиjе 1219 г. // Међународни научни скуп «Сава Немањић - Свети Сава». Београд, 1979. С. 39-45; Peričić P. Ljetopis. S. 51-57).

Официально архиепископская кафедра в Д. была учреждена Римским папой Каллистом II (1120). Во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. происходили споры между Д. и Барским архиеп-ством за территории и статус. Римский папа Анастасий IV подчинил Д. епископские кафедры Бара: Котор, Улцинь и Дриваст. После захвата Зеты серб. жупаном Десой папа Александр III передал кафедру г. Бар в юрисдикцию Д. (1167), но Римский папа Иннокентий III вернул Барской кафедре независимость. В 1247 г. папа Иннокентий IV объявил об окончательном упразднении Барского архиеп-ства и о переводе капитула в Д. Это вызвало вооруженное противостояние между городами, и в 1248 г. упраздненная кафедра была восстановлена. В 1252 г. вопрос рассматривался Папским престолом и Барский архиеп. Джованни дель Плано Карпини попытался доказать, что Д. не имеет прав на статус архиеп-ства и должен подчиняться Сплитской митрополии. По решению папы оба архиеп-ства были сохранены.

Д. имел для католич. Церкви важное значение как форпост на границе поначалу с православной Зетой и богомильской Боснией, позже - с османскими владениями. Римские папы часто оказывали Д. поддержку. В 1464 г. папа Пий II направился в Д. с визитом, но скончался в Анконе, не добравшись до города. Иезуит Бартол Кашич издал «Основы иллирийского языка» (Кassio B. Institutionum linguae illyricae. R., 1604), которые сейчас считаются 1-й грамматикой хорват. языка. В сер. XVII в. городское грамматическое уч-ще перешло в руки иезуитов. По словам Римского папы Урбана VIII, в XVII в. Д. был «католической твердыней, укрепленной легионами ангелов». В 1828 г. буллой папы Льва XII «Locum beati Petri» католич. архиеп-ство было низведено в ранг еп-ства и подчинено Сплиту. Вместе с п-овом Пелешац и о-вом Корчула Д. вошел в состав митрополии Сплит-Макарска. В наст. время на территории Д. и пригородов проживает 75,4 тыс. католиков, действует 61 приход (AnPont. 2005. P. 220).

Положение правосл. жителей, которые в основном были выходцами из Сербии и Боснии, было сложным - до 1804 г. гражданами города могли быть только католики. В кон. XVII - нач. XVIII в. неск. правосл. семей дубровчан переселились в Россию. В нач. XVIII в. выходец из Боснии, буд. рус. дипломат гр. С. Л. Владиславич-Рагузинский, безуспешно просил городской сенат разрешить построить правосл. храм. Французы в 1808 г. уравняли в правах католиков и православных и учредили для последних Далматинскую епархию, подчиненную Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Сложное положение православных в городе в XIX в. отмечали мн. путешественники, в т. ч. И. С. Аксаков (И. С. Аксаков в его письмах. М., 1892. Т. 3. С. 447-452. Прил. С. 121, 137-139). С 1870 по 1931 г. Д. входил в состав Бока-Которской, Дубровникской и Спичанской епархии. В нач. ХХ в. в Д. проживало всего неск. сот православных (Марков Е. Л. Путешествие по Сербии и Черногории. СПб., 1903. С. 277-289).

До войны 1991-1995 гг. в Д. и его окрестностях проживало ок. 7 тыс. правосл. сербов (ок. 7% населения), после войны осталось ок. 2-3 тыс. (ок. 3%). В юрисдикцию Захумско-Герцеговинской епархии СПЦ входят правосл. ц. в честь Благовещения с музеем икон в Старом городе (1877) и ц. во имя арх. Михаила на кладбище в Бонинове (район Д.; 1837).

Архитектура

Старый город занимает скалистый полуостров, окруженный по периметру мощными укреплениями (XII-XVII вв., длина 1940 м, высота до 25 м). Большая часть городской застройки относится ко времени после разрушительного землетрясения 1667 г., во многом обусловившего стилистическое единство архитектуры Д., выдержанной в формах барокко.

Кафедральный собор в честь Вознесения Марии. Архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи. 1671 - 1689, 1713 гг.
Кафедральный собор в честь Вознесения Марии. Архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи. 1671 - 1689, 1713 гг.

Кафедральный собор в честь Вознесения Марии. Архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи. 1671 - 1689, 1713 гг.

Старейшие произведения церковной архитектуры - доминиканский и францисканский мон-ри. Церковь доминиканского мон-ря, впервые упомянутого в XIII в. (начата в 1315, сакристия 1485, архит. П. Миличевич),- монументальное однонефное сооружение в сдержанных формах готики; 3-частная аркада с внутренней стороны зап. стены - образец венецианской ренессансной скульптуры. Готическо-ренессансный клуатр завершен в 50-х гг. XV в. местными мастерами И. Утишеновичем, Р. Грубачевичем по проекту флорентийца Мазо ди Бартоломео. Колокольня в романо-готическом стиле построена в 1390-1531 гг., а ее барочное завершение выполнено после 1667 г. В церкви находятся полотна Тициана, Дж. Вазари и местных живописцев XV-XVI вв. От первоначального комплекса францисканского мон-ря уцелел романо-готический клуатр (40-е гг. XV в.). Церковь (1317-1343) была перестроена после землетрясения 1667 г., сохранился лишь позднеготический юж. портал (1499, архитекторы Л. и П. Петровичи). Из ранних храмов выделяется ц. Спаса (1520-1528, архит. П. Андриич), формы к-рой являются переходными от готики к ренессансу, характерны для Далмации и выполнены в подражание венецианским. В городе выделяются такие светские здания, как готический Княжий двор (1435-1442, архит. Онофрио де ла Кава; ренессансный фасад, перестроенный Сальви ди Микеле после 1463, и клуатр, 1520, архит. П. Андриич) и т. н. Дивона, или дворец Спонца (здание бывш. таможни и монетного двора; 1516-1521, архит. П. Миличевич).

После землетрясения 1667 г. на месте разрушенного был возведен новый кафедральный собор в честь Вознесения Марии (архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи по проекту А. Буффалини, 1671-1689, окончен к 1713), в формах рим. барокко с элементами венецианского. Первоначальный собор был воздвигнут по повелению англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце, потерпевшего кораблекрушение у Д. при возвращении из 3-го крестового похода. Полиптих в главном алтаре собора приписывается кисти Тициана и его учеников. Иезуитский мон-рь с ц. св. Игнатия (1699-1725, проект А. дель Поццо, фрески Г. Гарсии, 1738) - типичное произведение иезуитского барокко; в комплекс площади перед ней входят лестница (архит. П. Пассалаква, 1738, по образцу испан. лестницы в Риме) и здание иезуитской коллегии (Collegium Ragusinum, 1738). Церковь св. Влаха (1707-1715, архит. М. Гропелли) построена в традициях венецианского барокко на месте старой церкви XIV-XV вв. В ней хранится позолоченная скульптура св. Власия (XV в.) - уникальное произведение ювелиров Д.

Лит.: Берић Д. П. Св. Гора и Дубровник // ПКJИФ. 1957. Књ. 23. Св. 1/2. С. 82-91; Комелова Г., Уханова И. Сплит, Дубровник. Л., 1976; Foretić V. Povijest Dubrovnika do 1808. g. Zagreb, 1980; Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354-1804. Seattle, 1983; Mitić I. Dubrovačka država u međunarodnoj zajednici. Zagreb, 1988; Fisković I. Srednjovjekovna preuređenja ranokršćanskih svetišta u dubrovaćkom kraju. Zagreb, 1988; Фрейденберг М. М. Дубровник и Османская империя. М., 19892; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства: От древности до наших дней. Београд, 1989. С. 113-123; Eterovich A. S. Croatia in the New World: Columbus, The Republic of Ragusa (Dubrovnik) and St. Vlaho (Blaise), Patron Saint of Dubrovnik. San Carlos, 1992; Rheubottom D. Age, Marriage, and Politics in 15th-Cent. Ragusa. Oxf., 2000; Фрейдзон В. И. История Хорватии. СПб., 2001; Čučić V. Posljednja kriza Dubrovačke republike. Zagreb; Dubrovnik, 2003; Mijović V. Dubrovačka diplomacija u Istambulu. Zagreb; Dubrovnik, 2003; Арсић И. Српска православна црква у Дубровнику до почетна ХХ. в. Дубровник; Требиње; Београд, 2007.
Л. К. Масиель Санчес
Ключевые слова:
Дубровник, город в области Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом море Страноведение. Хорватия Города хорватские Хорватия. История Христианство на территории разных стран. Хорватия
См.также:
ЗАГРЕБ столица Республики Хорватии, центр католич. архиеп-ства
ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства
ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви