Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОРОФЕЙ
Т. 16, С. 24-25 опубликовано: 6 сентября 2012г.


ДОРОФЕЙ

Дорофей (Маммелис), митр. Прусы
Дорофей (Маммелис), митр. Прусы

Дорофей (Маммелис), митр. Прусы
(Маммелис) († 6.03.1921), митр. Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола К-поля. Происходил из сел. Сийи (совр. Кумьяка, Турция) в М. Азии. По рекомендации митр. Халкидонского Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, к-рую окончил в 1883 г. Назначен директором народных школ в районе, прилегающем к Золотому Рогу в К-поле, впосл. архидиакон и протосинкелл Халкидонской митрополии при митрополитах Каллинике и Иоакиме. В 1892 г. по рекомендации митр. Ираклийского Германа единогласно избран Свящ. Синодом К-польского Патриархата епископом Каллиупольским и Мадитским. 7 дек. 1895 г. возведен в сан митрополита Гревенского. В 1899 г., в Патриаршество Константина V (1897-1901), введен в состав Свящ. Синода, участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III (1901). 18 сент. 1901 г. переведен на Никопольско-Превезскую кафедру. В 1908 г. повторно введен в состав Свящ. Синода. 25 окт. того же года переведен на кафедру г. Пруса в сане митрополита. В 1912 г. вновь избран членом Свящ. Синода; тогда же назначен председателем Постоянного национального смешанного совета (синодальный орган, существовавший до 1923, состоявший из 4 архиереев и 8 мирян; возглавлялся 1-м по чести митрополитом, решал вопросы экономического характера) и оставался на этой должности до апр. 1914 г. При новом патриархе Германе V (1913-1918) был введен в состав Свящ. Синода и назначен руководителем Высшей школы греч. общины Османской империи, Духовного суда и жен. школы Заппион.

12 окт. 1918 г. Герман V отрекся от Патриаршего престола вслед. народных волнений в связи с изгнанием тур. правительством греч. населения из М. Азии. Патриарх Герман принял это решение под влиянием Д., к-рый и был избран Местоблюстителем Патриаршего престола с перевесом в 1 голос. На этой должности он оставался до смерти, и это был самый длительный со времени падения Византийской империи период вдовства К-польской кафедры. Причина была прежде всего в том, что правительство Греции под председательством Э. Венизелоса строило планы расширения границ Греческого гос-ва за счет малоазийских территорий Османской империи и существовали опасения, что новый патриарх, к-рый утверждается султаном, мог занять протур. позицию и препятствовать осуществлению этих планов. Однако после избрания 1 нояб. 1920 г. нового правительства и ухода в отставку Венизелоса внешняя политика Греции претерпела изменения; она стала в меньшей степени ориентироваться на экспансионизм в М. Азии. В результате офиц. Афины выразили желание вернуть на патриарший трон Германа V († дек. 1920). Члены Синода К-польского Патриархата во главе с Д. выразили несогласие с новой политикой Афин и не поддержали инициативы по переизбранию Германа. Из-за возникших разногласий неопределенность относительно избрания нового патриарха продолжилась и после смерти Д., при его преемнике митр. Кесарийском Николае. Затянувшееся местоблюстительство завершилось избранием 25 нояб. 1921 г. К-польским Патриархом архиеп. Афинского и всея Эллады Мелетия IV (Метаксакиса).

В период местоблюстительства Д. занимался разрешением проблем, вызванных гл. обр. событиями первой мировой войны и падением Османской империи: беженцами, исламизацией правосл. греков, эскалацией насилия со стороны тур. войск по отношению к греч. населению Османской империи, призывом греков в тур. армию. Был организован ряд комиссий: по церковным преобразованиям, по сближению с др. Церквами, по календарному вопросу и т. д. При его поддержке был основан «Священнический союз» (῾Ιερατικὸς Σύνδεσμος), призванный способствовать улучшению благосостояния клира в пределах К-польской епархии, а также проведению церковных реформ. Печатным органом союза стали журналы «Возрождение» (᾿Αναϒέννησις. 1919-1922). Издавался ж. «Новый пастырь» (Νέος Ποιμήν. 1919-1923) - богословское приложение к офиц. ж. К-польского Патриархата «Церковная истина» (᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια). Развивались связи К-польского Патриархата с инославными Церквами, гл. обр. Англиканской Церковью, Епископальной Церковью в США и Лютеранской Церковью Швеции. В янв. 1920 г. было издано «Окружное послание Константинопольской Церкви всем христианским Церквам» (᾿Εϒκύκλιος Συνοδικὴ τῆς ᾿Εκκλησίας Κωνσταντινουπόλεως πρὸς τὰς ῾Απανταχοῦ ᾿Εκκλησίας τοῦ Χριστοῦ) с предложением организовать Лигу Церквей, аналогичную созданной в то время Лиге наций. К-польский Патриархат откликнулся на инициативу Епископальной Церкви о проведении Всемирного христ. конгресса в рамках движения «Вера и устройство». На подготовительную встречу, состоявшуюся 12-20 авг. 1920 г. в Женеве, была направлена делегация К-польской Церкви во главе с митр. Селевкийским Германом, к-рый также участвовал в качестве наблюдателя в подготовительной встрече движения «Жизнь и работа» (Женева, 9-12 авг. 1920). В том же году К-польский Патриархат впервые направил делегацию на VI Ламбетскую конференцию в Лондон.

Д. совершил поездку в февр.-мае 1919 г. в Париж и в 1921 г. в Лондон. По пути в Париж в 1919 г. он побывал в Риме, где посетил собор ап. Петра, но уклонился от встречи с Римским папой. Целью обеих поездок было участие в международных конференциях, на к-рых решалась судьба Османской империи и населявших ее народов: в Парижской мирной конференции (18 янв. 1919 - 21 янв. 1920) и в Лондонской конференции (21 февр.- 18 марта 1921). Д. скончался в Лондоне в результате заболевания дыхательных путей, давшего осложнение на сердце. Отпевание было совершено в Стамбуле, в патриаршем храме. Похоронен на патриаршем кладбище в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Балыклы).

Лит.: Σταυρίδης Β. Τὸ διορθόδοξον κα διαχριστιανικὸν ἔρϒον τοῦ Γερμανοῦ Στρηνοπούλου. Κωνσταντινούπολις, 1959; idem. ᾿Ορθοδοξία κα ᾿Αϒϒλικανισμὸς κατὰ τὸν Κ´ αἰῶνα. Θεσσαλονίκη, 1960; idem. Ϫωρόθεος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 278-279; idem. Συνοπτικὴ ῾Ιστορία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου. Θεσσαλονίκη, 1991; Τσέτσης Γ. ῾Η συμβολὴ τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου στὴν ἴδρυση τοῦ Παϒκόσμιου Συμβουλίου ᾿Εκκλησιῶν. Κατερίνη, 1988; Νανάκης ᾿Α. ῾Η χειρία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Θρόνου κα ἡ ἐκλοϒὴ τοῦ Μελετίου Μεταξάκη 1918-1921. Θεσσαλονίκη, 1991; Οἱ Πατριάρχες τοῦ Γένους ἀπὸ τὴν ἄλωση τῆς πόλης ἕως σήμερα. Βόλος, 1995; Χρυσόστομος (Κωνσταντινίδης), μητρ. ᾿Εφέσου. Οἰκουμενικὸ Πατριαρχεῖο κα Οἰκουμενικο Πατριάρχαι ἀπὸ τὸ 1923 ἕως σήμερα. Κατερίνη, 1995. Σ. 10.
Свящ. Сергий Говорун
Ключевые слова:
Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Константинопольская Православная Церковь. История Дорофей (Маммелис; † 6.03.1921), митрополит Прусы (совр. Бурса, Турция), с 1918 по 1921 г. Местоблюститель Патриаршего престола Константинополя
См.также:
АНДРОНИК митр. Сардский с титулом "ипертим и экзарх всей Лидии" (на каф. в 1250-1260 и 1261-1284 гг.)
АНТОНИЙ (1409-1440), митр. Ираклии Фракийской и экзарх всей Фракии и Македонии
АНТОНИЙ (кон. XIII в. - oк. 1363), митр. Лариссы, греч. церковный писатель
АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков
АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата
АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский