Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 15, С. 639-640 опубликовано: 21 августа 2009г.


ДОМНИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 8 сент. и в пятницу 10-й седмицы по Пасхе), чудотворный образ, на месте явления к-рого был основан Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (ныне в с. Домница Менского р-на Черниговской обл., Украина). Наименования икона и село получили по названию р. Домницы (Думницы), впадавшей в Десну (ныне иссякла), близ к-рой в лесной глуши на дереве явилась Д. и. (до 1798 пень от дерева сохранялся невредимым в алтаре ц. вмц. Параскевы Рождественского Домницкого мон-ря). По одному из преданий, икону нашла на опушке леса слепая девочка Домна, видевшая этот образ во сне; по обретении иконы Домна чудесно прозрела.

Домницкая икона Божией Матери
Домницкая икона Божией Матери

Домницкая икона Божией Матери

Время явления Д. и. доподлинно неизвестно. В 30-40-х гг. XVII в., несмотря на вынужденное признание Речью Посполитой правосл. иерархии на территории Киевской митрополии, католики продолжали там захватывать храмы, изгонять правосл. общины. В 1635 г. Варшавский сейм разрешил доминиканскому ордену основать мон-ри в Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине. Чудесное обретение новоявленной иконы в этот период, вероятно, скрывалось в целях сохранности святыни. Первые письменные свидетельства о чудесной помощи от Д. и. встречаются в универсалах гетмана Ивана Мазепы от 1699 г., где образ назван «чудовным», «чудодействующим», «подающим многие исцеления». В универсале гетмана Даниила Апостола от 31 дек. 1731 г. образ также назван чудотворным. В 1694 г. по благословению свт. Феодосия Черниговского в Рождественском Домницком мон-ре при игум. Иннокентии был освящен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, тогда же и установлено празднование Д. и. в пятницу 10-й седмицы по Пасхе. Существование мон-ря и храма в 90-х гг. XVII в., а также почитание в этот период Д. и. чудотворной свидетельствуют о том, что наиболее вероятное время ее явления относится к 1-й трети XVII в. Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Д. и. в списке «святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей» и указывает др. дату празднования - 8 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659).

В 1771 г. в России, в т. ч. в южнорус. землях, особенно на Черниговщине, свирепствовала моровая язва (чума). В г. Березна (совр. пос. Менского р-на Черниговской обл.) умерло 623 чел., и жители решили прибегнуть к помощи Д. и. Игум. Рождественского Домницкого мон-ря Иерофей (Малицкий; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) подал прошение еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении на перенесение Д. и. в Березну для молитвы о спасении города. В прошении архиерею игумен напоминал, что в поветрие 1738 г. икону обнесли вокруг Березны и «единственно Ея предстательством спаслись». Разрешение еп. Феофила вскоре было получено, и жители города крестным ходом с Д. и. прошли от Рождественского Домницкого мон-ря до Березны, пронеся чудотворный образ по улицам города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. В тот же день эпидемия отступила.

Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)
Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)

Домницкая икона Божией Матери. Воспроизведение из ж. «Русский паломник» (1908)
В 1868 г. Березну и ее окрестности настигли «засуха и бездождие». 15 июня жители пронесли Д. и. крестным ходом к Воскресенской ц., где по окончании литургии был отслужен молебен с коленопреклонением. Затем крестный ход двинулся на поля, вскоре пошел дождь. В 1871 г. благодаря чудесной помощи Д. и. в Березне прекратились участившиеся, вероятно от поджогов, пожары.

Указом от 26 сент. 1873 г. Святейший Синод разрешил ежегодное проведение 9 сент. (попразднство Рождества Пресв. Богородицы) крестного хода с чудотворной иконой из Домницы в Березну, позже епархиальное начальство позволило в течение сент. переносить икону из одного храма Березны в другой. Сохранились свидетельства об исцелениях от Д. и. Сохранилось дореволюционное воспроизведение иконы в ж. «Русский паломник» (1908).

В наст. время Д. и. пребывает в ц. вмц. Параскевы возрожденного в 1995 г. (был закрыт в 1952) Рождественского Домницкого мон-ря. До открытия мон-ря Д. и. находилась в селе на хранении у 2 благочестивых женщин, получивших ее из рук насельника мон-ря (мон. Виталия?). Святыню временно поместили над царскими вратами, в ближайшее время ее предполагают перенести в специальный киот у правого клироса.

В 2007 г., в дни Великого поста (с 31 марта), на праздник Пасхи и в Светлую седмицу, Д. и. пребывала в Киеве: в Свято-Владимирском духовно-просветительском центре, в церквах во имя равноап. вел. кн. Владимира и прп. Евфросинии Полоцкой.

Иконография Д. и. относится к типу Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке. К особенностям извода Д. и. можно отнести характер склоненности головы Богоматери к Младенцу, Ее распахнутый у шеи мафорий и видимый уголок хитона. Благословляющая десница Младенца - перед грудью, а не отведена, в левой ручке - свиток. Живописный слой иконы не исследован, по стилистическим признакам ее можно отнести к времени не ранее сер. XIX в. Характер многочисленных гвоздевых отверстий на лицевой части иконы свидетельствует о том, что она была украшена ризой (совр. риза сшита из ткани, нитей и стекляруса). По нижнему полю на черном фоне желтой краской выполнена надпись:  ( )     ( )  . Сравнение живописи Д. и., особенно ее извода, с чудотворной Корсунской (Эфесской) иконой Божией Матери является слишком общим (Поселянин. С. 587) и, очевидно, имело целью указать на древность иконы. Гравированное изображение чудотворной иконы работы Г. П. Тепчегорского содержится в рукописном сб. «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ НБ. Ф. 293. № 10536-22-71), и в его варианте, переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42. Л. 148 об.).

Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1993р. С. 315; Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 586-587; Чудотворные и местночтимые иконы Cв. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2005. Ч. 2. С. 234-237.
Э. В. Ш.