Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОМНИКА
Т. 15, С. 634-635 опубликовано: 20 августа 2012г.


Содержание

ДОМНИКА

Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308)
Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308)

Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308)
Домни́ка [греч. Ϫομνίκα, Ϫομνίκη, Ϫομνίνα] († ок. 474), прп. (пам. 8 янв.). Родом из Карфагена (Сев. Африка). Д. во время правления имп. Феодосия Великого (379-395) вместе с 4 девами приехала в К-поль. К-польский архиеп. Нектарий (381-397), получив откровение от Бога, принял Д. и крестил. Затем она удалилась в мон-рь. Преуспев в духовных подвигах, Д. взошла на вершину подвижничества и удостоилась от Господа дара чудотворений. Д. скончалась в правление имп. Зинона (474-491).

В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) память Д. находится под 10 янв. Здесь Нектарий назван патриархом. Он не только ввел Д. в монастырь, к-рый она основала во имя прор. Захарии, но и посвятил в диакониссы. Д. предсказывала будущее императорам и патриархам, за что и почиталась ими.

Прп. Никодим Святогорец сообщает, что Д. пришла в К-поль вместе с 40 девами.

В греч. «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) говорится, что Д. жила при имп. Феодосии II (408-450), а не при Феодосии I Великом. Вначале она поселилась в Александрии, а затем приехала в К-поль.

Архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» пишет, что Д. была знатного происхождения. Вместе с прп. Маврой (пам. 31 окт.) и еще 3 девами-язычницами она пришла в К-поль. Имп. Феодосий подарил Д. и Мавре земли за чертой города. Д. основала мон-рь прор. Захарии, а Мавра - обитель мц. Мавры. Д. подвизалась в посте и трудах и достигла духовного совершенства: исцеляла больных, предсказывала будущее, повелевала природным стихиям. Ее жизнь была весьма продолжительной, и она с миром отошла ко Господу.

Прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь Д.

Ист.: BHG, N 562, 562c-f; PG. 117. Col. 249-252; ActaSS. Ian. T. 1. P. 483, 1098; SynCP. Col. 377; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 43; ЖСв. Янв. С. 262-263; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 218-219.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; Т. 3. С. 451, 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnica, egumena di Constantinopoli, Georgio Chozibita, ed Emiliano, santi // BiblSS. Vol. 4. Col. 762; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 118-119.

Иконография

В соответствии с чином святости Д. изображается как преподобная, в монашеских одеждах, с куколем.

Одно из ранних изображений Д. в минейном цикле представлено на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 308, 976-1025 гг.) - под 10 янв., в молении; в Минее за янв. из мон-ря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 47r, XIII в.), в Минологии на год с Житием вмч. Димитрия, созданном в Фессалонике (Охоn. Bodl. F. 1. Fol. 24r, 1327-1340 гг.), и в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 95 об., XV в.),- фронтально в рост. В настенных минологиях образ Д. включен в состав росписи ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318) - под 10 янв. предположительно в рост; в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория, 1717-1718) - в рост.

Д. как диаконисса изображена среди св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199). Ростовые фигуры Д. и 3 дев, одна из к-рых, св. Иустина, в паре с Д. также была диакониссой, помещены в центре, 2 др. девы - по сторонам окна, под образом св. Иоанна Крестителя в конхе. Еще раз Д. изображена как преподобная, с куколем, в правой руке - крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

Образ Д. представлен в рус. лицевых минеях, напр. на иконе-минее на янв., кон. XVI в. (ЧерМО), и в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ ИЗО) с подписью:    .

В рус. иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова определено для изображения, что «подобием стара, на главе клобук лазоревый, риза преподобническая, исподняя санкирная белая».

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 245; Миjовић. Менолог. 1973. С. 271, 338, 383; Евсеева. Афонская книга. С. 268. Кат. № 113; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 55; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 65, 67. Ил. 209, 211.
Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Домника († ок. 474), преподобная (пам. 8 янв.)
См.также:
АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)