Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
15, С. 615-619 опубликовано: 15 августа 2012г.


ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

[испан. República Dominicana], гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова. На севере омывается Атлантическим океаном, на юге - Карибским м., на западе граничит с Республикой Гаити, на востоке прол. Мона отделяет Д. Р. от Пуэрто-Рико. Территория - 48,67 тыс. кв. км. Столица - Санто-Доминго (ок. 2,3 млн чел., по оценкам 2007). Крупнейшие города: Сантьяго (Сантьяго-де-лос-Кабальерос, 589,4 тыс.), Сан-Педро-де-Макорис (235,5 тыс.). Гос. язык - испанский. Входит в состав ООН, МВФ, ВТО и др. международных орг-ций. География. Территория страны пересечена с северо-запада на юго-восток 5 горными хребтами и возвышенностями. В Д. Р. находится самая высокая вершина Вест-Индии - пик Дуарте (3175 м), расположенный в горах Кордильера-Сентраль. На юго-западе страны расположено соленое оз. Энрикильо. Климат тропический пассатный, с июня по нояб. идут тропические ливни, нередко приводящие к разрушительным последствиям. Среднемесячная температура 25-27°C, в горах - 18-20°C; среднегодовое количество осадков 1-1,5 тыс. мм. Почти треть территории страны занята плантациями сахарного тростника, а также табака, какао, кофе, риса, томатов, тропических фруктов, сорго; 40% территории отведено под пастбища.

Население

Д. Р. (доминиканцы) насчитывает 9,263 млн чел. (по оценкам июля 2007). До 40% населения проживает в регионе, примыкающем к столице; 2-м по плотности населения регионом страны является центральная часть долины Сибао (до 20% населения) со 2-м по значению городом страны Сантьяго. 55% населения Д. Р. жители городов. Ок. 75% населения страны составляют мулаты, 16% - белые (преимущественно потомки испанцев, а также французов, англичан, американцев, немцев, евреев, ближневост. арабов и т. д.) и 9% - чернокожие. После второй мировой войны в республике появилась япон. община, а в 70-х гг. XX в.- китайская. Коренное население острова (таины и карибы) исчезло к сер. XVI в. Чернокожие доминиканцы проживают преимущественно на юге страны. Доминиканцы говорят на испан. языке с местными диалектными особенностями; выходцы из Гаити используют гаитянский креольский.

Государственное устройство

Д. Р.- унитарная президентская республика. Действующая Конституция республики принята 28 нояб. 1966 г., впосл. в нее неоднократно вносились поправки. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на всеобщих выборах на 4 года. C 1994 г. президент может избираться только на 1 срок. Он назначает кабинет министров и обладает правом законодательной инициативы. 2-палатный Национальный конгресс состоит из сената, в к-рый входят 32 сенатора, избираемые от провинций и столичного округа, и палаты депутатов, где заседают 150 депутатов. Военнослужащие и полицейские лишены права голоса. Страна разделена на 31 провинцию и столичный округ.

Религия

94,9% населения Д. Р.- христиане. Крупнейшей религиозной орг-цией страны является Римско-католическая Церковь. Согласно опросу 2004 г., 88,5% доминиканцев считают себя католиками. К различным протестант. конфессиям принадлежит 6,4% доминиканцев; число протестантов продолжает расти, в т. ч. и за счет перехода в протестант. орг-ции доминиканцев, принявших крещение в католич. Церкви. В стране есть также небольшое количество приверженцев ислама, иудаизма, буддизма и индуизма, численность к-рых крайне мала (не более 0,1%). К новым религ. движениям принадлежит не менее 2,5% населения. Ок. 2% верующих не причисляют себя ни к одной религии, атеистов в Д. Р. ок. 0,5%.

Римско-католическая Церковь в Д. Р. представлена 2 архиеп-ствами: Санто-Доминго и Сантьяго-де-лос-Кабальерос. Митрополию Санто-Доминго возглавляет кард. Николас де Хесус Лопес. Она разделена на 5 еп-ств-суффраганов: Бани, Бараона, Игуэй, Сан-Хуан-де-ла-Магуана и Сан-Педро-де-Макорис. Митрополией Сантьяго-де-лос-Кабальерос управляет архиеп. Рамон Бенито де ла Роса-и-Карпио. Под его началом 4 еп-ства-суффрагана: Ла-Вега, Мао-Монте-Кристи, Пуэрто-Плата и Сан-Франсиско-де-Макорис. Также в стране действует военный ординариат. Всего в республике насчитывается 521 приход; служат 848 священников, 322 постоянных диакона, 611 монахов, 1645 монахинь. Общее число католиков в Д. Р. не менее 8,12 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканство представлено Доминиканской епископальной церковью, являющейся самостоятельным диоцезом IX провинции Епископальной церкви США. По данным 2004 г., в Д. Р. 26 храмов и 30 священнослужителей. Общее число англикан ок. 4 тыс. чел.

Меннониты объединены Конференцией евангелических меннонитских церквей, насчитывающей 2, 9 тыс. верующих в 55 конгрегациях. В Д. Р. также есть др., менее многочисленные меннонитские группы: Национальный меннонитский совет «Божественный светоч» (21 конгрегация, 1056 приверженцев), Доминиканский евангелический меннонитский совет (9 конгрегаций, 300 чел.), Церковь «Братский Вефиль во Христе» (17 конгрегаций, 189 чел.), Церковь Бога во Христе (3 конгрегации, 48 чел.).

Баптисты Д. Р. образуют Доминиканскую национальную баптистскую конвенцию (14 приходов, 2 тыс. приверженцев), входящую в Карибскую баптистскую ассоциацию, центр к-рой находится на Багамских о-вах. Более мелкие орг-ции: Баптистская церковь Вефиль (17 общин, 1,5 тыс. чел.), Доминиканская баптистская миссия (7 общин, 1 тыс. чел.) и Фундаменталистская баптистская церковь (10 общин, 1 тыс. чел.). Помимо этого эмигранты из Гаити, исповедующие баптизм, являются членами Гаитянской баптистской церкви (16 общин, 2,6 тыс. чел.) и Гаитянской миссионерской баптистской церкви (35 общин, 2,3 тыс. чел.).

Методизм представлен Доминиканской евангелической церковью, объединившей с 1920 г. 3 североамер. протестант. орг-ции - Методистскую епископальную церковь (в наст. время Объединенная методистская церковь), Пресвитерианскую церковь США и Моравскую церковь. В наст. время это ок. 15 тыс. приверженцев в 146 общинах. 2-й методистской орг-цией является Африканская методистская епископальная церковь, имеющая 2,5 тыс. верующих в 13 общинах.

«Движение святости» представлено доминиканской миссией Церкви Назарянина (150 приходов, 21 тыс. чел.), Церковью свободных методистов, насчитывающей (102 общины, 20 тыс. приверженцев), Церковью Бога с центром в Андерсоне (США) (35 общин, 5 тыс. чел.), приходами Христианского и миссионерского альянса (43 общины, 3 тыс. чел.), т. н. Миссионерской церковью (51 приход, 3 тыс. чел.).

Пятидесятники представлены Ассамблеями Бога (1,5 тыс. общин, 72 тыс. чел.), Церковью Бога пророчеств (172 общины, ок. 40 тыс. чел.), Новозаветной церковью Бога с центром в Кливленде (США) (227 общин, 30 тыс. чел.), а также более мелкими группами, такими как т. н. Международная церковь четырехстороннего Евангелия (10 общин, 2 тыс. чел.) и Пятидесятническая и миссионерская церковь (10 общин, 1,5 тыс. чел.).

Плимутские братья имеют 100 приходов, 8 тыс. верующих.

Доминиканская объединенная миссия адвентистов седьмого дня, образованная в 1994 г., входит в Межамериканское отд-ние Церкви адвентистов седьмого дня и состоит из центральной, вост. и сев. конференций, а также сев.-вост., юж. и юго-вост. миссий. Объединенная миссия, по данным на 2006 г., насчитывала 227 899 приверженцев.

Иеговы свидетели, по данным на 2005 г., в Д. Р. насчитывают 25 936 адептов в 363 конгрегациях.

Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) к 2000 г. объединяли ок. 79 тыс. приверженцев.

Также в Д. Р. действуют независимые протестант. церкви, наиболее значительные из к-рых - Защитники веры (16 тыс. чел.), Ассамблея христианских церквей (10 тыс. чел.), Ковчег спасения (10 тыс. чел.), Объединенная христианская ассамблея (7,5 тыс. чел.), Христианская церковь Единого Духа (2,5 тыс. чел.), Библейская церковь Господа Иисуса Христа (2,5 тыс. чел.), Церковь апостольской веры (2 тыс. чел.), Новоапостольская церковь (1 тыс. чел.), Миссионерская христианская ассамблея (3,5 тыс. чел.). Более мелкие протестант. орг-ции насчитывают в общей сложности ок. 45 тыс. чел. Общее число протестантов в Д. Р. не менее 670-675 тыс. чел.

Ислам. По разным оценкам, в республике от 1,8 до 3 тыс. мусульман. Мечеть в Санто-Доминго регулярно посещают ок. 250 верующих. Крупнейшей мусульм. орг-цией страны является Исламское об-во Доминиканской Республики (Círculo Islámico de República Dominicana). Распространением ислама занимается также Исламский центр Доминиканской Республики, расположенный в Майами (США).

Иудаизм. В Д. Р. насчитывается ок. 700 иудеев, посещающих синагогу и соблюдающих обряды иудаизма. Большинство из них проживают в Санто-Доминго, где есть синагога. 2-я синагога находится в Сосуа. Обе синагоги возглавляет руководитель евр. общины страны; у общины нет своего посвященного раввина. Евреи-сефарды проживают в стране с XVI-XVII вв. В Сосуа есть община евреев-ашкенази, прибывшая в страну в 30-х гг. XX в.

Новые религиозные движения распространены в первую очередь за счет популярности «народной религии», представляющей собой синкретические культы «сантерия» и «брухерия», возникшие в результате смешения католицизма с афрокарибскими верованиями, магией и спиритизмом. Число приверженцев «народной религии» ввиду ее закрытого характера не поддается точной оценке; по разным подсчетам, оно может колебаться в пределах 170-200 тыс. чел. Среди иммигрантов из Гаити и из стран с др. островов Карибского м. есть приверженцы вуду и растафарианизма, ок. 5 тыс. чел. стали адептами сайентологии, бахаизма (см. Бахаи религия), идеи к-рых проповедуют миссионеры из США.

История

Коренным населением на территории Д. Р. были таины (народ аравакской группы), к-рые во время появления на острове испанцев уже подвергались агрессии со стороны карибов. Таины поклонялись многочисленным духам, к-рых изображали в виде вырезанных из дерева идолов. В дек. 1492 г., во время 1-й экспедиции Х. Колумба, испанцы впервые появились на острове в янв. 1493 г. Колумб основал на сев. побережье острова, получившего название Эспаньола, 1-е испан. поселение - форт Ла-Навидад. Несмотря на то что таины приняли испанцев гостеприимно, агрессивное поведение пришельцев спровоцировало разрушение форта коренными жителями. Колумб, вернувшийся на остров в 1493 г. со 2-й экспедицией в должности вице-короля новых земель, заложил на сев. побережье г. Изабелла. Однако открытие в юж. части острова золотых приисков привело к тому, что столицей острова стал основанный в 1496 г. на юж. побережье г. Нов. Изабелла (позднее Санто-Доминго).

Собор Санта-Мария ла Менор в Санто-Доминго. 1512-1541 гг.
Собор Санта-Мария ла Менор в Санто-Доминго. 1512-1541 гг.

Собор Санта-Мария ла Менор в Санто-Доминго. 1512-1541 гг.

Первые католич. миссионеры - францисканцы - появились на острове в 1500 г., в 1510 г. в Д. Р. прибыли доминиканцы. Коренное население обращалось испанцами в рабство для работы на золотых приисках. Непосильный труд, завезенные инфекции и террор привели к резкому сокращению численности таинов: из 400 тыс. чел. коренного населения к 1535 г. осталось лишь неск. десятков человек. Католич. Церковь выступала против использования рабского труда, но реально ей не удавалось изменить ситуацию. В 1501 г. испан. корона даровала колонистам право завозить на новые территории африкан. рабов. 1-я группа чернокожих рабов была привезена в 1510 г. Вскоре с Канарских о-вов был завезен сахарный тростник, на его производстве использовался рабский труд. В 1522 г. произошло восстание рабов, исповедовавших ислам. Мн. рабы бежали в горы, к-рые не контролировались испан. властями.

Епископская кафедра в Санто-Доминго была учреждена в 1511 г. Она является старейшей католич. кафедрой в Новом Свете. В 1512 г. 1-й епископ Санто-Доминго заложил собор, строительство к-рого завершилось в 1541 г. В 1546 г. кафедра получила статус архиепископской и ей были подчинены все кафедры Нового Света.

Открытие новых земель на континенте привело к тому, что мн. колонисты переселились с острова на континент, а новые переселенцы из Испании отправлялись напрямую в Мексику или Перу, минуя остров. В 1561 г. Испания сконцентрировала всю торговлю в едином охраняемом караване судов, центром формирования к-рого стала Гавана. В результате Эспаньола оказалась фактически оторвана от внешнего рынка, что нанесло удар по производству сахарного тростника. Общее обеднение населения острова, включая белых колонистов, привело к процессу мулатизации, т. к. белые не чувствовали большой социальной разницы между собой и цветным населением острова. В 1605 г. испан. правительство, недовольное контрабандной торговлей, которую вели жители Эспаньолы с иностранными судами, буквально опустошило сев. и зап. районы острова, принудительно переселив местных жителей в район Санто-Доминго. В ходе этой операции мн. жители погибли от болезней и голода. С этого времени опустевший запад острова стал заселяться франц. буканьерами. В 1697 г. Испания была вынуждена признать по Рисвикскому миру зап. часть владением Франции, его граница почти совпадала с совр. границей между Д. Р. и Гаити. После 1737 г., когда Испания отменила монополию на торговлю, экономика колонии стала постепенно возрождаться, а численность населения расти (6 тыс. в 1737, 125 тыс. в 1790), возобновился ввоз чернокожих рабов. Но по сравнению с франц. колонией Сан-Доминго в зап. части острова, к-рая в это время превратилась в богатейшую колонию Нового Света, испан. колония оставалась бедной. В 1795 г. испан. войска были разбиты франц. республиканской армией во главе с чернокожим ген. Ф. Д. Туссеном-Лувертюром и вся испан. часть острова отошла по Базельскому миру Франции, а епископская кафедра была ликвидирована. В 1801 г. Туссен-Лувертюр, фактически независимый правитель острова, объявил об отмене рабства в испаноязычной части острова. В 1802 г. на острове высадилась армия наполеоновского ген. Ш. В. Э. Леклерка, восстановившего рабство.

В 1809 г. в результате антифранц. восстания и помощи англ. флота Испания вернула себе контроль над бывш. колонией. 1809-1821 годы получили название «эра глупой Испании», т. к. метрополия фактически не занималась развитием колонии, хотя в 1816 г. была восстановлена епископская кафедра, причем архиепископ Санто-Доминго снова получил титул примаса Индии (т. е. Вест-Индии). 30 нояб. 1821 г. Хосе Нуньес де Касерес, исполнявший обязанности зам. губернатора колонии, провозгласил независимость вост. части острова, назвав ее Испанское Гаити, и объявил о намерении новой республики войти в состав Вел. Колумбии. Но независимая республика просуществовала немногим более 2 месяцев (этот период получил название Independencia Efímera). В февр. 1822 г. гаитянские войска оккупировали всю территорию острова. Гаитянские власти окончательно уничтожили рабство, мн. белые плантаторы лишились владений, церковная собственность была конфискована. При этом все иностранные католич. священники были изгнаны из страны, а контакты с Папским престолом прерваны. В то же время в условиях хаоса, ставшего следствием гаитянской оккупации, благодаря миссионерам и переселенцам из Сев. Америки начал распространяться протестантизм. 1-я протестант. миссия на территории Д. Р. была организована Методистской церковью Англии в 1822 г. в Пуэрто-Плата. В 1824 г. из США прибыли неск. тысяч чернокожих вольноотпущенников, члены Африканской методистской епископальной церкви, отколовшейся в 1816 г. от Методистской церкви США из-за расовой дискриминации. Ряд обстоятельств, таких как ограничения на использование испан. языка, воинская обязанность, огромный налог, введенный гаитянским правительством для выплаты многомиллионной компенсации Франции, обострял проявление доминиканского национализма и желание доминиканцев избавиться от гаитянского господства. В 1838 г. возникло тайное об-во «Тринитария», которое 27 февр. 1844 г. подняло антигаитянское восстание и провозгласило создание независимой Д. Р. На период войны с Гаити власть в республике получил ген. Педро Сантана, крупный собственник (при этом все известные борцы за независимость из «Тринитарии» были изгнаны из страны).

Собор св. Доминика в Санто-Доминго. XVI в.
Собор св. Доминика в Санто-Доминго. XVI в.

Собор св. Доминика в Санто-Доминго. XVI в.

В первые годы независимости Д. Р. отразила 5 вторжений Гаити (1844, 1845, 1849, 1853 и 1855-1856). Элита республики, опасаясь новых военных действий, рассматривала возможность признания страны протекторатом Великобритании, Франции, США или Испании. В марте 1861 г. Сантана восстановил в стране, разоренной плохим управлением, испан. господство. Церковь попала под жесткий контроль со стороны испан. церковных властей, что вызвало недовольство доминиканцев. В авг. 1863 г. началось антииспан. восстание; летом 1865 г. испан. войска окончательно покинули территорию острова. После изгнания испанцев в стране развернулась борьба за власть между различными группировками военных и латифундистов. В 1865-1879 гг. правительство сменилось 21 раз и произошло 5 военных мятежей. В 1869 г. президент Б. Баэс подписал договор о продаже страны США, но покупка не была одобрена сенатом США. После краткого периода политической стабильности в 1879-1884 гг. страна снова погрузилась в междоусобия, к-рые прекратились в 1887 г. с установлением чернокожим ген. Лилисом режима диктатуры. К 1899 г., когда диктатор был убит, страна была банкротом, а ее экономика перешла под контроль США. В кон. XIX - нач. XX в. в Д. Р. переселилось много чернокожих рабочих с др. островов Вест-Индии (т. н. cocolos), которые в основном пополнили число протестантов. В стране развернули деятельность миссионеры нек-рых протестант. орг-ций: в 1889 г.- приверженцы «Движения святости» с появлением в Д. Р. 1-го миссионера Церкви свободных методистов; в 1898 г.- миссионеры т. н. Моравской церкви. В 80-х гг. XIX в. англоязычные иммигранты с Антильских о-вов стали первыми англиканами в Д. Р. 8 авг. 1897 г. епископ Апостольской православной церкви Гаити (офиц. название англикан. Церкви в Гаити) рукоположил 1-го чернокожего епископа в истории англикан. Церкви Бенджамина Исаака Уилсона. В 1908 г. на востоке страны среди крестьян, проникнутых духом «народной религии», зародилось мессианское движение оливоризм, основатель к-рого - Оливорио Матео (папа Либорио) - почитался пророком и даже воплощением Иисуса Христа. Движение подвергалось преследованиям со стороны властей, и Оливорио был убит полицейским в 1922 г. Его последователи ушли в подполье.

В то время как страну раздирали междоусобия претендентов на власть, США получили полный контроль над доходами бюджета и финансовой жизнью Д. Р.; экономика страны, базовой отраслью которой было производство сахара, практически оказалась в руках крупных амер. компаний. Диктат США стал важным фактором и в религиозно-конфессиональном отношении. Так, в 1913 г. англикан. общины Д. Р. вошли в состав Епископальной церкви США (Пуэрто-Риканский диоцез). В 1916 г. из Пуэрто-Рико прибыл 1-й миссионер пятидесятников, с 1918 г. на территории республики начали проповедь адвентисты седьмого дня, с 1922 г.- баптисты. В 1920 г. в рамках совместного экуменического проекта была основана Доминиканская евангелическая церковь, объединившая 3 североамер. протестант. церкви - Методистскую епископальную церковь (сейчас Объединенная методистская церковь), Пресвитерианскую церковь США и Моравскую церковь. С 1916 по 1924 г. республика была оккупирована войсками США. В 1930 г. власть в стране захватил командующий созданной американцами Национальной гвардии Рафаэль Леонидас Трухильо Молина, к-рый установил режим жестокой диктатуры. В 1937 г. Трухильо Молина санкционировал убийство 20-25 тыс. гаитянцев, проживавших в зап. части страны. Пытаясь остановить репрессии, англикан. свящ. Чарлз Барнз посылал в США сведения о происходившем в Д. Р. Письма были перехвачены, и священник убит. Он похоронен в англикан. ц. Богоявления в Санто-Доминго и почитается как мученик. Проводя политику «обеления» доминиканцев (blanquismo), Трухильо Молина приветствовал иммиграцию испан. республиканцев и европ. евреев, бежавших от нацистов. После начала «холодной войны» Трухильо Молина объявил себя «антикоммунистом номер один», чем снискал благосклонное отношение со стороны США. Большая часть экономики страны находилась в собственности или под контролем семьи диктатора. Трухильо Молина пытался не обострять отношений с католич. Церковью, и долгое время они развивались бесконфликтно. В 1953 г. были учреждены епархии с центрами в городах Сантьяго-де-лос-Кабальерос, Ла-Вега и Сан-Хуан, в 1959 г.- в г. Игуэй, подчиненные архиепископу Санто-Доминго. В 1954 г. Д. Р. заключила с Ватиканом конкордат. Однако в 1960 г. отношения с католич. Церковью ухудшились, после того как ряд католич. священников выступили с протестом против политических репрессий. Диктаторский стиль правления Трухильо Молины окончательно испортил международную репутацию режима, США вынуждены были отвернуться от Трухильо. Опасаясь, что в стране может произойти революция кубинского типа, ЦРУ в мае 1961 г. организовало убийство диктатора. В нояб., когда семья Трухильо Молины была изгнана из страны, власть перешла к сподвижнику диктатора Хоакину Балагеру. В дек. 1962 г. президентом был избран лидер оппозиционной Доминиканской революционной партии (ДРП) Хуан Бош. В сент. 1963 г. Бош был свергнут в результате олигархическо-военного заговора. В апр. 1965 г. в Санто-Доминго произошло восстание «конституционалистов» (сторонников демократии), в стране началась гражданская война. Чтобы не допустить возвращения Боша к власти, США направили в республику войска. В 1966, 1970 и 1974 гг. на выборах, проходивших в атмосфере борьбы с оппозицией, президентом был избран Балагер. На выборах 1978 г. победу одержал кандидат ДРП Антонио Гусман. Попытка Балагера силой остаться у власти не нашла поддержки администрации Президента США Дж. Картера.

Важным событием в религ. жизни страны стало посещение республики новым папой Римским Иоанном Павлом II, к-рый 1-й пастырский визит совершил в янв. 1979 г. в Д. Р. Впосл. он посетил страну в окт. 1984 и окт. 1992 г. В янв. 1978 г. было создано 2 новых католич. еп-ства: Мао-Монте-Кристи и Сан-Франсиско-де-Макорис.

После самоубийства Гусмана в 1982 г. президентом был избран кандидат ДРП Сальвадор Хорхе Бланко. Бланко пришлось проводить навязанную МВФ экономическую политику, что подорвало его популярность. В 1986, 1990 и 1994 гг. президентом вновь избирали Балагера, несмотря на подозрения в фальсификации итогов выборов. Под давлением США дискредитированный Балагер сложил свои полномочия в 1996 г. Новым президентом был избран кандидат основанной Бошем в 1973 г. Центристской партии доминиканского освобождения Леонель Фернандес.

14 февр. 1994 г. еп-ство Сантьяго-де-лос-Кабальерос получило статус архиеп-ства. Его суффраганами стали еп-ства Ла-Вега, Мао-Монте-Кристи, Пуэрто-Плата и Сан-Франсиско-де-Макорис. В 2000-2004 гг. президентом был представитель ДРП Иполито Мехия. На президентский срок 2004-2008 гг. вновь избран Фернандес.

Религиозное законодательство

Статья 8 Конституции Д. Р. гарантирует свободу совести и культов при условии соблюдения общественного порядка и уважения нравственности. Религ. орг-ции должны быть зарегистрированы гос-вом и имеют право ходатайствовать перед президентом об освобождении их от уплаты налогов. Католич. Церковь, согласно конкордату 1954 г., может получать гос. субсидии, в частности на ремонт храмов, и полностью освобождена от таможенных пошлин. Закон вводит обязательное изучение Библии в гос. школах, на частные школы это требование не распространяется. Гос-во признает брак, заключенный только в католич. Церкви. Статья 7 Конституции Д. Р. объявляет «распространение культуры и религиозных традиций доминиканского народа» высшим и постоянным национальным интересом.

Лит.: Garrido Puello E. O. Olivorio: Un ensayo histórico. Santo Domingo, 1963; Гонионский С. А. Очерки новейшей истории стран Лат. Америки. М., 1964; Хорошаева И. Ф. Население Центр. Америки в колониальный период // Нации Лат. Америки: Формирование и развитие: [Сб. ст.] / Ред.: А. В. Ефимов и др. М., 1964. С. 282-305; García L. La iglesia dominicana entre dos dictaturas. Santo Domingo, 1972; Deive C. E. El Olivorismo: Estudio de un Movimiento Mesiánico // Boletín del Museo del Hombre Dominicano. 1973. N 3. P. 235-259; Lockward G. El Protestantismo en Dominicana. Santo Domingo, 1976, 19822; Доминиканская Республика // Лат. Америка: Энцикл. М., 1980. Т. 1. С. 495-502; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке (1810-1959). М., 1981; Sáez J. L. Cinco siglos de Iglesia dominicana. Santo Domingo, 1987; Rosario E. Iglesia católica e oligarquía. Santiago, 1991; Ferguson J. Dominican Republic: Beyond the Lighthouse. L., 1992; Lundius J., Lundahl M. Peasants and Religion: A Socioeconomic Study of Dios Olivorio and the Palma Sola Movement in the Dominican Republic. L.; N. Y., 2000.
Ю. В. Смирнов