Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИСМАС
Т. 15, С. 401 опубликовано: 9 июля 2012г.


ДИСМАС

[греч. Ϫίσμας; лат. Dismas], имя евангельского доброго разбойника (Мф 27. 38; Мк 15. 27; Лк 23. 33, 39-43) (см. об иконографии в ст. Благоразумный разбойник) в апокрифической и зап. позднесредневек. (агиографической и литургической) традициях. Имена Д. для доброго разбойника и соответственно Геста для злого впервые встречаются в апокрифическом Никодима Евангелии (стихи 9-10) (V в. по Р. Х.). Вариантов имен было неск., но эти имена были самыми распространенными. Под именем Д. добрый разбойник вошел в Мартиролог католич. Церкви. Широкое почитание Д. в Зап. Европе начинается с кон. XI в., когда после 1-го крестового похода (1096-1099) одним из мест паломничества стала дер. Латрун близ Эммауса, к-рая из-за созвучия с лат. словом latro (разбойник) считалась родным селением доброго разбойника. В средневек. свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» (Castrum boni latronis). Крест доброго разбойника находился на Кипре, откуда он в XIV в. был перенесен в Болонью, в ц. святых Виталия и Агриколы (Санти-Витале э Агрикола).

Имя Д. в почитании доброго разбойника закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» (Natalibus. CatSS. III 228) Петра Наталиса (XIV в.), популярном в позднем средневековье. Кард. Цезарь Бароний в кон. XVI в. писал о широком распространении почитания Д., во имя к-рого были освящены мн. алтари. Тем не менее ввиду апокрифического происхождения этого имени Бароний внес в Римский Мартиролог память доброго разбойника под 25 марта без имени, как в большинстве рукописей Мартиролога Узуарда. От XV в. сохранилась служба с 9 чтениями в честь Д. в Кемперском Бревиарии (Бретань). Как можно судить по ранним печатным изданиям Мартиролога Узуарда с дополнениями (XVI в.), такие службы имели место и в др. диоцезах Римско-католической Церкви, в частности в Брюгге (Фландрия), однако их образцы не сохранились. Подобные службы, по-видимому, изымались из местных бревиариев в кон. XVI в., что связано с общей тенденцией отказа от употребления имени Д. в отношении к доброму разбойнику. Папа Сикст V (1585-1590) даровал привилегию литургического чествования доброго разбойника (без имени) ордену мерседариев. В 1724 г. такое же право было дано Конгрегацией богослужения конгрегации «Благочестивые работники» (Pii Operarii), чьим особым покровителем считался добрый разбойник.

В наст. время почитание Д. сохраняется только в формах народного благочестия на юге Италии, напр. в г. Галлиполи (обл. Апулия), где доброго разбойника считают своим небесным покровителем (Fusconi. Col. 600).

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 543; MartRom. P. 110 sq.; SynCP. Col. 555.
Лит.: Fusconi C. M. Buon Ladrone // BiblSS. Vol. 3. Col. 596-600; Bessières A. Le Bon larron St. Dismas: Sa vie, sa mission, etc. P., 1937; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / A cura di M. Erbetta. Torino, 1981. Vol. 1: Vangeli. Pt. 2. P. 108-109, 244-245.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Новозаветные персоналии «Благоразумный разбойник», название иконографии, в основе которой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе Дисмас, имя евангельского доброго разбойника
См.также:
АГРИППА I ИРОД (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41 - 44 по Р.Х.)
АГРИППА II ИРОД (27 по Р.Х. - 92 по Р.Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.)
АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
АЛФЕЙ имя, упоминаемое в НЗ
АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
АНАНИЯ первосвященник при имп. Клавдии и Нероне, сын Недевея