Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
Т. 15, С. 248-249 опубликовано: 18 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ

[греч. Διονύσιος] (1316, Корисос, совр. ном Кастория, Греция - 1388, Трапезунд, совр. Трабзон, Турция), прп. (пам. греч. 25 июня и 25 февр.), афонский подвижник, основатель мон-ря Иоанна Предтечи, известного как Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат). Основные источники о жизни Д.: хрисовул трапезундского имп. Алексея III Великого Комнина (1375), Житие прп. Д., составленное иером. Митрофаном (XVI в.), Житие прп. Д. (изд. Агапием Ландосом в сб. Новый Рай (1641)) - переработка Жития, составленного иером. Митрофаном, сделанная до 1644 г. (см.: Λαμψίδου. Σ. 105). Указанные источники имеют разночтения, однако основные сведения о жизни преподобного в них присутствуют.

Прп. Дионисий. Икона. XV в. (мон-рь прп. Дионисия на Афоне)
Прп. Дионисий. Икона. XV в. (мон-рь прп. Дионисия на Афоне)

Прп. Дионисий. Икона. XV в. (мон-рь прп. Дионисия на Афоне)

Д. род. в благочестивой семье земледельцев среднего достатка. Его старший брат свт. Феодосий (1300-1392, митрополит Трапезундский (пам. греч. 11 янв.)) получил образование в К-поле при Патриархии, затем принял постриг, был рукоположен во пресвитера. Через нек-рое время он удалился на Св. Гору в монастырь Филофей, где затем стал игуменом. Д. смог поступить в этот мон-рь под руководство брата по достижении 19-летнего возраста, в 1335 г. и исполнял обязанности экклисиарха. В 30 лет Д. был рукоположен во диакона, а затем во иерея (1346). Вскоре он стал известен как подвижник и пользовался особым уважением. Через 12 лет пребывания в мон-ре, посоветовавшись с духовниками, он тайно покинул многолюдную обитель и затворился в пещере на горе М. Афон, где проводил время в непрестанной молитве, питаясь травой и дикими плодами, а иногда ходил в окрестные мон-ри просить хлеба. Через 3 года подвижничества (1347-1350) к Д. стали собираться ученики, к-рых он сначала не принимал, но затем уступил их просьбам. Вскоре Д. возглавил братство из 18 монахов, к-рые по его предложению построили на той же горе каливы и храм во имя Иоанна Предтечи, а Д. стал называться «игумен калив». Он безмолвствовал в пещере 5 дней недели, а субботние и воскресные дни проводил вместе с братией. Через нек-рое время, страдая зимой от холода, братия с благословения прп. Д. переселилась на зап. часть горы, где также были построены каливы и новый храм во имя Иоанна Предтечи. Продукты доставлялись на лодке, затем монахи на себе переносили их на гору, причем Д. участвовал в этом. Монахам приходилось ночевать на берегу, и тогда большую часть ночи они проводили в славословии Бога под открытым небом. Однажды преподобный увидел на прибрежной скале огненный факел, восходивший к небу. Поскольку видение повторялось много ночей подряд, он рассказал о нем другу, прп. Дометию († 1403/05), подвизавшемуся в местечке Вулевтирии, имевшему дар рассуждения и пророчества. После того как они вместе 3 ночи видели знамение, Дометий предрек существование на этом месте обители и было принято решение строить там мон-рь. На средства приходивших к Д. за советом мирян и монахов была построена башня высотой 20 м для защиты от пиратов (1370).

Брат Д. Феодосий попал в плен к пиратам, был выкуплен христианами и оказался в К-поле, где стал игуменом Манганского мон-ря, а затем митрополитом Трапезундским. В 1374 г. Д. отправился в Трапезунд, чтобы повидать брата и найти средства для строительства монастыря. Митр. Феодосий представил брата трапезундскому имп. Алексею III Великому Комнину (1349-1390), к-рого поразила аскетическая внешность подвижника, его добродетель и мудрое поведение. Д. предложил императору последовать примеру др. правителей и построить на Афоне свой мон-рь, к-рый соответствовал бы его славе и где возносились бы молитвы за него и его близких. Император согласился с условием, что мон-рь будет назван в честь Великого Комнина, в нем вечно будут поминать членов семьи императора, в мон-рь будут принимать всех паломников и желающих стать монахами жителей Трапезунда. На строительство было выдано 50 сомиев (визант. золотая монета, в 1340 соответствовавшая 140 серебряным монетам) с обещанием такой же суммы через 3 года и ежегодного пожертвования 1 тыс. комнинатов (серебряная монета Комнинов Трапезунда).

Во время возвращения на Афон корабль Д. очутился вблизи араб. пиратского судна, но по молитве преподобного пиратам явился Иоанн Предтеча, к-рый устрашил и обездвижил их. По возвращении (1375) на пожертвованные деньги было начато строительство храма во имя Иоанна Предтечи, а также монастырских стен, келий, трапезной и водопровода. Когда средства закончились, Д. 2-й раз поехал к императору (1377), но по возвращении нашел мон-рь разграбленным пиратами, поэтому почти все деньги ушли на поездки в Вифинию, где Д. выкупал на рынках пленных монахов. В 1382 г. Д. ездил в К-поль, чтобы подтвердить права мон-ря на собственность у имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391). Число монахов умножалось, а средств для покрытия их нужд и завершения строительных работ не было, поэтому, оставив за игумена Дометия, Д. в 1387 г. снова отправился к императору Трапезунда. Вручив попечение о своей обители брату, митр. Трапезундскому Феодосию, Д. скончался в возрасте 72 лет и был погребен с великими почестями. У его гроба были отмечены исцеления.

День смерти прп. Д. неизвестен. В Житии, составленном иером. Митрофаном, он не указан, а более поздние Жития называют 25 июня датой празднования его памяти в Дионисиате. Однако последнее было установлено согласно афонскому обычаю поминовения ктиторов на 2-й день после престольного праздника обители, т. е. памяти Иоанна Предтечи (24 июня), и является условным. Более правильным было бы считать датой смерти прп. Д. 25 февр., согласно нек-рым историческим исследованиям (см.: Λαμψίδου. Σ. 101-124). Служба Д. содержится в рукописи XV в. № 420 из мон-ря Дионисиат.

Ист.: ᾿ΑγάπιοςΛάνδος. Νέος Παράδεισος. Βενετία, 1872к. Σ. 423-433; Bίος τοῦ ῾Οσίου Διονυσίου ὑπὸ Μητροφάνους / Ed. Β. Λαούρδας // ΑΠ. 1956. Ν 21. Σ. 43-79; Actes de Dionysiou // Ed. N. Oikonomidès. P., 1968. P. 59-61. (Archives de l'Athos; N 4); Афонский патерик. Т. 1. С. 535-548; Χρυσόβουλλον τοῦ αὐτοκράτορος Τραπεζούντος ᾿Αλεξίου Γ´ τοῦ Μεγάλου Κομνηνοῦ // ῾Ο ῞Οσιος Διονύσιος ὁ κτίτωρ. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004. Σ. 90-99.
Лит.: Ετύμιος Διονυσιτης. Συμπληροματικὸς κατάλογος λληνικῶν χειρογράφων ἱ. μ. Διονυσίου ῾Αγίου ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1957. Τ. 27. Σ. 237-271; Λαμψίδου ᾿Οδ. Βιογραφικὰ τῶν ἀδελφῶν Διονυσίου κα Θεοδοσίου // ᾿Αρχεῖον ᾿Εκκλησιαστικοῦ κα Κανονικοῦ Δικαίου. 1963. Τ. 18. Σ. 104-124; Παπαδόπουλος Σ. Διονύσιος ὁ ᾿Αθωνίτης // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 9-11; ῞Οσιος Διονύσιος ὁ κτίτωρ. ῞Αγιον ῎Ορος, 2004.
Иером. Леонтий (Козлов)
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Дионисий (1316 - 1388), преподобный (пам. греч. 25 июня и 25 февр.), афонский подвижник Дионисия преподобного монастырь [Дионисиат], в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-западном побережье полуострова Афон (Айон-Орос)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)
АКАКИЙ прп. Латрский (пам. греч. 3 янв.)
АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)