Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМПНА
15, С. 219-220 опубликовано: 7 июня 2012г.


ДИМПНА

[лат. Dymphna] (VII в.?), мц. (пам. зап. 15 мая, перенесение мощей - 27 окт.). Д. почиталась как покровительница фламанд. г. Гел близ Антверпена, где в XIII в. были обретены ее мощи, от к-рых совершались чудеса, преимущественно исцеления бесноватых. Считалось, что молитва к Д. особенно помогает душевнобольным.

В сер. XIII в. по повелению еп. Камбре Гвидона Петр, каноник ц. св. Оберта в Камбре, составил Житие Д. Он не обнаружил достоверных сведений о ее жизни и использовал предания, имевшие фольклорную окраску. В основе Жития лежит легенда о сошедшем с ума короле, пытавшемся жениться на своей дочери. Д. приписывается ирл. происхождение. Спасаясь от домогательств отца, она бежала с духовным наставником пресв. Гереберном на континент. Король настиг их в Геле. Обезглавив Гереберна, он снова предложил дочери выйти за него замуж. Видя упорство Д., он отрубил ей голову. Тела убитых заключили в саркофаги и похоронили в пещере.

В Геле была построена ц. Д. (XIV в.), при которой возникла коллегия каноников. В храме было отведено особое помещение для больных (Sieckencamere), где они должны были ради исцеления провести 9 дней в молитве и посте. Во время Французской революции 1789-1799 гг. храм был закрыт и национализирован, но вскоре выкуплен прихожанами. В церкви сохранилась деревянная рака XIII в. с мощами Д. и Гереберна, установленная на высоких опорах, а также фрагменты 2 саркофагов VII-VIII вв. и кирпич с надписью: DYМPHNA, сделанной, вероятно, в эпоху Каролингов. Это единственные свидетельства почитания Д. в период раннего средневековья.

Из-за специфики почитания Д. Гел стал одним из первых городов, население к-рых заботится о душевнобольных. В кон. XIII в. в городе для них был основан особый приют, до наст. времени существует возникшая на его основе психиатрическая лечебница.

Д. изображается с мечом в руке, у ее ног - закованный диавол.

Ист.: Acta SS. Maii. T. 3. P. 477-497.
Лит.: Falkenstein L. Dinfna e Gerberno // BiblSS. Vol. 4. Col. 618-620; Aubert R. Dymphne // DHGE. Vol. 14. Col. 1245-1246; Delehaye H. Les Légendes Hagiographiques. Brux., 19273, 19734. (SH; 18); Mheara R. Early Irish Saints in Europe: Their Sites and Their Stories. Armagh, 2001.
А. А. Анисимова
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Мученицы Римско-католической Церкви Димпна (VII в.?), мученица (пам. зап. 15 мая, перенесение мощей - 27 окт.)
См.также:
АВДАКТА мученица Кесарийская (пам. зап. 28 марта)
АВКСИЛИЯ мц. (пам. зап. 4 сент.)
АГАПИЯ мц. Антиохийская (пам. зап. 10 или 11 марта)
АГАПИЯ († ок. 400), мц. Брешианская (пам. зап. 16 авг.)
АГАПИЯ († ок. 273), мц. Тернийская (пам. зап. 15 февр.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)