Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 15, С. 204-205 опубликовано: 4 июня 2012г.


ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор во имя вмч. Димитрия Солунского 1903 г. Фотография. 2006 г.
Собор во имя вмч. Димитрия Солунского 1903 г. Фотография. 2006 г.

Собор во имя вмч. Димитрия Солунского 1903 г. Фотография. 2006 г.
(Кишинёвской епархии), близ с. Припичень-Куркь Резинского р-на Республики Молдова. Основан как мужской скит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря. В 1808 г. офицер рус. армии в отставке Теодор Сабэу вместе с супругой приобрел у боярина Думитраке Клементе землю на территории с. Припичены и передал ее в дар Курковской обители. В 1817 г. насельники последней построили в с. Припичены деревянный скит, в результате чего село разделилось на 2 части: Припичены (совр. Припичень-Рэзешь) и Припичены-Курки (совр. Припичень-Куркь). Припичены-Курки вошли в состав имений Курковской обители. До 1903 г. скит имел статус подворья Курковской обители, наряду с братией в нем проживали паломники, странники, в т. ч. нищие и больные. В нач. XX в. в ходе ряда конфликтов с насельниками Курковской обители община скита решила стать независимой. Братия возмущалась тем, что весь доход скита находился в распоряжении Курковского мон-ря, самого богатого в Бессарабии. В 1918 г. произошло вооруженное столкновение между скитянами и курковскими монахами, в результате чего в 1920 г. скит официально получил самостоятельный статус, «амбары Припиченского скита навсегда закрылись для монастыря Куркь» (Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinãu, 2001. С. 80). В документах Д. м. стал именоваться Припиченским. В 1923 г. в Д. м. проживали наместник иером. Петр (Сачинский) и 36 насельников (иеромонах, 2 иеродиакона, 10 монахов, 8 рясофорных и 15 послушников), в 1939 г.- наместник протосинкелл Евфросиний (Трофим) и 40 насельников, в 1942 г.- 30 насельников. С 1944 г. Д. м. возглавляли иером. Пимен (Доага), игум. Паисий (Адомницей), иером. Иероним (Молдовану).

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г.
Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г.

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г.

В 1870-1873 гг. в Д. м. была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, на месте к-рой в 1903 г. построен каменный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя ц. во имя Св. Троицы. К 1923 г. Д. м. владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у Д. м. были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители. Согласно отчету иером. Пимена, в 1948 г. в мон-ре имелись 3 келейных корпуса с трапезной, кухней и пекарней, хозяйственные постройки, погреба, сараи, конюшни, прачечная. Д. м. пользовался 12,5 га земли, в т. ч. 8,2 га пахотной, 1,4 га занимали сады, 0,2 га - виноградники, 0,8 га - постройки. К 1952 г. в мон-ре было 2 лошади, 10 овец и коз, 10 ульев.

В 1959 г. Д. м. был закрыт, 12 монахов переведены в Кэприянский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, наместник иером. Иероним (Молдовану) вернулся в родное с. Фузовка (ныне Фузэука Шолданештского (Шолдэнешть) р-на), где служил на приходе, там же скончался и погребен. Согласно распоряжению Совета министров МССР от 5 июня 1959 г., жилые и хозяйственные постройки передавались колхозу «Заря» под роддом, ясли и медпункт, а помещение церкви - местному совету под сельский клуб. В 1961 г. в зданиях мон-ря, переданных Мин-ву здравоохранения, была открыта туберкулезная больница, в церкви размещена столовая, в алтаре - кухня.

В 1993 г. по просьбе верующих с. Припичень-Куркь помещения Д. м. были возвращены Церкви. В 1997 г. обитель была преобразована в женский скит при Хынковском мон-ре, с 1998 г. стала самостоятельной. Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. Д. м. был открыт как жен. мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Кетрарь), духовником - иером. Иоанн (Хангану). 2 нояб. 2002 г. мон. Серафима была освобождена от должности настоятельницы по состоянию здоровья. К 2007 г. Д. м. возглавляет мон. Филофея (Раилян). В мон-ре проживают 8 монахинь, 10 послушниц; богослужения совершают игумен и 2 иеромонаха. В Д. м. хранятся частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Александры и Марфы Дивеевских, среди чтимых святынь - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Серафима Саровского.

Арх.: НАРМ. Ф. 3046. Инв. 1. Д. 97. Л. 5; Архив Кишинёвско-Молдавской митрополии. Фонд «Монастыри».
Ист.: Tomescu Constantin N. Acte de la mănăstirea Curchi (jud. Orhei) // Arhivele Basarabiei: Revista de Istorie şi geografie a Moldovei dintre Prut şi Nistru. Chişinău, 1929. Nr. 3. Iulie-Septembrie. Р. 98-113.
Лит.: Курковский мон-рь Рождества Богородицы // Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Генерального штаба. СПб., 1862. Т. 2. Ч. 1: Бессарабская обл. / Сост.: А. И. Защук. С. 211-214; Arbore Z. Mănăstirea Curchi: Dicţionarul geografic al Basarabiei. Bucur., 1904. P. 82-83; Visarion (Puiu), аrhim. Mаnаstirile din Basarabia. [Кишинёв], 1919. P. 42-44; Енчиклопедия Советикэ Молдовеняскэ. Кишинэу, 1975. Вол. 5: О-Рома. П. 331; Пасат В. Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е гг. М., 1994; Sârbu A., Ladanic V. Mănăstiri Basarabene. Chişinău, 1995. P. 250-255; Ilviюchi L. Mănăstirile şi schiturile din Basarabia. Chişinău. 1999. P. 107-108; Golub V. Mănăstirea Curchi. Orhei, 2000; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 79-81; Mănăstirea Căpriana (sec. XV-XX): Studiu istoric, documente, cărţi, inscripţii şi alte materiale. Chişinău, 2003; Tihonov L. Politica statului sovietic faţă de cultele din R. S. S. Moldovenească (1944-1965). Chişinău, 2004. P. 138-139.
Протодиак. М. В. Мелинти