Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДЖРУЧИ
Т. 14, С. 547-548 опубликовано: 2 апреля 2012г.


ДЖРУЧИ

Джру́чи [груз. ჯრუჭი], вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на склоне горы в отрогах Лихского хребта, в ущелье р. Джручула, близ г. Сачхере. Точная дата основания мон-ря неизвестна. Учитывая данные 4 лапидарных надписей, основание церкви и мон-ря относят к XI в. На зап. стене ц. вмч. Георгия, возле входа, рядом с ктиторским рельефом, расположена строительная надпись местного эристава Кахи: «Во время владычества Джручского эристава Кахи Кувел воздвиг крест во имя святого Георгия». На зап. фасаде церкви помещена надпись настоятеля мон-ря Микаела, на вост. фасаде - неизвестного ктитора и его сыновей Иоанна и Гавриила, в интерьере церкви, на юго-вост. подкупольном устое,- каменщиков Георгия и Фадлона.

Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в.
Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в.

Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в.
Долгое время мон-рь принадлежал роду князей Палавандишвили, о чем свидетельствует лапидарная надпись, высеченная рядом с рельефом вмч. Георгия над зап. входом в храм и упоминающая сына Абаша Палавандишвили Георгия. Надпись относят к периоду одного из этапов обновления и перестройки храма. В XVII в. Д. в результате, вероятно, княжеских междоусобиц был полностью разорен и покинут: Вахушти Багратиони, описывая этот район Гурии, указывает лишь на то, что в древности здесь были строения, в его время уже разрушенные (Вахушти Багратиони. 1973. С. 760). В 1778 г. церковь обновил митр. Джуматский Симеон (Абашидзе), ставший настоятелем Д. (Бочоридзе. 1995. С. 222, 227-228). В этот период в мон-ре находилась кафедра Джручского епископа, здесь хоронили представителей княжеского рода Абашидзе: в церкви сохранились могильные плиты митр. Джуматского Симеона († 1778) и иером. Николая († 1810).

В кон. XVII-XVIII в. Джручское ущелье являлось причиной раздора между рачинскими эриставами и княжеским домом Церетели. В 1789 г. приказом имеретинского царя Соломона II Рачинское эриставство было упразднено и Д. был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи, стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895).

Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе, позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ, занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи.

С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору. Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р. К кон. XIX в. монастырская братия была многочисленной по сравнению с др. груз. мон-рями: по публикациям того времени, кроме архимандрита в нее входили 8 иеромонахов, 2 иеродиакона и послушники.

В нач. 20-х гг. XX в. Д. был разорен частями Красной Армии, переправлявшимися через Мамисонский перевал в Кутаиси. Часть монахов была убита, часть бежала, колокола и церковная утварь были реквизированы. До 1926 г. в мон-ре подвизался один монах - Феодор. В последующие годы в кельях Д. была устроена районная школа, в трапезной разместилась б-ка, в гостиничных покоях - сельсовет. Сохранились устные свидетельства, что в тот период из монастырской б-ки было вывезено 7 повозок книг, много книг было сожжено в монастырском дворе.

В 1991 г. в результате сильного землетрясения храм и постройки Д. были разрушены до фундамента.

В 2000 г. монашеская жизнь в Д. была возобновлена: митр. Чиатурский Авраам (Гармелиа; ныне управляет Западноевропейской епархией ГПЦ) освятил храм, из соседнего мон-ря Кацхи в Д. пришли иером. Максим (Кавтарадзе) и 2 послушника. С 2001 г. настоятелем Д. является иером. Лука (Палавандишвили). Монахи занимаются бортничеством, при обители имеется небольшое хозяйство.

Церковь во имя вмч. Георгия

сложена из тесаного камня, относится к типу крестово-купольного храма, характерному для архитектуры Грузии 1-й пол. XI в. и широко применяемому в груз. зодчестве до кон. XVIII в. Церковь научно не обследована, однако считается, что первоначально это была 3-нефная базилика, позже перестроенная. С юж. и сев. сторон церковь Д. имела 2-этажные приделы; входы - с юга и запада. В алтаре в юж. грань престола была вставлена плита алтарной преграды XI в. с рельефными изображениями святителей Василия Великого и Николая Мирликийского (Церетели. 1898. С. 109). Над жертвенником и диаконником были устроены дополнительные помещения.

Фасады храма были украшены рельефами и орнаментами, большинство из которых относились к первоначальному периоду строительства. На юж. фасаде, между окнами, были изображены крест и 2 духовных лица; на зап. фасаде, справа от входа,- всадники великомученики Георгий и Димитрий Солунский, под ними - духовное лицо с кадилом; на зап. фасаде, слева от входа,- крест и 2 духовных лица, слева от них - великомученики Георгий и Димитрий Солунский.

Святыни Д.

В 80-х гг. XIX в. ризницу Д. описали Н. П. Кондаков и Бакрадзе (Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 152-162). Среди святынь, к-рые хранились в течение мн. столетий, примечательны частица мощей вмч. Георгия; икона-дарохранительница (ковчег) с частицами Животворящего Креста и выполненным в технике эмали образом св. Димитрия Солунского, впосл. вставленная в позолоченный оклад с ктиторской надписью 1769 г.; кованая икона-дароносица Пресв. Богородицы, пожертвованная монастырю, согласно надписи, в 1810 г. Григорием Церетели; кованная из золота и серебра икона Божией Матери с надписью царевича Георгия (в 1798-1800 грузинский царь Георгий XII).

В описании Кондаков называет также чеканную (золото, серебро) икону Божией Матери, пожертвованную, согласно надписи, «Квели с Нателою» (последнюю он отождествляет с Натели, женой Шергиля Нателя (XIII в.), известного по надписям мон-рей Хони и Мартвили); икону Божией Матери (XVIII в.), пожертвованную, согласно надписи, Давидом, «придворным протоиереем» имеретинского царя Соломона I; образ Спасителя, украшенный по нимбу 9 камнями; 3 небольшие кованые (золото, серебро, драгоценные камни) иконы Божией Матери: 1-я пожертвована, согласно надписи, в 1810 г. сыном Зураба Церетели Григорием, 2-я - в 1813 г. др. сыном Зураба, Давидом, украшена эмалью.

В сокровищнице Д. хранилось неск. уникальных предметов церковной утвари (утеряны), среди них - большие серебряные чаша и лампада, вышитый золотом в 1706 г. воздух Кетеван Абашидзе, неск. резных кипарисовых крестов.

Рукописи Д.

В средние века Д. был крупным книгохранилищем. Согласно материалам из архива Ф. Жордания, а также данным Кондакова и Бакрадзе, на рубеже XIX и XX вв. в мон-ре все еще оставалось более 80 рукописных и печатных книг (бóльшая часть хранится в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе, а также в Историко-этнографическом музее в Кутаиси). Среди них - I и II Джручские Четвероевангелия, переданные в Д. укрывавшимися от турок-завоевателей насельниками монастырей Юго-Зап. Грузии. I (Кекел. H 1660), датированное 936 г., было переписано в монастыре Шатберди, II (Кекел. Н 1667), богато иллюминированное, относится ко 2-й пол. XII в. В Д. хранились также Житие свт. Иоанна Златоуста (Кекел. H 1662), переписанное в 1040 г. в груз. во имя св. Харитона мон-ре Палавра (Палестина) и пожертвованное монастырю в 1765 г. Иосифом (Багратиони) (католикос-патриарх Зап. Грузии в 1769-1776); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (Кекел. H 1669), пожертвованная еп. Гелатским Евфимием; переписанный в груз. Крестовом мон-ре (Иерусалим) в 1155 г. Синаксарь (Кекел. H 1661); запрестольное Евангелие в кованом окладе, изготовленное по заказу Зураба Церетели в 1787 г.; один из списков толкового словаря груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани). Кондаков перечисляет также апокрифическое Житие Пресв. Богородицы; Житие (XI в.) св. Максима Исповедника; переписанные в мон-ре Палавра Поучения св. отцов (1040), куда вошли сочинения свт. Иоанна Златоуста о страхе Божием и покаянии, свт. Василия Великого о покаянии, Слово, обращенное к монахам, прп. Ефрема Сирина; Четвероевангелие XVIII в. с 4 миниатюрами евангелистов, написанное на мхедрули, пожертвованное Д. сыном Зураба Церетели Григорием в 1822 г. и принадлежавшее митр. Давиду (Церетели); сборник Житий груз. святых, переписанный в 1740 г. в Тбилиси протодиак. Тбилисского Сиони Аароном; небольшое Четвероевангелие в серебряном позолоченном киоте с надписью: «Митр. Давид», переписанное по заказу митр. Никифора (Мухранского) в 1704 г.; лицевая Псалтирь (бумага) со 132 миниатюрами, переписанная «по повелению госпожи Зилихзаны» (вероятно, дочь Левана II Дадиани, XVII в.).

В XVIII в. в Д. существовала небольшая лит. школа. Здесь были переписаны «Поучения» свт. Иоанна Златоуста (переписчик - иеродиак. Максим; Кут. 47, 1785 г.), сб. «Цветок добродетелей» (Кут. 61), Поучения св. отцов (Кут. 64), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника (переписчик - Иоанн Захариевич Габашвили; Кут. 55, 1788 г.).

Ист.: Кавказский календарь на 1855 г. Тифлис, 1854. С. 498 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 46; Кондаков Н., Бакрадзе Д. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. Тифлис, 1890. С. 152-162; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 2. С. 547-548; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского / Ред.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1973. С. 760 (на груз. яз.).
Лит.: Brossét M. Rapports sûr un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie: Executé en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Церетели Г. Джручский мон-рь // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1896. № 28. С. 4-6 (на груз. яз.); он же. Археол. экскурсия по Квирильскому ущелью // МАК. 1898. Вып. 7. С. 109; Хускивадзе Ф. Квирильское ущелье // СМОМПК. 1892. Вып. 13. Отд. 1. С. 21-41; Силогава В. И. Надписи Зап. Грузии (IX-XIII вв.) // КГН. 1980. Т. 2. С. 129-130, 139, 154-157. Табл. 120, 120а, 129, 141-143 (на груз. яз.); Беридзе В. В. Груз. церковная архитектура в XVI-XVIII вв. Тбилиси, 1994. С. 209 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники Имерети. Тбилиси, 1995. С. 221-239 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри. Тбилиси, 2005. С. 153-154 (на груз. яз.).
З. Схиртладзе
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Грузия) Джручи, великомученика Георгия мужской монастырь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) Чиатурско-Сачхерская епархия Грузинской Православной Церкви
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии
ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви
ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви
ДИРБИ жен. мон-рь (2002) Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви
ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))
ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви