Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДВАЙТА-АДВАЙТА
Т. 14, С. 223-224 опубликовано: 21 февраля 2012г.


ДВАЙТА-АДВАЙТА

[санскр.   - двойственность-в-недвойственности], школа философии вишнуитской веданты, соответствующая одной из 4 признанных традиций инд. средневек. религ. движения бхакти - санакади-сампрадая. Сформировавшаяся под значительным влиянием вишишта-адвайты, и подготовившая в свою очередь в определенном смысле становление двайта-веданты Д.-А. предложила достаточно «симметричное» решение основной проблемы философии веданты - проблемы онтологического соотношения Божества (Брахмана, или Ишвары), душ (чит) и материи (ачит),- к-рое одновременно заложило мировоззренческие измерения кришнаитского культа.

Эти 3 «параметра бытия» не могут быть ни вполне идентичными, ибо это противоречило бы, согласно Д.-А., свидетельству ведийских текстов (в первую очередь упанишад), ни вполне различными, ибо это, во-первых, ограничивало бы божественную вездесущесть и, во-вторых, исключало бы возможность их реального взаимодействия. Брахман (Ишвара) не безличное мировое сознание, но персонифицированное божество, тождественное Кришне и наделенное всезнанием, всемогуществом, вездесущестью и способностью быть конечной причиной сущего, к-рое преображается и в духовные и в материальные начала, не растворяясь ни в одном из них, и помимо этого наделено всеми добродетелями и свободно от пороков. Брахман-Кришна является не только инструментальной, но и материальной причиной мира, создавая его одной своей волей (здесь нельзя не предположить влияние теистических религий, действовавших в средневек. Индии). Души (дживы) имеют основание в нем, зависимы от него, бесчисленны и активны. Материальный мир определяется 3 началами - «неприродное» (апракрита), «природное» (пракрита) и время. Д.-А. как бы дифференцирует 2 «режима» существования Божества - статический, или самотождественный, и динамический, или саморазделительный, к-рый выявляется в его энергии, действии. Как и вишишта-адвайта, Д.-А. настаивает на том, что «путь познания» неосуществим без «пути богопочитания», его кульминация - в полной самоотдаче (прапатти) адепта. И снова, как вишишта-адвайта, Д.-А. придает большое значение аналогиям, приводимым для обоснования доктрины тождества-различия 3 начал. Брахман-Кришна находится в таком же отношении к началам мира, как жизненная сила прана, реализующаяся в многообразных функциях чувственных способностей и ума-манаса, но сохраняющая при этом идентичность и индивидуальность. По др. примеру, популярному в Д.-А. и отчасти заимствованному из образности «Шветашватара-упанишады» (VI 10), Брахмана, создающего духовные и материальные начала, но остающегося «чистым» и «полным» в славе и силе, можно уподобить пауку, к-рый ткет паутину из собственного тела. В среде бхактов было популярно и истолкование Д.-А. миросозидания как спонтанной игры (лилы) вечносовершенного и всеблаженного Вишну-Хари.

Основателем Д.-А. был Нимбарка (XII-XIII вв.), брахман-вишнуит из Нимбапуры в тамильском гос-ве Майсур или из Матхуры - знаменитого североинд. центра кришнаизма. Ему приписывается ок. 7 сочинений, среди к-рых наиболее значителен комментарий к «Брахма-сутрам» - «Ведантапариджатасаурабха» (Аромат небесного дерева веданты). Учение Нимбарки систематизировано его учеником Шринивасой, откомментировавшим и его комментарий к «Брахма-сутрам». Последователи же Шринивасы - Мадхава Мукунда (XV в.), предложивший серьезную разработку теории познания, прежде всего учения об источниках знания, Кешава Кашмири Бхатта (XVI в.), Пурушоттама Прасада (XVII в.), Ванамали Мишра (XVIII в.) и др.- сохранили идентичность Д.-А., отстаивая ее учения и одновременно энергично полемизируя с оппонентами, притом не только с адвайтистами, но и с приверженцами вишишта-адвайты и бхеда-абхеды.

Лит.: Dasgupta S. N. A History of Indian Philosophy. Camb., 1940. Vol. 3. P. 399-444; Sinha J. The Philosophy of Nimbа rka. Calcutta, 1973; Agrawal M. M. The Philosophy of Nimbа rka. Agra, 1977.
В. К. Шохин
Ключевые слова:
Религии Древней Индии Веданта, в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма Философия. Индия Двайта-Адвайта [санскр. - двойственность-в-недвойственности], школа философии вишнуитской веданты
См.также:
БРАХМАН высший принцип мироздания, безличная абсолютная реальность
ДВАЙТА-ВЕДАНТА 3-е по значимости направление веданты
AВИДЬЯ одно из ключевых понятий инд. религиозной и философской мысли
АДВАЙТА-ВЕДАНТА первая религиозно-философская школа, сложившаяся в рамках веданты
АДЖИВИКИЗМ антибрахманистское религ. течение в Индии
БАДАРАЯНА (ок. II в. по Р. Х.), древнеинд. мыслитель
БРАХМАНИЗМ переходный период между древнейшей религией Вед и классическим индуизмом
БРАХМАНЫ группа древнеинд. священных текстов, ритуальный и мифологический комментарий к Ведам