Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАМИАН
Т. 13, С. 713-714 опубликовано: 13 декабря 2011г.


ДАМИАН

(Говоров Дмитрий Григорьевич; 8.02.1855, земля Войска Донского - 19.04.1936, София), еп. бывш. Царицынский, архиеп. РПЦЗ. Из семьи священника. По окончании в 1878 г. Екатеринославской ДС назначен преподавателем Симферопольского ДУ, а затем и Симферопольского епархиального жен. уч-ща. 18 янв. 1881 г. рукоположен во иерея и поставлен для служения в ц. Семи Херсонесских священномучеников при Симферопольском ДУ. В сент. 1882 г. переведен в Керчь, назначен настоятелем Захарие-Елисаветинской ц. Преподавал Закон Божий в керченском Кушниковском ин-те, Керченской жен. гимназии, Мариинском детском приюте и в ряде городских училищ. В 1898 г. назначен настоятелем керченского Свято-Троицкого собора и благочинным приходов Керченского округа. В Керчи и в селах округа открыл неск. церковных школ. Особое внимание уделял борьбе с сектантской и атеистической пропагандой, вел активную миссионерскую деятельность среди раскольников. 27 марта 1899 г. возведен в сан протоиерея. 1 окт. 1903 г. назначен настоятелем Александро-Невской ц. в Севастополе. 11 янв. 1905 г. переведен в Харьков настоятелем Петропавловской ц., большинство его прихожан составляли рабочие Харьковского паровозостроительного завода. В период революции 1905-1907 гг. успешно противостоял революционной пропаганде среди своей паствы.

Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в.
Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в.

Архим. Дамиан (Говоров). Фотография. Нач. ХХ в.

В 1907 г. поступил в КДА. В академии вместе с проф. Д. И. Богдашевским организовал патрологический кружок для изучения произведений свт. Иоанна Златоуста. На 1-м курсе обучения овдовел. 22 сент. 1911 г. в Киево-Печерской лавре Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Дамиан. 29 нояб. 1911 г. назначен ректором Кишинёвской ДС, 4 дек. того же года в Киево-Печерской лавре возведен Каневским еп. Иннокентием (Ястребовым) в сан архимандрита. Упорядочил в Кишинёвской ДС учебно-воспитательную и хозяйственную работу. В 1913 г. под рук. Д. широко отмечался столетний юбилей семинарии. Был редактором «Кишиневских ЕВ». Избран старшиной Бессарабского церковного историко-археологического об-ва, возглавлял издание его «Трудов».

26 апр. 1916 г. Д. был хиротонисан в Тифлисе в Сионском соборе епископом Ереванским, викарием Грузинской епархии. 7 июля 1917 г. назначен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Пребывал в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре. Д. столкнулся с последствиями конфликта предшествовавшего викарного Петровского еп. Леонтия (Вимпфена) с правящим Саратовским и Царицынским еп. Палладием (Добронравовым), разногласия между к-рыми смутили часть священнослужителей и монашествующих. Д. вместе с Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) прилагали много усилий, стремясь вернуть епархиальную жизнь в каноническое русло.

После выделения в сент. 1918 г. из Саратовской губ. Царицынской губ. решением Патриарха свт. Тихона и Св. Синода была образована Царицынская епархия РПЦ. Первым правящим архиереем учрежденной епархии стал Д. Организация епархиальной жизни проходила в условиях Гражданской войны, во время ожесточенных боев за обладание Царицыным между красными и белыми войсками. Мн. благочиния остались без священников, арестованных ЧК или бежавших к белым. Расправа со стороны красных угрожала и архиерею. После взятия Царицына войсками ген. А. И. Деникина Д. в авг. 1919 г. созвал собрание епархиального духовенства по вопросам оказания помощи священнослужителям, бежавшим в Царицын от красных. Собрание постановило открыть в Царицыне пастырско-богословское уч-ще. В авг.-окт. 1919 г. из-за угрозы захвата Царицына красными Д. находился в эвакуации в Ставрополе, где им была организована работа Царицынского пастырско-богословского уч-ща. В кон. окт. вернулся в Царицын, но в кон. дек. 1919 г. в связи с общим отступлением войск ген. Деникина выехал в Ростов-на-Дону, а затем в Крым.

8 сент. 1920 г. в Крыму Д. было создано Всероссийское Свято-Владимирское правосл. братство с целью духовной поддержки беженцев. Д. читал публичные лекции в Севастопольском морском офицерском собрании, в госпиталях и лазаретах. В пос. Нов. Херсонес (Туровка) была открыта гимназия смешанного типа, на содержание к-рой шли средства начавшего работу братского кооператива. В нояб. 1920 г., когда в Крым вошла Красная Армия, Д. эвакуировался в К-поль. 1 сент. 1922 г. принимал участие в расширенном заседании Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), на к-ром обсуждалась ситуация в связи с изданием Патриархом св. Тихоном, находившимся под арестом в Москве, указа об упразднении ВЦУЗ.

В К-поле главной заботой Д. было духовное окормление рус. беженцев. По воскресеньям и праздничным дням он служил в рус. посольской церкви в К-поле. При храме возник приход, объединивший в основном казаков, среди к-рых Д. пользовался большим уважением. Преподавал Закон Божий в воскресной школе. Под рук. Д. возобновилась деятельность Свято-Владимирского братства: совместно с амер. Красным Крестом и Американским комитетом спасения рус. детей в К-поле были устроены детский сад, интернат для юношей школьного возраста, столовая.

Д. обращался к ВЦУЗ с предложением об открытии в К-поле пастырско-богословского уч-ща, но получил отказ. Тогда он обратился к иерархам Болгарской Православной Церкви, к-рые предоставили в его управление Горно-Воденский во имя святых Кирика и Иулитты мон-рь близ г. Станимака (ныне Асеновград). Там в сент. 1923 г. было открыто Русское пастырско-богословское уч-ще с целью подготовки кадров священнослужителей - миссионеров и организаторов приходской жизни. Будучи ректором уч-ща, Д. также преподавал Свящ. Писание ВЗ и НЗ, гомилетику, литургику, дидактику, пастырское богословие. В программу обучения кроме богословских дисциплин были включены философия, логика, психология и педагогика. Богословское образование в уч-ще могли получать не только русские, но и иностранцы. Стремясь расширить пастырскую подготовку и сделать духовное образование более доступным, Д. организовал заочное преподавание богословских дисциплин, что ранее не практиковалось в духовных учебных заведениях. Испытывая постоянные материальные трудности, учащиеся и насельники мон-ря во главе с Д. сами обеспечивали себя пропитанием.

В 20-30-х гг. XX в. под рук. Д. расширилась просветительская, миссионерская и издательская деятельность Свято-Владимирского братства. Ежегодно 15(28) июля в день памяти св. равноап. кн. Владимира братство проводило Дни русской культуры. В 1926 г. был учрежден миссионерский стан для рус. эмигрантов в Болгарии. Свято-Владимирское братство открыло свои отделения в др. странах (в т. ч. в Бразилии).

Д. продолжал носить в эмиграции титул еп. Царицынского. 13 мая 1930 г. за просветительскую и миссионерскую деятельность был возведен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей в сан архиепископа.

Д. активно занимался научной и публицистической деятельностью. Автор ряда исторических и биографических очерков, мн. статей и брошюр на богословские и церковно-общественные темы, руководства по пасторскому богословию.

Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, болг. орденом «За гражданские заслуги».

Погребен 22 апр. 1936 г. на рус. кладбище в Софии.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 313.
Соч.: Историческая записка о Керченском Кушниковском девичьем ин-те. Керчь, 1886; Пять речей на разные случаи. Керчь, 1901; Задачи миссионерства, вызываемые потребностями нашего времени. К., [1909]; Еврейский вопрос. К., 1910; В каком отношении стоит Евангелие к культуре. К., 1910; Общение имуществ в апостольской церкви и этическая оценка этого факта ист. церк. жизни в его истинном значении для всех последующих времен. К., 1911; Сущность и характер нравственного учения св. ап. Павла в Послании к римлянам. К., 1911; Смоленская икона Богоматери и 1812 год. СПб., 1912; Благотворительность. Кишинев, 1912; Из церк.-обществ. жизни. Кишинев, 1916; Речи при наречении во епископа Ереванского // ПрибЦВед. 1916. № 21. С. 503-506; Теософия как религ.-философская доктрина при свете Евангелия. Кишинев, 1916; История Спасо-Преображенского муж. мон-ря. Саратов, 1918; В единении сила. К-поль, 1921; Руководство по предмету пастырского богословия. София, 1928; Пастырско-богосл. уч-ще // Вестн. Рус. студенческого движения в Зап. Европе. 1996. № 6. С. 10-11; Дневник моего беженства с духовенством Царицынской епархии в гражданскую войну с 1919 г. // Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2002. Вып. 4. С. 280-318.
Лит.: Берков А. Светлой памяти блаженнопочившего архиеп. Дамиана // Правосл. Русь. П., 1936. № 9; Всероссийское Св.-Владимирское Правосл. Братство. Асеновград, 1936; Щавельский Г., протопр. Памяти Высокопреосв. архиеп. Дамиана // Голос труда. София, 1936. № 162; Ермаков Б., свящ. Историческая записка о Пастырско-Богосл. училище в мон-ре св. Кирика в Болгарии: 1922-1932. София, 1932; Тинин И. Г., Тинина З. П. Архиеп. Царицынский Дамиан и его время // Отчий край. Волгоград, 2000. № 3(27). С. 224-228.
К. Н. Станков
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Архиепископы Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Дамиан (Говоров Дмитрий Григорьевич; 1855 - 1936), епископ бывший Царицынский, архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский