Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЗЛЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 33, С. 410-414 опубликовано: 15 июня 2018г.


КИЗЛЯРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Махачкалинской и Грозненской епархии), находится в г. Кизляр (Республика Дагестан). Первоначально мужской.

1736-1908 гг.

Точная дата основания неизвестна. На ранних планах отведенной обители земли и монастырских построек, к-рые датируются 1736 и 1738 гг., записано, что в Кизляре «имеется мужской монастырь в память Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, возникший здесь одновременно с самим городом» (Максимов. 1904. С. 306-307). В сообщении Святейшего Синода 1749 г. в Сенат указано, что обитель построена в 1738 г. (цит. по: Попов. 1904. № 12. С. 222), по др. данным - ок. 1740 г. (Саввинский. 1905. С. 185). В церковно-адм. переписке 60-х гг. XVIII в. К. м. именовался Грузинским или Ставропольским (Попов. 1904. № 12. С. 223).

Устроителем К. м. был игум. Даниил, происходивший из груз. княжеской фамилии. В 30-х гг. XVIII в. он прибыл в Прикаспийский край вместе с другими груз. переселенцами. В 1738 г., после посещения С.-Петербурга, игум. Даниил был назначен настоятелем строящейся обители. В К. м. хранилась икона Божией Матери «Знамение», привезенная им из Грузии. В 1739 г. еп. Астраханский Иларион (Ɨ 1755) возвел игум. Даниила в сан архимандрита. По словам настоятеля, мон-рь помогал грузинам, прибывавшим из Закавказья, и содействовал «освобождению (выкупу) христиан из турецко-крымского, персидского и горского плена» (Васильев. 1986. С. 93). Указом Синода 1744 г. архим. Даниилу выражалась благодарность за то, что он «на собственные деньги и за монастырский кошт, на 1557 рублей, выкупил пленных, кои довольствовались в монастыре хлебом и одеждою» (Там же). Среди выкупленных пленников были и мусульмане. Архим. Даниил нередко выступал восприемником изъявивших согласие принять крещение. Архиеп. Манглисский Иоанн (Саакадзе), поселившийся в 1747 г. в К. м. на покое, организовал при обители школу, «в которой обучались грамоте и началам христианской религии дети осетин, кабардинцев, черкесов и других горцев. Это была первая русская школа на Кавказе для обучения детей кавказских народностей» (Там же. С. 102).

Кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. Фотография. 2012 г.
Кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. Фотография. 2012 г.

Кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня жен. мон-рь. Фотография. 2012 г.

Архим. Даниил неоднократно обращался к Астраханскому еп. Илариону с различными ходатайствами: просил наделить мон-рь земельными, лесными и водными угодьями, заказывал строевой лес, испрашивал церковную утварь. Так, в 1752 г. архим. Даниил приезжал в Астрахань для встречи с еп. Иларионом. По просьбе настоятеля охрану монастыря стал обеспечивать караул, предоставленный комендантом Кизлярской крепости. Сам архимандрит «раза по два и по три в каждой ночи обход чинил вокруг церкви»; в 1757 г. подвергся нападению злоумышленников. Помимо настоятельского послушания архим. Даниил ок. 20 лет являлся присутствующим в Кизлярском духовном правлении, занимаясь делами о расколе и следственными делами в отношении священников.

После кончины архим. Даниила (20 апр. 1760) настоятелем (1760-1774) стал выходец из Московской губ. иером. Иероним, при к-ром мн. монашествующие грузины уехали на родину. В 1763 г. в качестве присутствующего в Кизлярском духовном правлении архим. Иероним объезжал казачьи городки для увещевания 740 чел., уклонившихся от ежегодной исповеди.

К. м. не был штатным и не получал средств из казны; для обеспечения мон-ря при его основании была отведена пахотная земля в степи за р. Бороздой (4×3 версты), прежде принадлежавшая Кизлярской крепости и находившаяся в запустении «по непригодности»; под огород выделен участок «площадью 1 верста на 100 сажень». Основной доход К. м. получал от виноградников. Также мон-рю принадлежали лавки, к-рые арендовали торговцы, и рыбные ловли, отдававшиеся на откуп (взимался натурой и деньгами). Губ. канцелярия отпускала на содержание мон-ря 254 р. и 13 порций хлебного жалованья, причем «по тамошнему пограничному месту как денег, так и хлеба в остатке не бывает» (Саввинский. 1905. С. 191). В 1764 г. Синод удовлетворил ходатайство Астраханского и Ставропольского еп. Мефодия (Ɨ 1776) об оставлении заштатного К. м. на прежнем содержании.

В 1777 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Порфирий (Багратиони; Ɨ 1789), правнук Вахтанга IV, племянник католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I, сын грузинского царевича, принявшего российское подданство и проживавшего в Кизляре. В 1767 г. архим. Порфирий прибыл в Кизляр, «желая остаться вечно» в российском подданстве, получил благословение от Астраханского архиерея на совершение в Кизляре богослужений, не позднее 1779 г. был избран членом местного духовного правления.

В 1793-1799 гг. К. м. подчинялся епископу новоучрежденного Моздокского викариатства Астраханской епархии Гаию (Такаову). С 1789 по 1800 г. в К. м. сменилось 6 настоятелей. К кон. XVIII в. епархиальное начальство стало допускать к настоятельству белое духовенство: 21 окт. 1796 г. управляющим К. м. стал свящ. Иоанн Сидоров. 31 окт. 1797 г. архиеп. Гаий назначил настоятелем К. м. иером. Пантелеимона, бывш. ризничего и экзаменатора одного из астраханских мон-рей. После закрытия Моздокского вик-ства в 1799 г. К. м. перешел в ведение архиеп. Астраханского Платона (Любарского), который отмечал, что обитель находится в упадке по нерадению прежних настоятелей и из-за недостатка средств. Помимо тяжелых климатических условий, отсутствия правосл. окружения и постоянной угрозы набегов неблагоприятное положение К. м. усугублялось тем, что к кон. XIX в. в станицах Кизлярского отдела Терской обл. проживало 20 299 чел., или 60,7% от общего числа раскольников на территории Владикавказской епархии (Отчет. 1895. С. 21).

25 февр. 1800 г. кизлярский прот. Стефан Петриев сообщил в Астраханскую консисторию, что «управлять монастырем и его экономией некому». 22 марта свящ. И. Сидоров был вновь назначен управляющим, 16 апр. перемещен на должность казначея К. м., а настоятелем стал прот. С. Петриев. В 1800 г. Кизлярский уездный суд «без претензий сторонних, сам собою написал решение, что монастырь братии не имеет, а потому и упразднить его». Для исправления ситуации архиеп. Астраханский и Кавказский Платон (Любарский) 7 нояб. 1800 г. перевел из cаратовского в честь Преображения Господня мон-ря в К. м. игум. Сергия, к-рый принял нек-рые меры для лучшей организации монастырской жизни: казначею мон. Борису предписывалось, «чтобы в церкви наблюдать благопристойность; шумства и прочие беспорядки в монастыре и келиях запрещать; без ведома настоятеля чтобы никто из монастыря не отлучался, как то изображено в прибавлении к регламенту… о караульщиках, замках у ворот и калиток, о приходо-расходных книгах иметь попечение» (Попов. 1904. № 12. С. 220). 20 нояб. 1808 г. временно управляющим К. м. был вновь назначен прот. С. Петриев. В 1816 г. настоятелем стал соборный свящ. Георгий Мурадханов, кизлярский грузин, к-рый «заботился о сбережении монастырских местностей, особенно рыболовных вод», однако «что улучшено или устроено вновь по обители, того из дел не видно и не дошло по преданиям» (Он же. 1905. № 9. С. 149-150). В 1820 г., после смерти свящ. Г. Мурадханова, Кизлярское духовное правление обнаружило растрату монастырского имущества. В нояб. 1820 г. К. м. возглавил иером. Серафим, вскоре переведенный обратно в Астрахань и «оставивший церковь в развалинах, а монастырь без денег» (Там же. С. 151).

В 1821 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Авраам (Шумилин) назначил настоятелем иером. Аарона, а в 1822 г. ходатайствовал о прекращении процесса закрытия мон-ря, в к-ром проживали 5 насельников. В 1825-1826 гг. иером. Аарон возглавлял Комитет кизлярского библейского сотоварищества, в нач. марта 1827 г. был переведен в Астрахань на должность эконома архиерейского дома и строителя Покровского мон-ря. 14 марта 1827 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Павел (Саббатовский) утвердил настоятелем (1827-1843) игум. Вениамина. В июне настоятель прибыл в Кизляр вместе с иеромонахом Болдинского мон-ря Германом, к-рый исполнял обязанности эконома и казначея. В 1829 г., после учреждения Новочеркасской епархии (в ее состав вошли Кавказская обл. и земли Черноморского войска), К. м. находился под управлением еп. Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Телятева). В том же году началось дело «о возобновлении монастыря», к-рое осложнилось разграблением обители в 1831 г. войском имама Гази-Мухаммеда; убытки составили более 19 тыс. р. После набега монастырским сторожам были выданы ружья. В июне 1839 г. иером. Герман, активно проявивший себя в деле восстановления К. м., был переведен на должность эконома архиерейского дома в Новочеркасске. 12 дек. 1845 г. еп. Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв) назначил настоятелем К. м. игум. Иеремию (одновременно с 1846 исполнявший обязанности эконома архиерейского дома). Ок. 1862-1871 гг. при К. м. была открыта школа (ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 17. Л. 39).

В авг. 1888 г. управляющий мон-рем прот. Александр Нобилитетов предложил еп. Владикавказскому Иосифу (Чепиговскому) преобразовать К. м. в женский, поскольку в нем «служить и хозяйствовать некому, за два года никто не явился пополнить братию… Безлюдеет и может совсем закрыться монастырь». В 1891 г. еп. Владикавказский Иоанникий (Казанский) сообщал в Синод, что из Абхазии в Кизляр прибыли 3 монаха, и просил сохранить муж. статус К. м. в силу необходимости ухода за монастырскими угодьями. В 1897 г. настоятелем обители с возведением в сан архимандрита был назначен игумен керченского Катерлезского во имя вмч. Георгия мон-ря Филофей (Сташевский). С 20 марта 1899 г. архим. Филофей занимал должность председателя Кизлярского отд-ния Владикавказского епархиального училищного совета. Ок. 1897-1900 гг. на личные средства он построил уч-ще в Петровском саду и дом-школу. За 2 дня до кончины архим. Филофей принял постриг в великую схиму. После сообщения о смерти настоятеля (4 мая 1900) в его квартиру помимо местного духовенства и братии собралось множество горожан, «причем некоторые почитатели о. Филофея еще с вечера и до часа смерти не отходили от него» (Зайцев. 1900. С. 194-196). 6 мая 1900 г. архим. Филофей посмертно был награжден орденом св. Анны 3-й степени «за службу по епархиальному ведомству» (Высочайшие награды. 1900. С. 120).

Указом Синода от 10 нояб. 1901 г. настоятелем К. м. с возведением в сан игумена был назначен насельник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря Геласий, который способствовал улучшению монашеской жизни: «...около него, как около центра, ютилась братия - им делал он назидания, указания; в нем всегда братия находила нравственную и материальную поддержку». В 1903 г. игум. Геласий был награжден золотым наперсным крестом. Одним из помощников настоятеля стал свящ. Иоанн Попов, к-рого еп. Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) командировал в Кизляр с целью упорядочить монастырский архив и составить летопись обители. 11 февр. 1906 г. игум. Геласий был убит в собственной квартире. Погребение настоятеля 14 февр. возглавил свящ. Василий Мокроусов (Ляшевский. 1906. С. 238-239). По ходатайству еп. Владикавказского и Моздокского Гедеона (Покровского) указом Синода от 27 июня 1907 г. в должности настоятеля К. м. был утвержден иером. Иосиф. К нач. XX в. в К. м. проживали 17 монашествующих и 11 послушников, монастырь служил местом пребывания духовных лиц, отрешенных от места и посланных сюда «до исправления и раскаяния» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130. Л. 304; О переменах по службе. 1901. № 7. С. 59).

Храмы и другие постройки

На территории К. м. находилась деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня, перенесенная в Кизляр в 1738 г. из крепости Св. Креста (Дагестан, на развилке р. Сулак и ее рукава р. Аграхань), упраздненной в 1735 г. по Гянджинскому договору России с Персией. В 1759 г. мон-рь посетил еп. Астраханский Мефодий, благословивший возведение каменного храма. В 1763 г. на месте разобранной деревянной Крестовоздвиженской ц. был заложен одноименный каменный храм с 2 приделами (Казанской иконы Божией Матери и арх. Михаила), который в 1764 г. был освящен еп. Мефодием. В 1827-1834 гг. был выстроен новый цоколь храма. В 1858 г. Крестовоздвиженский храм был разобран, и в 1862-1871 гг. при содействии еп. Игнатия возведен новый каменный собор.

Деревянная монастырская ц. во имя свт. Николая Чудотворца была выстроена (ок. 1735) за казенный счет. Ок. 1786-1792 гг. по благословению архиеп. Астраханско-Ставропольского Никифора (Феотоки) Никольская ц. находилась в ведении Московского мушкетерского полка, квартировавшего в Кизляре. По-видимому, сразу это поручение не было выполнено, поскольку в 1794 г. по благословению еп. Астраханского Гаия монастырская Никольская ц. была продана за 550 р. и перенесена на кизлярское городское кладбище (в 2013 т. н. рус. кладбище).

Ок. 1903-1906 гг. в монастырской ограде был выстроен деревянный теплый храм во имя вмч. Георгия Победоносца для совершения богослужений в зимние месяцы. За алтарем Георгиевской ц. в монастырском склепе похоронены настоятели: почитаемый игум. Вениамин († 21 июля 1847), архим. Филофей († 4 мая 1900), игум. Геласий († 11 февр. 1906). На территории обители находились колокольня (ок. 1800-1808), деревянные настоятельский и братский корпуса, келейный корпус (1909), амбар, ледник и др. помещения.

Хозяйство XIX - нач. XX в.

В 1893 г. по инициативе еп. Владикавказского Владимира (Синьковского) было организовано монастырское подворье в г. Петровск-Порт (ныне Махачкала).

К нач. XIX в. необрабатываемая земля К. м. была занята смежными владельцами либо оспаривалась как городская собственность Кизляра. В 1800-1809 гг., при игум. Сергии, земли К. м. были огорожены, настоятель пытался вернуть в собственность обители монастырский сад. В 1801 и 1805 гг. местными светскими властями поднимался вопрос об изъятии в пользу кизлярских граждан части монастырских земель, сада и сенокосных угодий. Но Астраханская духовная консистория, ссылаясь на Высочайший указ от 18 дек. 1797 г., приказала сохранить землю во владении мон-ря (ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 1. Л. 8-9 об.; Данилюк. 2008. С. 110-111). В следственном деле 1828 г. как распространенное явление упоминался захват монастырских земель (Там же. С. 112).

В 1809 г. прот. С. Петриев представил епархиальному начальству смету, согласно к-рой затраты на постройку торговых лавок составляли более 4,5 тыс. р. В 1821 г. мон-рь получил ок. 5 тыс. р. за счет свечной торговли, сбора с монастырских лавок, арендной платы за принадлежащие мон-рю воды, пожертвований и др. (Там же. С. 115). Однако монастырские угодья оставались в запустении, рыболовные воды по суду перешли в пользу Волжского казачьего полка. В 1829 г. иером. Вениамин запретил «сидельцам питейных домов потчевать духовенство пьяными напитками», а также строить близ мон-ря харчевни и «обжорный ряд». В 1833 г. был устроен монастырский хутор, приобретены 2 сада, сенокосная земля и лес по р. Таловка, в 1835 г. началось разведение тутового шелкопряда. В 1832, 1837-1838 гг. владения К. м. заливались водами Таловки; монастырское правление неоднократно вело тяжбы с местным населением, отстаивая права пользования земельной, пастбищной и водной собственностью.

В 1845 г. еп. Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв), посетив К. м., назвал его «обителью умирающей» (цит. по: Попов. 1904. № 20. С. 395). По распоряжению архиерея была создана комиссия (в составе прот. Д. Мурадханова, иером. Осии и пресв. Василия Бибилурова) для выяснения причин экономического расстройства мон-ря. В результате стало известно, что земля, переданная под застройку мон-ря, была роздана жителям города для создания торговых лавок, владельцы к-рых уклонялись от арендной платы и присваивали землю. Судебное дело, возбужденное по этому поводу 30 июня 1830 г., оставалось без разбирательства 15 лет. Монастырская земля (более 13 тыс. саж. по окружности), находившаяся в 3 верстах от Кизляра, использовалась казной и казаками местных станиц. К тому же «бесспорная часть» земли почти вся была залита водой (ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 14. Л. 31-32); сады и виноградники, переданные в аренду, также были присвоены арендаторами, на пользование сенокосными и пашенными землями претендовали казачьи общества Бороздинской (Бороздиновской) и Сосоплинской станиц, к-рые «похищали монастырскую землю, сеяли на ней хлеб, косили сено, рубили растущий на ней хворост, ловили в монастырских водах рыбу». Монастырские рыболовные места по р. Терек, приносившие (по данным 1820 г.) до 3 тыс. р. в год, были неправильно замежеваны в дачи Волжского полка; начатое в 1837 г. разбирательство в Кизлярском окружном и продолженное в Кавказском обл. суде к 1845 г. не было завершено.

Комиссия, учрежденная еп. Иеремией, в 1845 г. подтвердила то, что в К. м. нет теплой церкви, и то, что монастырский храм обветшал. Братские кельи были «так ветхи, что если не поддержать их к настоящей осени, то в них жить нельзя по причине течи», лавки разрушались. В мон-ре не было ледника, конюшни, экипажа, лошадей, мебели в кельях, посуды и т. п. (Там же. Л. 26-30). Для разбора монастырского архива, «в беспримерном беспорядке состоящего», комиссией был приглашен находившийся под запретом свящ. Василий Ладожский; завершил эту работу казначей иером. Осия. По итогам работы комиссии было установлено, что для поддержания К. м. необходимо единовременное субсидирование в 2,5 тыс. р., при том что доход обители составлял ок. 500 р. (Данилюк. 2004. С. 119).

В 1852 г. межевой комиссией Кавказского линейного казачьего войска по ходатайству игум. Германа перед Духовной консисторией и кизлярскими гражданскими властями было начато межевание монастырских земель. Настоятель лично контролировал процесс, осложнявшийся тем, что р. Таловка постоянно меняла русло. К февр. 1864 г. межевание завершилось. В 1858 г. еп. Кавказский свт. Игнатий (Брянчанинов) благословил игум. Германа построить мосты через реки Таловка и Борозда с целью сбора «мостовых» сумм. В 1886 г. еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский) направил настоятелю К. м. архим. Алексию предписание запретить рубку леса в монастырских лесах для продажи, а в случае необходимости леса для нужд монастыря испрашивать благословение архипастыря. В 1887-1889 гг. управляющий обителью прот. Александр Нобилитетов сдавал в аренду виноградники, а с 1889 г. организовал монастырский винокуренный завод. В нач. XX в. в собственности монастыря находилось 2676 дес. земли.

1908-2013 гг.

В 1908 г. еп. Владикавказский и Моздокский Гедеон направил в Синод 2 ходатайства: от 9 февр.- об обращении К. м. в женский «в видах улучшения онаго в хозяйственном отношении, каковой монастырь, владеющий более 2000 десятин земли и имеющий собственное подворье в г. Петровск-Порт, Дагестанской обл., пришел за малочисленностью братии (всего 10-12 человек) и по недостатку рабочих рук в крайний упадок» и от 14 февр.- об открытии при мон-ре штатной священнической вакансии с жалованьем от казны в 600 р. в год. Решением Синода от 8-11 марта 1908 г. К. м. был обращен в женский «с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства, передав в собственность оного все имущества и капиталы Кизлярского мужского монастыря и предоставив Владикавказскому епархиальному начальству нынешнюю братию Кизлярского монастыря разместить по другим монастырям епархии». При мон-ре открылась штатная священническая вакансия «с отнесением содержания по сей вакансии на местные средства» (Указ... из Синода. 1908).

12 мая 1908 г. временно заведующей К. м. была назначена насельница керченского Георгиевского мон-ря мон. Нина; 16 окт. 1909 г. она утверждена в должности настоятельницы. Мон. Нина «неутомимо и ревностно заботилась о благосостоянии и возрождении совсем было упавшего монастыря» (Топкин. 1910. С. 615). В 1912 г. настоятельницей стала мон. Анна (Кравец), в 1914 г.- мон. Антонина (Покровская). 1 июня 1908 г. в К. м. был направлен заштатный священник Владикавказской епархии Василий Дробышев. 1 сент. 1908 г. священническое место при мон-ре было предоставлено Северину Тхоржевскому, исполнявшему обязанности личного секретаря при Владикавказском епископе. В окт. 1913 г. из Георгиевского мон-ря на священническое место в К. м. был переведен Феодор Закхеев; 16 нояб. 1915 г. на 2-е, нештатное место перемещен свящ. Димитрий Шилов, настоятель церкви с. Суеткина Коса. Вторая штатная вакансия в К. м. была открыта указом Синода от 23 дек. 1915 г. с отнесением содержания на местные средства. 9 янв. 1916 г. Шилов был утвержден в должности штатного священника.

К 1914 г. в К. м. проживали игумения, 6 монахинь и 54 послушницы. Насельницы были «трудолюбивы и способны к прохождению возложенных на них настоятельницей монастыря послушаний» (ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 307а. Л. 172; Д. 660. Л. 259). В 1908 г. К. м. внес ок. 100 р. в качестве 10% взноса на общеепархиальные нужды, в 1912 г. располагал земельными угодьями площадью более 2,8 тыс. дес. (приносившими ежегодный доход до 6 тыс. р.), виноградной плантацией в 8 дес. На монастырском хуторе было 60 голов скота, 8 лошадей, домашняя птица. Доходы обители в 1914 г. составили более 29 тыс. р., расходы - ок. 20 тыс. р. (Там же. Д. 694. Л. 5 об.- 6).

В 1918 г. К. м. был закрыт. По некоторым сведениям, игум. Антонина с сестрами подвизались в горах. Чекисты обнаружили небольшую общину, и все монахини были расстреляны (с 2011 убиенная Антонина Кизлярская почитается местно). В корпусах обители располагался туберкулезный диспансер.

26 дек. 2006 г. Синод удовлетворил прошение еп. Бакинского и Прикаспийского Александра (Ищеина) об открытии К. м. и о назначении бывш. насельницы ярославского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря игум. Михаилы (Сафоновой) настоятельницей обители. 31 марта 2009 г. решением Синода настоятельницей К. м. была назначена мон. Антонина (Павлова). С 22 марта 2011 г. обитель входила в состав Владикавказской и Махачкалинской епархии, с 26 дек. 2012 г.- в состав Махачкалинской и Грозненской епархии РПЦ. В сохранившемся здании мон-ря - 2-этажном деревянном игуменском корпусе - находился городской кожно-венерологический диспансер. Возрожденный монастырь располагается на «русском кладбище» г. Кизляра, в одноэтажном здании при Никольской кладбищенской ц. По инициативе игум. Михаилы в часовню К. м. на территории городского кладбища Кизляра были переданы мощи 49 святых. В окт. 2012 г. единственной насельницей была мон. Антонина (Павлова); к окт. 2013 г. насельниц в обители нет.

Арх.: ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 1, 14, 17; ЦГА Респ. Сев. Осетия-Алания. Ф. 143. Оп. 2. Д. 130, 307а, 660, 694; Ф. 261. Оп. 1. Д. 154; ГА Ставропольского края. Ф. 444. Оп. 1. Д. 4072.
Ист.: Распоряжения по епарх. управлению // Кавказские ЕВ. 1873. № 19. C. 614; То же // Владикавказские ЕВ. 1897. № 3. С. 16; 1900. № 15/16. С. 149; Распоряжения Св. Синода // Там же. 1897. № 20. С. 162; 1916. № 3. C. 141; АКавАК. Т. 1; Определение Св. Синода // Владикавказские ЕВ. 1896. Ч. офиц. № 18. С. 85; Высочайшие награды // Там же. 1900. Ч. неофиц. № 11. С. 120; О переменах по службе // Там же. № 13. С. 145; Там же. 1901. № 7. С. 59; № 23. С. 192; Перемены по службе // Там же. 1905. № 16. С. 202; № 19. С. 287-288; Там же. 1907. № 29. С. 371; № 42. С. 674; 1908. № 22. С. 417-418; № 23. С. 431; № 25. С. 467; № 38. С. 575-576; 1909. № 23. C. 774; 1913. № 24; Указ ЕИВ, самодержца Всероссийского, из Синода, преосв. Гедеону, еп. Владикавказскому и Моздокскому // Там же. 1908. № 16. С. 303-304; Журналы съезда духовенства Владикавказской епархии за 1908 г. // Там же. № 38. С. 580; Указы Св. Синода // Там же. 1910. Ч. неофиц. № 4. С. 132; Назначения и перемещения // Там же. 1914. № 21. С. 482; Распоряжения епарх. начальства // Там же. 1915. № 23; 1916. № 3. С. 141-142; Журналы съезда депутатов от духовенства и церк. старост Владикавказской епархии // Там же. 1916. № 1. С. 10-11.
Лит.: Нестор (Метаниев), еп. Управление Платона (Любарского), архиеп. Астраханского и Кавказского, кавказскою паствою с 1800 по 1805 гг. // Кавказские ЕВ. 1879. № 3. С. 47-132; Отчет Владикавказского епарх. училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты во Владикавказской епархии за 1893-1894 уч. г. // Владикавказские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. № 2. С. 18-21; То же, за 1899 г. // Там же. 1900. № 13. С. 225-234; Зайцев И., диак. Настоятель Кизлярского муж. мон-ря архим. Филофей: (Некр.) // Там же. № 11. С. 194-196; Колпиков Н., прот. Обозрение епархии преосв. еп. Владимиром с 11 по 27 апр. 1901 г. // Там же. 1901. № 15. С. 292-293; Епарх. хроника // Там же. 1902. № 2. С. 45-49; Попов И. Г., свящ. К предстоящему 300-летнему юбилею Астраханской епархии // Там же. 1903. № 9. С. 166-171; он же. Крестовоздвиженский муж. мон-рь в г. Кизляре, Владикавказской епархии: (Ист. очерк) // Там же. 1904. № 5. С. 47-83; № 6. С. 117-125; № 9. С. 166-171; № 10. С. 179-184; № 12. С. 220-223; № 15. С. 285-290; № 20. С. 394-397; 1905. № 3. С. 51-53; № 9. С. 148-153; 1906. № 5. С. 167-170; 1907. № 11. С. 194-197; № 12. С. 218-221; № 13. С. 148-151; № 16. С. 214-221; Максимов Г., прот. Обозрение церквей преосв. Владимиром, еп. Владикавказским и Моздокским, в апр. месяце // Там же. 1904. № 16. С. 306-307; Саввинский И. И., прот. Астраханская епархия, 1602-1902 гг. Астрахань, 1905. Вып. 1: Общее ист. обозрение епархии; Ляшевский А., диак. Игум. Кизлярского Крестовоздвиженского муж. мон-ря о. Геласий // Владикавказские ЕВ. Ч. неофиц. 1906. № 6. С. 237-239; Монич Г., свящ. Освящение храма в с. Бюрюзяк // Там же. 1909. № 23. С. 908-812; Топкин В., свящ. Отчет о поездке его преосвященства по церквам и школам епархии в апреле и мае // Там же. 1910. № 18. С. 611-616; Архипастырское благословение // Там же. 1911. Ч. офиц. № 13. С. 442; Пострижение в монашество // Там же. 1914. № 21. С. 483; Орехов И., прот. Архипастырское посещение г. Кизляра // Там же. 1915. Ч. неофиц. № 21; Васильев Д. С. Очерки истории низовьев Терека: (Досоветский период). Махачкала, 1986; Данилюк М. Ю. Кизлярский Крестовоздвиженский мон-рь // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сб. науч. тр. Махачкала, 2004. Вып. 2(9) (То же // Актуальные вопросы истории христианства на Сев. Кавказе: Мат-лы 5-х Междунар. Св.-Игнатиевских чт. Ставрополь, 14 мая 2013 г. / Ставроп. Правосл. ДС. Ставрополь, 2013. С. 161-169); она же. Православие в Кизляре: прошлое и настоящее // Кизляр в Кавказской политике России: история и современность: Сб. Кизляр, 2005. С. 133-142 (совм. с С. И. Муртузалиевым); она же. Роль РПЦ в политике России в Дагестане во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Канд. дис. Махачкала, 2008; Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006.
А. А. Горобец