Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГУТЕНБЕРГ
Т. 13, С. 524-525 опубликовано: 31 октября 2011г.


ГУТЕНБЕРГ

[нем. Gutenberg] Иоганн (ок. 1400, Майнц - 3.02.1468, там же), нем. изобретатель европ. способа книгопечатания.

Происходил из знатного городского рода г. Майнца - Генсфлейш. В 1420 г. семья Г. была изгнана из города в результате противостояния патрицианских родов и ремесленных цехов и обосновалась в Страсбурге, где Г. жил в 1434-1444 гг. В 30-х гг. XV в. занимался разными ремеслами - ювелирным делом, изготовлением зеркал, а также изданием ксилографических книг, печатаемых с деревянных досок. Вероятно, учился в ун-те; о полученном Г. специальном образовании ничего не известно.

Ок. 1447 г. Г. вернулся в Майнц. В авг. 1450 г. заключил договор с богатым горожанином И. Фустом об оснащении печатной мастерской. В 1452 г. в качестве подмастерья к товариществу Г. и Фуста присоединился П. Шеффер из Гернсхайма, служивший в 1449 г. переписчиком (каллиграфом) в Парижском ун-те. Шеффер, талантливый рисовальщик, улучшил шрифт, сделав его красивее, изящнее, и усовершенствовал способ отливки букв, начав изготовление пунсонов из стали. Доходы от нового предприятия были невелики, что послужило причиной разрыва. По т. н. Хельмаспергеровскому нотариальному акту (от 6 нояб. 1455) предметом тяжбы Г. с Фустом из-за «книжного дела» (Werk der B ücher ) служили типография и готовый типографский набор т. н. 42-строчной Библии. Суд обязал Г. возвратить набранную книгу и инструменты Фусту, а мастерскую оставил за Г. Обе типографии продолжили работу в Майнце. Фуст и Шеффер без участия Г. издали Псалтирь (1457). Г. составил новое товарищество с К. Гумери. Боясь преследования кредиторов, Г. не ставил свое имя на печатавшихся книгах.

В 1462 г. обе типографии, выпуская воззвания одной из сторон, приняли участие в междоусобной войне между архиеп. Майнцским Дитером фон Изенбургом, впавшим в немилость к папе Римскому Пию II, и гр. Нассау Адольфом, к-рому папа передал Майнцское архиеп-ство. После взятия города 28 окт. 1462 г. Адольфом, гр. Нассау, к-рого поддерживал Г., типография Фуста и Шеффера была разгромлена. По заключении мира (18 янв. 1465) в благодарность за поддержку новый архиепископ принял Г. на службу. С этого времени он жил в резиденции архиепископа в Эльтвилле близ Майнца, куда перевез и типографию. Г. похоронен в Майнце, на кладбище доминиканского мон-ря; место захоронения неизвестно.

Г. изобрел печатный станок, с созданием к-рого был механизирован печатный процесс. Первые опыты Г. по книгопечатанию относятся, видимо, к 1440 г.- в Страсбурге появилась «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.). После возвращения в Майнц (в 1445-1447) Г. издал календарь и переиздал «Латинскую грамматику». Одной из первых проб подвижных букв (1445/46), выполненных в готическом рукописном стиле, считается шрифт Г. (размер 21½ пункта), к-рым напечатан найденный в 1892 г. в Майнце листок из «Сказания о Страшном Суде» (Fragment vom Weltgericht). Позднее был отлит усовершенствованный шрифт, «календарный», получивший название по шрифту, к-рым был напечатан астрономический календарь на 1448 г., а также 12 экз. нового издания «Латинской грамматики», воззвание о походе христиан против турок, о возвращении взятого в 1453 г. К-поля (1454) и булла папы Каллиста III от 1456 г. Исследователь Г. Цедлер обнаружил в рукописи XV в. выступавший фальц (сгиб) пергамена, составлявший одно целое с внутренней оклейкой переплета, на к-ром был напечатан фрагмент календаря. Этот фрагмент впосл. был идентифицирован как астрономический календарь на 1448 г., изданный Г.

Типографский способ печати, изобретенный Г., использовался для массовой печати индульгенций. Известно 7 изданий индульгенций, сохранившихся по 1 или неск. экземпляров (всего 23), схожих по набору шрифтов и представляющих собой листовки с печатью только на одной стороне 2 новыми шрифтами (ок. 20 и 12 пунктов). В тексте оставлены пустые места, чтобы вписать имя получателя и дату получения.

Гутенбергова Библия

Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ)
Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ)

Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ)
(или 42-строчная Библия - В42), первое полнообъемное печатное европ. издание, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т. д.) имитирующее готические средневек. рукописные книги. Работа над Библией была начата ок. 1450 г. и закончена к 22 авг. 1455 г. Библия переплетена в 2 тома (in folio): в 1-м - 648, а во 2-м - 638 страниц (ок. 3,4 млн печатных знаков). Набрана литерами, отличавшимися от тех, к-рые использовались при печати «Латинской грамматики» (более мелкими - размер ок. 18 пунктов). При подготовке к изданию Библии было изготовлено множество шпаций (кусочков металла, заполнявших промежутки между словами). Набор осуществлялся одновременно по 2 страницы. Библия была напечатана в типографии Фуста и Шеффера уже после разрыва с Г.

В Гутенберговой Библии и в др. первопечатных европейских изданиях цветные инициалы, заголовки и орнамент рисовались от руки рубрикаторами и иллюминаторами. Иллюстрации, как и в др. книгах Г., отсутствуют. Пагинация (обозначение страниц), кустоды (помещение внизу страницы первого слова, к-рым начинается следующая страница), заглавный (выходной) лист также отсутствуют. Сохранились 41 экз. (14 на пергамене и 27 на бумаге) и 20 фрагментов этой Библии. В экземпляре, принадлежащем Национальной б-ке Франции (Париж), на обоих томах имеются пометы, из к-рых видно, что работа по вставке заглавных букв и украшению этого экземпляра закончилась в 1456 г. 42-строчная Библия в 2 экз. находится в Москве - в РГБ и НБ МГУ.

В 1458-1460 гг., после разрыва с Фустом и Шеффером, Г. напечатал т. н. 36-строчную Библию (В36), которая была переплетена в 3 тома (1768 страниц, размер шрифта 21½ пункта). Некоторые исследователи приписывают это издание не Г., а работавшему в Бамберге типографу А. Пфистеру. Издание 36-строчной Библии сохранилось в 13 экз. В разных б-ках хранятся также ок. 20 фрагментов, в 1 или неск. листов.

Печатная Псалтирь

Самая совершенная по технике выполнения книга, изданная при жизни Г.,- Псалтирь, отпечатанная Фустом и Шеффером в 1457 г., уже после разрыва с Г. Книга набрана новыми крупными шрифтами 2 типов (размеры 39 и 33 пункта), рубрики и заглавные буквы впервые напечатаны красной и синей краской. Части главных инициалов вырезаны отдельно для красной и синей красок. После намазывания краской они складывались, и печатание производилось одновременно всеми красками (черная, красная и синяя). Во мн. местах употреблены реглеты (широкие пластинки для заполнения большого пространства между строками, а также в строках, перед абзацами и в том случае, если строка кончается далеко от правого края набора). Все известные к наст. времени экземпляры (10 и 31 фрагмент) напечатаны на пергамене. Текст Псалтири изобилует опечатками, к-рые исправлялись в следующих тиражах. В этом издании впервые упомянуты имена печатников (без указания имени Г.) и год издания. Псалтирь была напечатана небольшим количеством экземпляров, издание повторено в 1459 г. с некоторой перестановкой и изменением текста. Сохранились 13 экз. и 4 фрагмента 2-го издания (все на пергамене).

Поздние работы Г.

«Католикон» (1460), соч. Иоанна Бальба Генуэзского, состоящее из лат. грамматики и словаря (373 стр. in folio, каждая в 2 столбца), - первое самостоятельное издание Г. после разрыва с Фустом и Шеффером. «Католикон» издан самым мелким из шрифтов (размер 11 пунктов); известно более 100 экз. К группе изданий малого объема, уступающих полнообъемным в типографском отношении, относятся календари - «Турецкий» (1454), «Кровопускательный и слабительный» (1456) и др., а также «Provinciale Romanum» (1456) - список епископств католич. Церкви. К. Вемер и др. считают, что эти издания были изготовлены не Г., а неким «неизвестным печатником».

Из-за анонимности изданий, традиционно связываемых с именем Г., а также притязаний Нидерландов на изобретение книгопечатания возник «гутенберговский вопрос», к-рый в наст. время сводится в основном к проблемам атрибуции, локализации и датировки приписываемых Г. изданий.

Лит.: Zedler G. Gutenberg-Forschungen. Lpz., 1901; idem. Die älteste Gutenbergtype. Mainz, 1902; idem. Die sogenannte Gutenbergbibel sowie die mit der 42-zeiligen Bibeltype ausgeführten kleineren Drücke. Mainz, 1929; Киселев Н. П. Изобретение книгопечатания и первые типографии в Европе // Ист. журнал. 1940. № 9. С. 77-89; Schneider H. Der Text der Gutenbergbibel: Zu ihrem 500-jährigen Jubiläum untersucht. Bonn, 1954; Люблинский В. С. На заре книгопечатания. Л., 1955; Ruppel A. Johannes Gutenberg: Sein Leben und sein Werk. Nieuwkoop, 19673; Lülfing H. Johannes Gutenberg und das Buchwesens des 14. und 15. Jh. Lpz., 1969; Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения мат-ла. М., 1980; Немировский Е. Л. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468. М., 1989; он же. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания: Техн. аспекты. М., 2000; он же. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468: Источниковедение и историография. Истоки. Жизнь и деятельность. Издания. М., 2001; Долгодрова Т. А. 42-строчная Библия Гутенберга из РГБ как выдающийся памятник печати // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1996. Вып. 73. С. 125-140.
С. Ю. Агишев
Ключевые слова:
Богослужебные книги. История История книгопечатания История книги Гутенберг Иоганн (ок. 1400-1468), немецкий изобретатель европейского способа книгопечатания
См.также:
БУЗУКУ Гьон (Иоанн) (XVI в.), албан. католич. свящ., автор первой печатной книги на албан. языке
«BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
«BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии
ДУБРОВСКОГО МИНЕЯ восточнослав. рукопись XI в., фрагмент Праздничной Минеи на июнь
АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
АКАФИСТНИК рукописный или печатный сборник, по преимуществу или полностью состоящий из акафистов
АНФОЛОГИОН рукописные и печатные сборники литургического и учительного содержания
АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских