Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГУС
13, С. 496-499 опубликовано: 27 октября 2011г.


ГУС

[чеш. Hus] Ян (ок. 1370, Гусинец - 6.07.1415, Констанц), чеш. проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии.

Род. в бедной семье. Учился в начальной церковной школе, затем в школе г. Прахатице. В 1393 г. окончил Карлов ун-т в Праге со степенью бакалавра свободных искусств, в 1396 г. получил степень магистра свободных искусств. Во время учебы в ун-те Г. познакомился с идеями проповедников Яна Милича из Кромержижа и Матвея из Янова, выступавших за реформу «испорченного» христианства и нравов католич. духовенства, а в 1398 г.- с сочинениями Дж. Уиклифа, привезенными в Чехию Иеронимом Пражским.

Ян Гус. Гравюра. XVI в.
Ян Гус. Гравюра. XVI в.

Ян Гус. Гравюра. XVI в.
В 1400 г. Г. был рукоположен во пресвитера. В 1401-1402 гг. декан философского факультета, в 1402-1403 гг. ректор Карлова университета. 14 марта 1402 г. получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге (основана учениками Милича). Проповеди Г. на чеш. языке стали популярны не только в народной среде, но и в кругах аристократии, он был избран духовником кор. Софии (супруги чеш. кор. Вацлава IV). В 1403 г. новый Пражский архиеп. Збынек назначил Г. синодальным проповедником с обязанностью надзирать за нравственностью духовенства Пражского архиеп-ства. Обличение пороков духовенства (симонии, роскоши, алчности, лицемерия, взимания платы за совершение таинств), а также требование причащать мирян под двумя видами вызвали недовольство клириков, и Г. был отстранен архиепископом от занимаемой должности.

В 1403 г. Г. выступил в защиту осужденных ун-том как еретических «45 тезисов» Уиклифа, утверждая, что им придали ложный смысл. Тем не менее Г. не во всем был согласен с Уиклифом, напр., в том, что недостойный священник, пребывающий в смертном грехе, не пресуществляет в Евхаристии хлеб в Тело Христово. Поддержка положений вероучения Уиклифа и отказ от повиновения папе Римскому Григорию XII в условиях схизмы в католической Церкви (Григорию XII до 1409 противостоял антипапа Бенедикт XIII) лишили Г. благорасположения Пражского архиепископа, последовал запрет Г. проповедовать (1408), подтвержденный Папским престолом.

В это время в Пражском ун-те диспуты между сторонниками церковной реформы и приверженцами старых порядков привели к расколу по национальному признаку: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных позиций. Кор. Вацлав IV, свергнутый в 1400 г. с трона императора Свящ. Римской империи, из политических соображений поддерживал чеш. партию. В 1408 г. Г. и его сторонники добились от короля изменений в порядке выборов в ун-те: теперь чехи получали 3 голоса, а немцы - 1 (ранее было наоборот). 18 янв. 1409 г. король подписал Кутногорский декрет, по к-рому немцы лишались всех привилегий в ун-те. Ок. 2 тыс. немцев покинули Прагу. В 1409-1410 гг. Г. был вновь избран ректором.

10 марта 1410 г. в Праге была обнародована булла антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г., согласно к-рой надлежало искоренить еретические учения, особенно уиклифизм, запретить проповеди в часовнях. Книги Уиклифа были сожжены, Г. и его сторонники отлучены от Церкви. При посредничестве чеш. короля конфликт удалось остановить - произошло офиц. примирение Г. с католич. Церковью: в 1411 г. Г. провозгласил исповедание веры, признанное соответствующим вероучению Римско-католической Церкви.

Сожжение Яна Гуса по решению Констанцского Собора 6 июля 1415 г. Гравюра. 1483 г. (РГБ)
Сожжение Яна Гуса по решению Констанцского Собора 6 июля 1415 г. Гравюра. 1483 г. (РГБ)

Сожжение Яна Гуса по решению Констанцского Собора 6 июля 1415 г. Гравюра. 1483 г. (РГБ)
В ответ на призыв антипапы Иоанна XXIII к крестовому походу против кор. Неаполитанского Владислава (поддерживавшего папу Григория XII), средства на к-рый собирали, продавая индульгенции (в Праге с мая 1412), и участникам к-рого обещали полное прощение грехов, 7 июля 1412 г. Г. на публичном диспуте в Пражском ун-те выступил с осуждением практики индульгенций. Он заявил, что папа Римский не Бог, а потому не может прощать грехи. В городе начались волнения. 10 июля в г. Жебраке собрался Королевский совет из 12 обвинителей, осудивший деятельность Г. 29 июля 1412 г. Г. был объявлен еретиком и отлучен от Церкви; на Прагу накладывался интердикт: во всех пражских храмах запрещались богослужения до тех пор, пока Г. не удалится из города.

Г. переселился в крепость Кози-Градек, где написал «Трактат о Церкви» (Tractatus de Ecclesia, 1413). В авг. 1414 г. он приехал в Прагу на заседание синода, но не получил разрешения присутствовать на нем. 11 окт. того же года Г. выехал из Краковца в Констанц на заседание Собора (см. Констанцский Собор). Несмотря на охранную грамоту от имп. Сигизмунда I Люксембурга, 28 нояб. Г. был арестован. С 6 дек. 1414 по 24 марта 1415 г. находился в заточении в доминиканском мон-ре, где заболел. 24 марта 1415 г. Г. был тайно перевезен в замок Готтлебен. Под давлением друзей Г. имп. Сигизмунд вынужден был потребовать перевода Г. в Констанц, в тюрьму францисканского мон-ря, для участия в публичных слушаниях на Соборе (5, 7 и 8 июня).

Констанцским Собором было принято решение, что сочинения Г. «Против Палеча» и «Трактат о Церкви» являются еретическими. Ввиду равенства голосов епископата и представителей светской власти окончательное решение о казни Г. принял кор. Сигизмунд (Послания магистра Иоанна Гуса. М., 1903. С. 256). Г. был приговорен к смерти через сожжение.

Свое учение Г. изложил в «Трактате о Церкви», ссылаясь на авторитет блж. Августина, Аристотеля, блж. Исидора Севильского, Пасхазия, еп. Киприана Карфагенского, Бернарда Клервоского, блж. Иеронима Стридонского, свт. Амвросия Медиоланского, св. папы Григория I Великого и др. Под Церковью вслед за ап. Павлом Г. понимал дом Господень. Церковью именуются и священники, «принадлежащие к одной материальной церкви, потому что церковь в греческом языке есть собрание, собранное под одною властью» (O Cirkvi. 1965. S. 23). Церковь являет собой великое собрание всех народов под единой властью Царя Христа (Мф 25. 31-32). Г. утверждал, что Церковь, чьей главой является папа, а телом - кардиналы, не может быть Соборной и Апостольской. В качестве аргумента он ссылался на буллу папы Бонифация VIII «Unam sanctam»: «Церковь не может быть чудовищем, которое имеет две одинаково равноправные главы», следов., «имеет... одна Церковь одно тело и одну главу и никогда две главы, как чудовище». Г. утверждал равенство епископов всех кафедр, потому что «каждый епископ равен апостольскому наместнику своим священством и хиротонией» (Ibid. S. 125). Относительно времени рождения Церкви Г. придерживался мнения блж. Августина: «Церковь является наивысшим творением, стоящим сразу за Несотворенной Троицей» (Ibid. S. 25). Разделяя Церковь на земную и небесную, Г. уточнял, что небесная Церковь «между святыми ангелами остается благословенна и поспевает по надобности на помощь своей части, которая странствует на земле. Всегда та, которая будет одной, связующей вечности, одна является оплотом любви, целиком установлена для того, чтобы чтили Бога. Поэтому ни она целиком, ни отдельная ее часть не может быть почитаема как Бог» (Ibid. S. 25). Несмотря на осуждение католич. Церковью Г. как еретика, именно ее он исповедовал единой Церковью Христовой.

Г. вводит понятие «истинная принадлежность к Церкви». «Не следует,- предупреждал Г.,- что все те христиане, которые [находятся] в Церкви... принадлежат к Церкви. Скорее наоборот, часть их принадлежит к Церкви, а часть просто есть в Церкви» (Ibid. S. 34). «Предопределенными» являются «истинные сыны [Божии], которые есть подобие Божие и по установленному зову святы, ибо были избранными» (Ibid. S. 41). «Предведенные» - это те, кто находятся в Церкви Христовой временно, к-рые отпадут от нее как «члены диавольские». На вопрос, что же делает человека принадлежащим к Церкви Христовой, Г. отвечал, что «...ни одно место или народное избрание не делает человека членом Святой Церкви Вселенской, скорее Божественное предопределение, и это распространяется на каждого, кто настойчиво следует за Христом в любви» (Ibid. S. 24). Т. о., «Святая Церковь Вселенская есть одна единственная и является совокупностью предопределенных, [начиная] от первого праведника, [и] учитывая того последнего, который должен быть однажды спасен. [Церковь] включает в полном количестве всех, которые должны быть спасены. Всеведущий Бог, Который «все в меру, на вес и на счет упорядочил», наперед установил,- делал вывод Г.,- сколько людей должно быть в конце спасено» (Ibid. S. 24-25).

17 дек. 1999 г. папа Римский Иоанн Павел II в обращении к Международному конгрессу, посвященному наследию Г., выразил глубокое сожаление по поводу «жестокой смерти», на к-рую тот был осужден.

Соч.: Opera omnia. T. 1: Expositio Decalogi. De corpore Christi. De sanguine Christi. Pragае, 1903; T. 2: Super IV Sententiarum. 1905. 2 vol.; T. 3: Sermones de sanctis. 1908; Sebranéй spisy. Praha, 1904-1908. 6 т.; Послания магистра Иоанна Гуса, сожженного Римской курией в Констанце...: Пер. с чеш. и лат. М., 1903; O Cirkvi. Praha, 1965; Lettres de Jean Hus: écrites pendant son éxil et son emprisonnement à Constance / Avec pref. de M. Luther; éd. A.-S. Gras. Aubais, 2001.
Ист.: Historia et monumenta Joannis Huss atque Hiernonymi Pragensis, confessorum Christi. Nürnberg, 1558. Fr./M., 17152; Documenta magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam illustrantia / Ed. Fr. Palacký. Pragae, 1869. Osnabrück, 1966r; John Hus at the Council of Constance / Ed. M. Spinka. N. Y., 1965; Petra z Mladenovič. Zprava o Mistru Janu Husovi v Kostnici. Praha, 1965.
Лит.: Бильбасов В. А. Чех Ян Гус из Гусинца. Письма Яна Гуса, выбранныя Мартином Лютером. Спб., 1869; Гильфердинг А. Ф. Гус: Его отношение к правосл. Церкви. СПб., 1871, 18932; Пальмов И. С. Вопрос о Чаше в гуситском движении. Спб., 1881; Флайшганс В. Ян Гус. М., 1916; Vooght P., de. L'hérésie de Jean Hus. Louvain, 1960; Benrath G. A. Wyclif und Hus // ZTK. 1965. Bd. 62. S. 196-216; Boulier J. Jean Hus. Brux., 1982; Jan Hus zwischen Zeiten, Volkern, Konfessionen: Vorträge des intern. Symp. in Bayreuth v. 22. bis 26. Sept. 1993 / Hrsg. F. Seibt. Münch., 1997; Jan Hus ve Vatikánu: Mezinárodní rozprava o českém reformátoru 15. století a o jeho recepci na prahu třetího tisíciletí / Sest. J. Pánek, M. Polívka. Praha, 2000.
Диак. Сергий Попов

Казнь Г. стала причиной народного недовольства и волнений в Чехии, принявших форму т. н. гуситских войн. 2 сент. 1415 г. на сейме в Праге 452 представителя чеш. и моравской знати составили грамоту, где выразили протест против признания Г. еретиком и его сожжения. Пражский ун-т объявил несправедливыми решения Констанцского Собора. Народ стал отказываться от уплаты десятины, совершались нападения на мон-ри и представителей католич. духовенства. Приверженцы Г., среди к-рых преобладали аристократы, бюргеры, университетские магистры, выступали за реформирование католич. Церкви и добивались причащения для мирян из чаши (т. е. под двумя видами), поэтому получили название чашников (др. названия - пражцы, каликстинцы (от лат. calix - чаша), утраквисты (sub utraqe specie - причастие под двумя видами)). Сторонники Г. из народа, расположившиеся лагерем рядом с горой Табор, стали называться таборитами. Также выступая за лишение католич. Церкви привилегий и за чашу для мирян, табориты стремились к установлению справедливого общественного строя без эксплуатации, на основе нравственности, соблюдения библейских заповедей и следовании раннехрист. идеалам.

30 июля 1419 г. в Праге радикально настроенные гуситы во главе с Яном Желивским выступили с требованием освободить из тюрем тех, кто были заключены туда за протесты против старых порядков. Толпа захватила ратушу, выбросив из окон представителей власти.

После смерти кор. Вацлава IV (16 авг. 1419) власть перешла к имп. и венг. кор. Сигизмунду, но чехи отказались признать его королем. В 1420-1431/37 гг. продолжалась борьба армии Сигизмунда, к-рого поддержал папа Римский Мартин V, со сторонниками Г.; было организовано 5 крестовых походов против гуситов. В 1420 г. в «Четырех пражских статьях» была сформулирована общая программа гуситов: введение проповеди на чеш. языке, причащение мирян из чаши, секуляризация собственности Церкви и духовенства (духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос); искоренение «смертных грехов», противных закону Божию (за прегрешения против нравственности должны применяться публичные наказания).

Партия таборитов во главе с Яном Жижкой выступила на более радикальных позициях и отвергла догмат о чистилище и пресуществлении, требовала сокращения обрядов, установленных для крещения и причащения, настаивала на устранении икон, мощей, поста, исповеди как средства покаяния, отрицала церковную иерархию и др. К зиме 1420 г. сложилась коммуна таборитов как прообраз равноправного общества братьев и сестер. Главными принципами коммуны были Божий закон, всеобщее равенство и коллективная собственность. Во главе военных общин стояли 4 гетмана, влияние имели священники (часто избираемые членами общины) и проповедники. Таборитам удалось одержать победу в неск. битвах с армией имп. Сигизмунда (25 марта 1420 у Судомержа, 14 июля 1420 на Витковой горе, 4 авг. 1427 у г. Тахова и др.). С 1427 г. военные действия были перенесены за пределы Чехии. В 1428 г. табориты совершили успешный поход в Силезию, напали на В. Пфальц и с частью сил подошли к Вене. В нач. апр. 1429 г. 5 гуситских армий вторглись в Германию; в 1431 г. совершили походы в Силезию и Лужицу.

В 1433 г. чешское посольство во главе с гетманом таборитов Прокопием Голым прибыло на Базельский Собор, переговоры ни к чему не привели и были перенесены в Прагу. Там были заключены Пражские компактаты, частично удовлетворившие требования «Четырех пражских статей». Разногласия между таборитами, не принявшими Пражских компактат, и чашниками привели к гражданской войне. В 1434 г., после победы над таборитами в битве при Липанах, умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и согласились признать его королем. 15 янв. 1437 г. Базельский Собор ратифицировал компромиссные условия договора в Иглау (Йиглаве) (Иглауские компактаты, 1436), составленные на базе Пражских компактатов. По этому договору большая часть гуситов (умеренные чашники) вернулась в лоно католич. Церкви, получив от Рима ряд уступок, в первую очередь разрешение принятия причастия под обоими видами, хлебом и вином (папа Пий II отменил компактаты в 1462). В 1444 г. на Пражском сейме учение таборитов было признано заблуждением.

С 1920 г. в Чехии действует Чехословацкая гуситская Церковь (Církev Ceskoslovenská husitská), к-рая входит в состав Союза протестант. Церквей в Европе (Communion des Églises protestantes en Europe, CEPE; Églises de la concorde de Leuenberg). В гуситской Церкви богослужения совершаются на чешском языке, избирается глава Церкви - патриарх (с 2006 - Томаш Бутта). В наст. время Церковь представлена 6 еп-ствами (кафедры в Праге, Градец-Кралове, Брно, Оломоуце, Пльзене, Братиславе); ок. 100 тыс. чел. называют себя гуситами (http://www.ccsh.cz (Электр. ресурс)).

Ист.: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962; Гуситское движение в освещении современников: Источники и мат-лы / Сост. и пер.: Л. П. Лаптева. М., 1992.
Лит.: Heymann F. G. John Žižka and the Hussite Revolution. Los Ang., 1955; Мацек Й. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956-1959. 2 т.; Озолин А. И. Из истории гуситского революционного движения. Саратов, 1962; Seibt F. Hussitica. Köln, 1965; idem. Hussitenstudien: Personen, Ereignisse, Ideen einer frühen Revolution. Münch., 19912; Bohemica sacra: Das Christentum in Böhmen, 973-1973. Düsseldorf, 1974; Лаптева Л. П. Русская историография гуситского движения (40-е гг. XIX в.- 1917). М., 1978; она же. Гуситское движение в Чехии XV в. М., 1990.
Ключевые слова:
Проповедники протестантские Христианство на территории разных стран. Чехия Реформация. История Гус Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католической Церкви в Чехии Реформация на территории Чехии Гуситы
См.также:
ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ БРАТЬЕВ самая крупная протестант. церковь Чехии
ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства
АВГУСТА Ян (1500-1572), деятель Общины чешских братьев
АМСДОРФ Николаус фон (1483-1565), профессор теологии Виттенбергского ун-та, апологет лютеранства
АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм
АНТИНОМИСТСКИЙ СПОР богословская полемика эпохи Реформации
АНТИТРИНИТАРИИ движение радикальной Реформации, отриц. догмата о Св. Троице
АПОЛОГЕТИКА защита, оправдание, заступничество; речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо
АПОСТОЛЬСКИЕ КАТОЛИКИ - см. Католическая апостольская Церковь, Новоапостольская Церковь
АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви
АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католическими и протестантскими князьями в Священной Римской империи германской нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание
БАПТИСТЫ одна из крупнейших протестант. деноминаций