Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
13, С. 169-172 опубликовано: 19 сентября 2011г.


ГРОДНЕНСКИЙ КОЛОЖСКИЙ ВО ИМЯ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Коложанский) находился в г. Гродно на ул. Мостовой. Первоначально (до 1854) Г. м. размещался на территории Коложского посада Гродно, на правом берегу р. Неман. Основным источником по ранней истории Г. м. является составленная архим. Игнатием (Кульчинским) по материалам монастырского архива «Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского монастыря» (1738).

Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г.
Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г.

Борисоглебская (Коложская) ц. Фотография. 2006 г.

Г. м. основан при ц. во имя св. Бориса и Глеба (построена в 80-е гг. XII в.), время основания неизвестно. Первоначально Г. м. подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно митрополитам Киевским и всея Руси, имел право выборного самоуправления. Под 1480 г. «Хроника...» упоминает первого известного настоятеля игум. Каллиста, отмечая, что и «до него должно быть были игумены». Согласно «Хронике...», мон-рем управляли также архим. Арсений (с 1492), игум. Лука (ок. 1500), игум. Феоктист (1506-1520), архим. Иона (до 1546), архим. Сергий (до 1550), архим. Мисаил (до 1570). Среди покровителей и ктиторов в «Хронике...» упоминаются гродненский мещанин Иван Сергеевич, завещавший в 1480 г. мон-рю фольварок Понемонь, и Гринко Ходкевич, сделавший ок. 1500 г. запись в Евангелии о ежегодном продовольственном пособии (АСЗР. Т. 9. С. 413-416).

Ок. 1500 г., во время военных действий между Великим княжеством Литовским и Московским гос-вом, Г. м. был частично разрушен, ц. святых Бориса и Глеба «стояла обвалившейся и от того опустевшей», богослужения в ней не совершались (Там же. С. 419). В 1500 г. вел. кн. Литовский Александр Ягеллончик по ходатайству его супруги Елены Иоанновны, дочери вел. кн. Иоанна III, пожертвовал мон-рю «из уважения к древности святыни» сад на Коложе близ р. Неман.

В нач. XVI в. при поддержке Киевского митр. Ионы II Г. м. был возобновлен на пожертвования королевского писаря Богуша Боговитиновича, к-рый восстановил храм и др. постройки, в 1506 г. пожертвовал мон-рю навечно хутор Чешевляны «с землями пашными и бортными и з данми грошовыми и медовыми» (Там же. С. 418-420). Грамотой Киевского митр. Ионы II от 20 июля 1506 г. при игум. Феоктисте Г. м. был отдан в потомственное «подаванье» ктитору Боговитиновичу с правом указания им кандидата в игумена, избираемого братией. В том же году митр. Иона отказался за себя и своих преемников от всех доходов, собиравшихся в митрополичью казну с мон-ря, сборных куниц, подъездов и др. (Там же. С. 421). В 1506 г. кн. Михаил Глинский, будучи душеприказчиком киевского воеводы кн. Димитрия Путяты, пожертвовал, согласно воле покойного воеводы, храму 10 коп литов. грошей (АЗР. Т. 1. С. 369-371). В 1512 г. кор. Сигизмунд I Старый подтвердил права Г. м. на приобретенные обителью незаселенные земли и мызу, отписанные каштеляном виленским Александром Юрьевичем. В нач. XVI в. Г. м. приобрел от др. лиц значительные земельные угодья, возобновил монастырские жилые и хозяйственные постройки, располагавшиеся, согласно археологическим данным, на восток от храма. В Г. м. существовала богадельня, на содержание к-рой в 1529 г. кор. Сигизмунд I Старый выделил часть доходов с королевских имений.

После смерти Богутиновича (1513) Г. м. управляли его потомки, а в 20-х гг. XVI в.- род Гринкевичей, приведший обитель к потере имущества и разорению. В 1531 г. по жалобе архим. Ионы польск. кор. Сигизмунд II Август лишил Богдана Гринкевича права опеки над мон-рем, поручив обитель покровительству земского подскарбия И. Горностаевича. Согласно документам 1539 г., при мон-ре обучали живописи, возможно, существовала иконописная школа (АВАК. 1890. Т. 17. С. 4). В 1546 г. архим. Иона жаловался королю на притеснения и грабежи со стороны светских лиц. Грамотой от 13 июля 1546 г. кор. Сигизмунд II велел дворянам Воловичу и Кунцевичу не чинить «кривд и втисков» братии, т. к. «это монастырь... наш господарский». Положение Г. м. улучшилось при архим. Мисаиле (с 1550), к-рый усердно заботился о монастырском имуществе. 28 дек. 1552 г. польск. кор. Бона Сфорца, согласно прошению архим. Мисаила, дала Г. м. привилей на королевские «певные пущи» - Молявскую и Перстунскую. После смерти архим. Мисаила мон-рем хитростью завладел ктитор Семен Волович, убедив короля, что «монахи при избрании себе настоятеля пришли в раздор и разошлись в разные стороны» (АСЗР. Т. 9. С. 428). Братии в Г. м. не осталось, для совершения богослужений Волович нанял за небольшую плату белого священника. 12 авг. 1568 г. Г. м. перешел в пожизненное владение гродненского подкомория Павла Котовича.

Под властью светских лиц Г. м. находился до 1591 г., когда гродненский подскарбий Богдан Годкинский принял монашество с именем Климент и по благословению митр. Михаила (Рогозы) возобновил архимандрию. Текст благословенной грамоты митр. Михаила свидетельствует, что мон-рь к тому времени был разорен, стены «обвалились и ошарпаны так, что не только самому архимандриту, но и учителям, причетникам и слугам церковным при церкви Божей жить негде» (Там же. С. 431). Архим. Климент (Годкинский) возобновил ц. Бориса и Глеба и др. постройки, отстаивал имущество мон-ря в судах. В 1592 г. кор. Сигизмунд III Ваза подтвердил право Г. м. на владение землями, сенокосами и бортями на р. Соколдее, однако в 1613 г. архим. Климент был вынужден отстаивать это право в суде (НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.). В 1593 г. по его требованию гродненский староста Ф. Скумин-Тышкевич, рассмотрев имущественные акты, провел размежевание между землями мон-ря и дер. Городницей, прекратив судебные разбирательства. Право на эти владения было подтверждено королевским привилеем от 20 мая 1596 г. Владения мон-ря продолжали оспариваться, по просьбе архим. Климента кор. Сигизмунд III привилеем от 26 июня 1613 г. подтвердил право владения мон-ря 36 уволоками леса и сенокосов, данное обители королями Александром и Сигизмундом I. Возвращен был и монастырский кирпичный завод, самовольно захваченный бернардинцами. В 1633 г. мещанин И. Сергиевич завещал Г. м. неск. участков пашенной и сенокосной земли.

После принятия большинством западнорус. архиереев во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. Г. м. стал объектом споров между православными и униатами. В 1612 г. польск. кор. Сигизмунд III сан архимандрита передал сыну Климента (Годкинского) Михаилу, мон. виленского Троицкого мон-ря (пребывавшего в унии с 1609). С 1630 г. управление гродненской униат. архимандрией принял на себя архиеп. Смоленский Лев Кревза. При нем мон-рь вел тяжбу за возвращение фольварка Понемонь.

Развалины Борисоглебской (Коложской) церкви. Литография. 1882 г.
Развалины Борисоглебской (Коложской) церкви. Литография. 1882 г.

Развалины Борисоглебской (Коложской) церкви. Литография. 1882 г.

Митр. Петр (Могила) выступал с инициативой учреждения в Г. м. «резиденции или самого православного Киевского митрополита или его коадъютора для управления неуниатскими церквами и духовенством». Универсалом кор. Владислава IV Вазы от 14 марта 1633 г. Г. м. получил статус резиденции Западнорусской митрополии, однако передача мон-ря Киевскому митрополиту не состоялась в результате обмена Г. м. на киевский Выдубицкий монастырь. Дипломом кор. Владислава на сейме Речи Посполитой 1635 г. Г. м. был окончательно подчинен униат. иерархии (униаты уступили православным Выдубицкий мон-рь).

Во время войны России с Польшей в 1654-1667 гг. Г. м. был разорен. В посл. четв. XVII в. продолжалось расхищение монастырского имущества, «в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (АСЗР. Т. 9. С. 442). Повелением кор. Августа II от 17 сент. 1697 г. Г. м. был передан «виленским базилианам». К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, настоятели не могли противостоять произволу католич. шляхты. Храм «не имел покрытия, но только четыре стены». В 1792 г., при архим. Симеоне (Огурцевиче), было обновлено здание церкви, построены дома для архимандрита и братии (Там же. С. 444). К кон. XVIII в. мон-рь владел хуторами Понемонь, Чешевляны, лесом и лугами в Сокульском повете.

В 1795 г., после 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно вошел в состав Российской империи, в 1799 г. стал частью Минской и Литовской епархии, с 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. Во время визитации базилианских мон-рей 1828 г. обитель была отмечена среди немногих, где «исполнялись греческие обряды» (Гродненские ЕВ. 1901. № 11. С. 85). С 1832 г. по поручению еп. Иосифа (Семашко) свящ. Виктором Бучинским проводилась редактура и устранение из литургии униат. элементов. В 1838 г. в качестве администратора в мон-рь прибыл свящ. Лонгин Шавурский, занявшийся подготовкой к воссоединению мон-ря с Православием.

В 1839 г., после униатов воссоединения, Г. м. был возвращен в Православие, в 1842 г. возведен во 2-й класс. В 6 деревянных кельях проживало 15 монахов, с 20 дек. 1839 г. настоятелем являлся архим. Игнатий (Железовский). Сам мон-рь был «деревянный, уже ветхий» (Гродненские ЕВ. 1901. № 17. С. 135). В 1874 г. к мон-рю были приписаны постройки и угодья закрытого Тороканского Богоявленского мон-ря Кобринского у. Гродненской губ.

После обвала правой части Борисоглебского храма (13 апр. 1853) иконостас, ризница и утварь временно разместили в др. зданиях мон-ря, богослужения совершались в церкви, устроенной в настоятельских кельях. В 1854 г. при содействии митр. Литовского Иосифа (Семашко), а также заботами викария Литовской епархии еп. Брестского Игнатия (Железовского) Г. м. переведен в здания бывш. католич. мон-ря бернардинок в центре города, где была устроена и 3 нояб. 1854 г. освящена ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В мон-ре находились также домовая ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (1859) и трапезная во имя прпмч. Афанасия Брестского (1893). В Борисоглебском храме почиталась икона прп. Сергия Радонежского, подаренная московскими соборами и Троице-Сергиевой лаврой.

Во вновь устроенную обитель была торжественно перенесена местночтимая древняя Коложская икона Божией Матери («Одигитрия»), с неизвестного времени пребывавшая в Борисоглебском храме. Небольшого размера икона была писана на медной доске, помещенной в кипарисовую оправу. Серебряную с позолотой ризу украшали 14 камней граната («чешские камни»), на полях помещены чеканные ветхозаветные изображения. Лик Богородицы представлял, по свидетельству очевидцев, «умиленный, сердечно-сострадающий вид, какой едва ли на какой иконе можно встретить». Коложская икона Божией Матери прославилась чудесами и привлекала в мон-рь многочисленных паломников. К 2006 г. ее местонахождение неизвестно.

После учреждения 28 дек. 1899 г. самостоятельной Гродненской и Брестской епархии в Г. м. находилась резиденция Гродненских архиереев, а на землях мон-ря - епархиальный свечной завод (1901-1914). При Г. м. были открыты б-ка, приют для детей-сирот и церковноприходская школа, с 1907 г.- церковно-исторический музей. После начала первой мировой войны, в 1915 г., братия вместе с Коложской иконой Божией Матери была эвакуирована в Москву. В 1941 г. здания бывш. мон-ря сгорели в результате бомбардировок герм. авиации.

Л. Е. Кулаженко

Коложская ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба

была построена в 80-х гг. XII в. на правом берегу р. Неман. Представляла собой прямоугольную в плане (13×25 м) крестово-купольную 3-апсидную постройку с 6 круглыми в плане столбами. Предполагается, что храм был увенчан 1 куполом над средокрестием, имел позакомарное покрытие, 3 входа - с зап., сев. и юж. сторон; зап. пара столбов поддерживала хоры, куда вела лестница в юго-зап. углу храма. Внутри сев. и юж. стен боковых апсид вверху располагались лестницы на балконы, вероятно имевшие оборонное значение и соединявшиеся с хорами (хоры и сев. балкон реконструированы). Археологические исследования 80-х гг. ХХ в. выявили существование боковых галерей. Церковь сложена из плинфы с включением некрупных валунов и большого количества кувшинов-голосников в интерьере.

Фасады храма разделены на прясла лопатками, отвечающими расстановке столбов в интерьере, имеющими сложный 3-ступенчатый профиль; сев.-зап. угол фасада отмечен более простыми лопатками с двойным уступом. Первоначальные окна не сохранились; следы разновременных оконных проемов заметны на апсидах сев. стены. Фасады декорированы каменными вставками и майоликовыми плитками бирюзово-зеленого, желтого, лилового, коричневого тонов, выложенными в форме крестов.

Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА)
Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА)

Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА)

В интерьере сохранившиеся сев. и часть зап. стены оформлены рядом ниш, расположенных как на плоскости пилястр, так и в простенках между ними; ниши находятся вверху внутренних стен центральной апсиды. Раскопки 1935 г. (Ю. Йодковский) открыли синтрон в центральной апсиде. Полы Борисоглебской, как и Нижней церкви в Гродно, были выложены майоликовыми плитками (не сохр., обнаружены поливные плитки желтого, коричневого, белого, черного цветов, неполивные красные плитки).

Церковь неоднократно обновлялась: в 1500-1513 гг., после разрушения во время войны вел. кн. Московского Иоанна III с польск. кор. Александром (в сев. стене было устроено окно; храм украсили росписи, фрагменты к-рых сохранились в нишах сев. стены и известны по рисункам худож. В. В. Грязнова, 60-е гг. XIX в.); в кон. XVII в. церковь «вновь была возобновлена, хотя и не вполне». В нач. XVIII в. не имела покрытия, но «только 4 стены».

В 1845 г. храм был закрыт из-за угрозы обвала стен. В апр. 1853 г. вслед. оползня, вызванного разрушением берега Немана, обрушились юж. и часть зап. стены, в 1889 г.- юж. апсида. В 1872 г. в уцелевшей алтарной части была устроена часовня, где в летнее время совершались богослужения. В 1895-1896 гг. под наблюдением губ. архитектора и инженера Н. Б. Романова были проведены консервационные работы с устройством в юж. части храма легких деревянных стен, а также деревянной кровли. Учрежденная при Святейшем Синоде специальная комиссия (1904) рассматривала вопрос о восстановлении церкви в первоначальном виде «с возведением недостающих частей по образцу существующих». Консервационно-ремонтные работы производились в 1910-1911 гг., когда были заложены ниши и портал сев. стены, в 1935 и 1967-1970 гг.

В 1906 г. по благословению еп. Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) в Коложской ц. вновь был освящен престол во имя св. мучеников Бориса и Глеба и возобновились богослужения. В советское время храм был закрыт, в 1948 г. передан историко-археологическому музею (с 1977 - филиал Республиканского музея истории религии и атеизма). В нач. 90-х гг. XX в. возвращен РПЦ, возобновились богослужения, в 1996 г. установлен деревянный иконостас. Храм находится на учете ЮНЕСКО, однако вопрос о спасении древнего памятника остается открытым.

Арх.: НИАБ. Ф. 1755. Оп. 1. Д. 23. Л. 197-197 об.; Ф. 14. Д. 820; ЦГИА Украины в Киеве. Ф. 201. Оп. 4. Д. 2810.
Ист.: Извлеч. из отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб.,1839. № 9; 1872. № 60; 1874. № 84; Грамота Сигизмунда III на сан архимандрита Гродненского мон-ря св. мч. Бориса и Глеба, Михаилу Годкинскому 1612 г. // АВАК. 1865. Т. 1. С. 31-32; Вводный лист Гродненскому архимандриту, для ввода его в Коложский мон-рь с фольварком и крестьянами на основании конфирмации короля 1612 г. // Там же. С. 33-34; Привилегия кор. польского Сигизмунда III на 36 уволок лесу и сеножатей, данная Гродненскому мон-рю св. мч. Бориса и Глеба 1613 г. // Там же. С. 35-37; Духовное завещание мещанина И. Сергеевича // Там же. С. 55-56; Привилегия кор. польского Сигизмунда I на приобретенные от разных лиц незаселенные земли // Там же. С. 63-64; Инвентарь Гродненского Коложского базилианского мон-ря // АСЗР. 1870. Т. 9. С. 409-412; Хроника игумнов, архимандритов, ктиторов и покровителей Гродненского Коложского мон-ря / Сост.: архим. Игнатий (Кульчинский) // Там же. С. 412-414; Записки Иосифа, митр. Литовского. СПб., 1883. Т. 3. С. 782-1101; АВАК. 1874. Т. 7. С. 529; 1890. Т. 17. С. 4.
Лит.: Коложанский мон-рь в Гродно // Гродненские ГВ. 1846. № 8, 22, 23; Гродненская Коложская церковь // Литовские ЕВ. 1866. № 4. С. 98-108; Диков П. Мат-лы для истории Коложской ц. в Гродно // Памятная кн. Гродненской губ. Гродно, 1887. С. 1-21; Грязнов В. В. Коложская Борисо-Глебовская ц. в Гродне // Тр. Виленского предв. комитета по устройству IX Археол. съезда. Вильна, 1893; Иосиф (Соколов), еп. Коложская в г. Гродне церковь. Воронеж, 1899; Древле-русский и древле-православный памятник зодчества в Гродне // Гродненские ЕВ. 1904. № 49. С. 1428-1432; Диковский Н. Р., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря: По док-там архивов Гродненского Архиерейского дома и Борисо-Глебского мон-ря 1846-1856 гг. Гродна, 1906; Корчинский И. В., прот. Древняя Коложская ц. во имя св. кн. Бориса и Глеба в г. Гродне. Гродна, 1908; Орловский Е. Ф. Гродненская старина: В 2 ч. Гродно, 1910; Шчакацiхiн М. Нарысы з гiсторыi беларускага мастацтва. Менск, 1928, 1993р.. Т. 1; Walicki M. Cerkiew sw. Borysa i Gleba na Kolozy pod Grodnem. Warsz., 1929; Jodkowski J. Swiatynia warowna na Kolozy w Grodnie. Grodno, 1936; Воронин Н. Н. Древнее Гродно. М., 1954; Раппопорт П. А. Новые данные об архитектуре древнего Гродно // ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Худож. культура X-XIII вв. С. 64-72; Хозеров И. М. Белорусское и смоленское зодчество XI-XIII вв. Минск, 1994. С. 138-141; Лаврецкий Г. А. Cв.-Борисо-Глебская Коложская ц. в Гродно: образ и традиция // Веснiк Беларускага Экзархата. 1995. № 2. С. 154-159; Памяць: В 2 ч. Мiнск, 1999. С. 56-57; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 41, 47, 61-63, 145, 221; Черепица В. Н. Второе рождение Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря (40-50-е гг. XIX в.) // Он же. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине: В 2 ч. Гродно, 2005. Ч. 2. С. 96-103.
Л. Е. Кулаженко, Г. А. Лаврецкий
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви. Белоруссия (муж.) Гродненский Коложский (Коложанский) во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь, находился в г. Гродно Коложская церковь во имя святых мучеников Бориса и Глеба в Гродно (Белоруссия) Церковная архитектура. Храмы (Белоруссия)
См.также:
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ В ВИТЕБСКЕ XII в.
БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия)
ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Вел. Устюг Вологодской обл.
ГОМЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Гомельской и Жлобинской епархии)
ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия)
КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Кидекша Опольского стана Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.)
КИЕВО-БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Подоле
ЛАВРИШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новогрудской и Лидской епархии Белорусского Экзархата)