Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРНКОВСКИЙ
Т. 31, С. 258-261 опубликовано: 9 октября 2017г.


КАРНКОВСКИЙ

[польск. Karnkowski] Станислав (10.05.1520, Карнково, Польша - 8.06.1603, Лович, там же), еп. Куявский (Влоцлавекский) (1567-1581), архиеп. Гнезно, примас Польши (с 1581), деятель Контрреформации в Польше. Род. в шляхетской семье. Детство провел в бедности, в начальной школе питался за счет подаяний. По окончании школы отправился ко двору дяди Яна Карнковского, еп. Куявского. По ходатайству епископа и при финансовой поддержке Яна Оцеского (великий канцлер коронный с 1555) К. с 1539 г. учился в Краковской академии, продолжил обучение в Падуанском ун-те, где получил степени д-ра гражданского и канонического права, учился в Виттенберге. Был рукоположен во пресвитера. После возвращения в Польшу К. при покровительстве канцлера в 1555 г. получил должность секретаря польск. кор. Сигизмунда II Августа, затем королевского референдария. В качестве великого коронного секретаря присутствовал на Петроковском (Пётркувском) сейме 1565 г., где решался вопрос об аннулировании брака Сигизмунда II Августа и Екатерины Австрийской: сначала К. выступал за аннулирование брака, но под влиянием аргументов кард. Станислава Гозия изменил мнение. После смерти Куявского еп. Миколая Вольского К. был назначен на Куявскую кафедру (булла папы Римского Пия V от 1 окт. 1567). 25 янв. 1568 г. К. был рукоположен во епископа Гнезненским архиеп. Якубом Уханьским в сослужении Филиппа Падневского, еп. Краковского и Перемышльского.

Станислав (Карнковский), архиеп. Гнезно. Гравюра. Нач. XIX в.
Станислав (Карнковский), архиеп. Гнезно. Гравюра. Нач. XIX в.

Станислав (Карнковский), архиеп. Гнезно. Гравюра. Нач. XIX в.
Деятельность в еп-стве К. начал с созыва в г. Влоцлавеке епархиального синода, на к-ром духовенству были даны указания по служению мессы в соответствии с решениями Тридентского Собора (после одобрения в Риме постановления епархиального синода были опубликованы в 1572; предисловие к изданию составил К.). Выполняя постановления Тридентского Собора по унификации католич. богослужения, епископ строго следил за введением в литургическую практику унифицированных Римом миссала и бревиария. К. регулярно издавал пастырские послания (1568, 1569, 1570, 1577), проводил визитации (1574, 1575, 1577, 1578). В 1569 г. он основал во Влоцлавеке духовную семинарию для 24 учеников, выделил на ее содержание деньги из епископской казны и предоставил новому учебному заведению земельные владения и привилегии. Епископ помогал и др. епархиальным школам, за свой счет посылал подающих надежды студентов учиться в Краковскую академию. На средства епископа велись строительство и ремонт католич. храмов в тех городах, где было много протестантов, особенно в Поморье. Противостоял распространению протестантизма в Польше, участвовал в диспутах с польск. протестант. теологами Якубом Немоевским, Анджеем Пражмовским и др., активно боролся с социнианами, добился изгнания из Вольбужа польск. гуманиста и политического мыслителя Анджея Фрыч-Моджевского. Поддерживал деятельность иезуитов в Польше. В 1569 г. К. принял участие в Люблинском сейме, где была подписана Люблинская уния о создании Речи Посполитой

.

С 1568 г. участвовал в работе «Морской комиссии», рассматривавшей права и привилегии г. Гданьска (Данцига), где широко распространилось лютеранство; 18 сент. 1572 г. возглавил комиссию. По результатам ее деятельности были подготовлены т. н. статуты Карнковского (67 статей), согласно к-рым флот и порт Гданьска были подчинены польскому королю, права городского совета сокращены. В 1569 г. К. руководил комиссией, принявшей решение о наказании гданьских мещан за сопротивление представителям королевской администрации, в т. ч. за преследование местных католиков. Недовольство т. н. статутами Карнковского стало одной из причин городского восстания в Гданьске против Стефана Батория, избрание к-рого на польский престол горожане не признали. В ходе восстания жители разорили и сожгли монастырь в Оливе, к-рым К. владел как бенефицием. По условиям мирного договора, заключенного 12 дек. 1577 г., горожане должны были восстановить монастырь и выплатить епископу контрибуцию. После смерти Стефана Батория т. н. статуты Карнковского были отменены.

К. пользовался доверием кор. Сигизмунда II Августа, а после его смерти был назначен исполнителем королевского завещания. На элекционном сейме в апр.-мае 1573 г. К. сначала поддерживал кандидатуру австр. эрцгерц. Эрнста Габсбурга, но затем присоединился к сторонникам Генриха Валуа, герц. Анжуйского (король Польши в 1573-1574, король Франции в 1574-1589), что повлияло на окончательное решение сейма. В качестве претендента на польск. престол рассматривалась также кандидатура царевича Феодора Иоанновича, сына Иоанна IV Васильевича. Главным требованием являлось католич. вероисповедание монарха, на чем особо настаивал К.

В письме Генриху Валуа епископ просил буд. короля скорее приехать в страну и обличал намерения польских диссидентов упрочить позиции в Речи Посполитой. К. одним из первых отказался подписать акт Варшавской генеральной конфедерации (8 янв. 1573), устанавливавшей религ. мир в Речи Посполитой, выступал против признания равенства католиков и протестантов в любой форме. Однако в то же время он вел переписку и неоднократно вступал в политические коалиции с представителями протестант. лагеря.

К. присутствовал на коронации Генриха Валуа и затем стал при нем одним из влиятельных гос. деятелей. После бегства Генриха во Францию (19 июня 1574) подозревали, что епископ знал о намерениях короля и не воспрепятствовал им. На следующем элекционном сейме (1575-1576) К., единственный из епископов, поддержал кандидатуру Стефана Батория; примас Польши, Гнезненский архиеп. Я. Уханьский и сенат настаивали на коронации австр. эрцгерц. Эрнста Габсбурга. По совету К. Стефан Баторий официально заявил о своем католич. вероисповедании, положив тем самым конец ходившим слухам о тайной приверженности протестантизму. Сторонникам Стефана Батория удалось одержать на сейме победу, но архиеп. Я. Уханьский не признал эти выборы законными. В письме примасу К. сообщал о своей готовности возглавить церемонии бракосочетания и коронации, если примас откажется от своих обязанностей. 1 мая 1576 г. в соборе святых Станислава и Вячеслава (Вацлава) в Вавеле (Краков) К. провел церемонию бракосочетания Стефана Батория и Анны Ягеллонки, дочери кор. Сигизмунда II Августа, и их коронацию. К. входил в число ближайших сподвижников нового короля, принимал участие во всех важнейших делах Стефана Батория, часто замещал примаса Польши, если тот действительно или мнимо болел. В 1577 г. К. председательствовал на Петроковском синоде, где были официально признаны решения Тридентского Собора и опротестован акт Варшавской конфедерации, а также обсуждался вопрос о сборе средств для войны с Гданьском. В том же году по поручению папского нунция Винценто Лаурео К. провел визитации мон-рей в Стшельно, Ченстохове и Лыса-Гуре, причем 2 последних подчинялись Краковскому епископу. Подготовил к изданию 5-й свод церковных законов (Constitutiones synodorum metropolitanae ecclesiae Gnesnensis. Cracoviae, 1579). Когда оказалось, что брак Стефана Батория и Анны Ягеллонки является неудачным, К. предложил королю рассмотреть вопрос о действительности брака под предлогом невозможности обзавестись потомством, однако тот отказался.

В нач. 1581 г. К. получил королевское назначение на должность коадъютора (помощника-преемника) Гнезненского архиеп. Я. Уханьского. После смерти последнего (5 апр. 1581) К. заявил о своих правах на Гнезненскую кафедру. 17 мая 1581 г. король и члены гнезненского капитула отправили в Рим письма, где просили утвердить кандидатуру К. 7 авг. 1581 г. папа Григорий XIII издал буллу о назначении К. В окружном послании к католич. духовенству Речи Посполитой К. писал о своей ответственности перед Богом за положение дел во вверенном ему архиеп-стве, о необходимости навести должный порядок и повысить моральный облик польск. духовенства. 4 окт. 1583 г. К. созвал синод архиеп-ства Гнезно, на к-ром обсуждались вопросы о создании и материальном обеспечении иезуитской коллегии в Калише, о выборах судей от духовенства для королевского трибунала, а также об обязательном проведении регулярных епископских визитаций. Решением синода 1593 г. в архиеп-стве стало обязательным ведение священниками метрических книг. На синоде 1602 г. были приняты решения об украшении церквей и об унификации обрядности.

Иезуитская коллегия в Калише открылась 30 апр. 1586 г. и включала монастырь, школы св. Магдалины и св. Николая, общежитие для 12 студентов и ц. святых Адальберта (Войтеха) и Станислава, построенную по проекту арх. Дж. М. Бернардони (1592-1597). Открытию коллегии в Калише противодействовало духовенство соседнего Познанского еп-ства, опасавшееся конкуренции действовавшей в Познани иезуитской коллегии, поэтому регулярный прием учеников в Калише начался с 1593 г. В 1597 г. было принято решение об организации коллегии в Гнезно, однако возникли сложности финансового характера, только на сейме 1603 г. король утвердил создание и материальное обеспечение нового учебного заведения. Предполагалось, что в коллегии будут обучаться 12 воспитанников, все хлопоты по обеспечению учебного процесса ложились на гнезненский капитул, преподавать в коллегии должны были епархиальные священники.

После смерти Стефана Батория, в период междуцарствия, К. управлял гос-вом. При рассмотрении претендентов на польск. престол выступал против кандидатов из династии Габсбургов, к-рых поддерживал папский нунций, и 19 авг. 1587 г. объявил об избрании польск. королем швед. принца Сигизмунда III Вазы (коронация состоялась 27 дек. 1587). На конвокационном и элекционном сеймах примас вместе с большинством польск. епископов уклонялся от обсуждения вопросов о веротерпимости, однако, несмотря на это, было принято решение подтвердить Варшавскую конфедерацию и обязать епископат принести присягу в соблюдении условий конфедерации. Хотя спор о веротерпимости был вновь инициирован К. во время коронации Сигизмунда III, король по указанию сената поклялся соблюдать положения Варшавской конфедерации и выступать против их нарушителей; тем не менее католич. стороне удалось добиться отсрочки в принятии законов, обеспечивающих соблюдение равенства в правах представителей различных конфессий, «до следующего сейма».

Еще во время междуцарствия появились слухи о намерении гетмана Яна Замойского захватить польск. трон. На Ленчицком съезде шляхты (20 сент. 1588) было принято решение о сборе средств для войны с турками. Деньги должны были поступить в распоряжение Замойского, однако вновь стали распространяться слухи, что они будут присвоены гетманом, а кор. Сигизмунд III, выехавший в Ревель для встречи с отцом, кор. Швеции Иоанном III, тайно начал переговоры с эрцгерц. Эрнстом Габсбургом о передаче ему польской короны. 10 авг. 1590 г. К. экстренно созвал съезд всех воеводств, настоял на отмене денежных военных сборов, добился решения об ограничении власти гетмана. Сейм 1591 г. подтвердил только решение об отмене военных сборов.

К. знал о подготовке Брестской унии, однако не принимал в ней деятельного участия. Нек-рые исследователи видят причину в том, что первоначальный ее вариант, предложенный правосл. епископами Киевской митрополии и одобренный королем, предусматривал объединение 2 равноправных Церквей, К. считал это неприемлемым. Однако его позиция не изменилась и позднее. 13 янв. 1596 г. Владимиро-Волынский еп. Ипатий Потей и Луцкий еп. Кирилл Терлецкий отправили К. письмо, в к-ром известили его о деталях торжественного приема при папском дворе, об уступках в обрядности, им сделанных (во время богослужения можно было не произносить публично «и Сына» (Filioque), а в сугубо правосл. городах не переходить на григорианский календарь), и просили его обратиться к королю, чтобы тот успокоил узнавших о готовящейся церковной унии православных и защитил от них новоизбранных владык - Пинского еп. Иону (Гоголь-Богушевича) и Полоцкого еп. Григория (Загоровского). На открывшемся 6 окт. 1596 г. Брестском Соборе К. отсутствовал, его замещал Львовский архиеп. Ян Димитрий Соликовский.

К. считается автором более 40 проповедей (не все написаны им лично), а также приветственных речей, окружных посланий к духовенству и т. д. Он был инициатором перевода на польск. язык ВЗ, выполненного Я. Вуеком, «Истории Церкви» кард. Ц. Барония, сделанного П. Скаргой, и др. религ. сочинений.

Похоронен в иезуитской ц. святых Адальберта и Станислава в Калише; в 1798 г. его останки были перенесены в базилику Успения Пресв. Богородицы в Калише.

Соч.: Napominania potrzebne i zbawienne, których wszyscy plebani... używać mają. [Kraków], 1569; Oratio... in Comitis Varsaviensibus anno 1570 in senatu habita. [S. l., s. a.]; Modus et ordo electionis novi Regis. Cracoviae, 1573; Ad Henricum Valesium... panegyricus. P., 1574; Ad serenissimum Principem Henricum... de tuenda unitate fidei oratio. Cracoviae, 1574; Sententia albo zdanie... o odjeździe Króla Je M. do Szweciey na Sejmie Warszawskim Roku Pańskiego 1593. Poznań, 1593; Exorbitancie y naprawa kola poselskiego. [Poznań], 1596; Kazanie... o dwojakim kościele chrześciańskim. Kraków, 1596; Messiasz albo kazania o upadku i naprawie rodzaju ludzkiego. Poznań, 1597; Eucharistia... Kazań czterdzieści. [Kraków], 1602; Pisma / Wyd. K. J. Turowski. Kraków, 1859. (Biblioteka Polska; 50); [Dwie mowy sejmowe z roku 1587, tzw. «Propozycje»] // Scriptores Rerum Polonicarum. Kraków, 1887. T. 11. S. 238-246.
Библиогр.: Bibliografia Literatury Polskiej «Nowy Korbut». Warsz., 1964. T. 2. S. 313-317.
Лит.: Damalewicz S. Vitae Vladislaviensium episcoporum. Cracoviae, 1642; Chmielowski A. Życiorys ks. Stanisława Karnkowskiego. Warsz., 1884; Gręźlikowski J. Recepcja reformy trydenckiej w diecezji włocławskiej w świetle ustawodawstwa synodalnego. Włocławek, 2000.
С. С. Лукашова
Ключевые слова:
Архиепископы Римско-католической Церкви Христианство на территории разных стран. Польша Карнковский Станислав (1520-1603), епископ Куявский (Влоцлавекский), архиепископ Гнезно, примас Польши, деятель Контрреформации в Польше
См.также:
ВЫШИНЬСКИЙ Стефан (1901- 1981), кард., архиеп. Гнезненский и Варшавский, примас Польши (1948-1981)
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АГОБАРД (ок. 769-840), архиеп. Лионский
АДАЛЬБЕРТ († 1072), архиеп. Гамбургский и Бременский (c 1043), церк. и полит. деятель средневек. Германии
АДАЛЬБЕРТ († 981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер
АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского