Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИС АЛБАНСКИЙ
Т. 13, С. 86-87 опубликовано: 6 сентября 2011г.


ГРИГОРИС АЛБАНСКИЙ

(ок. 295 или 315 - ок. 338), свт. (пам. арм. 30 нояб.), первый еп. Албании Кавказской. Старший сын католикоса Вртанеса I, младшего сына свт. Григория Просветителя. По одной из версий, был рукоположен в юном возрасте во епископа Албании Кавказской дедом Григорием или, по другой, дядей Аристакесом. Ранее его рукоположения в Албанию вместе с царем Урнайром по благословению свт. Григория прибыл др. «блаженный муж, рукоположенный во епископа в городе Риме», о дальнейшей судьбе к-рого ничего не известно. В одной из редакций Жития свт. Григория Просветителя говорится, что, «когда святой направлял иереев и епископов в соседние страны, Албания досталась благочестивому епископу Фоме из города Саталы». Мовсес Хоренаци сообщает, что новообращенный царь Албании Урнайр отправил к арм. царю Трдату послов с просьбой прислать епископа из рода свт. Григория: «Мы уверены, что, благодаря прославленному имени Григория, отнесутся с благоговением и к его потомку и будут выполнять все его предписания» (История Армении. III 3). Царь Трдат, зная о величии души Г. А., 15-летнего внука свт. Григория, и вспомнив царствование 12-летнего Соломона в Израиле, отправил Г. А. в качестве епископа в соседнюю страну. Согласно источникам, Г. А. был рукоположен во «епископа Иберии и Алуанка», прибыл в Албанию из Армении, «обновил» (освятил) храмы, вел проповедь среди местного населения, рукополагал пресвитеров и строил новые храмы.

Г. А., следуя во всем примеру отцов, превосходил их в целомудрии, а в строгости равнялся с царем. Согласно Мовсесу Каганкатваци, Г. А. «не женился по обычаю мира, но, сильно стремясь к отеческому духовному наследству, с младых лет упражнял себя чтением божественных книг, постом и молитвами укрощал чувственность тела, просвещал душу свою любовью к вере и вскоре получил двойное достоинство сверхъестественной высоты деда своего великого Григория, принял достоинство и престол первосвященника и самый высокий венец мученичества» (История агван. I 14).

Источники сообщают также, что Г. А. взял с собой в Албанию частичку с кровью прав. Захарии, отца св. Иоанна Крестителя, и частицу мощей вмч. Пантелеимона. Св. мощи мучеников были помещены в церкви, построенной в г. Цри. Оставив там иерея для служения и почитания мучеников Христовых, Г. А. взял с собой часть мощей святых и отправился в страну маскутов. Представ перед Санесаном (Санатруком), царем маскутов из местной династии Аршакуни, он проповедовал о Христе, все присутствовавшие с радостью уверовали в евангельское слово. Г. А. увещевал народ не разорять дома, не грабить и не красть, но трудиться и быть блаженными в Боге. Маскуты же решили, что «это лукавство армянского царя, чтобы препятствовать опустошать Армению; чем же жить нам, если мы не станем грабить?» По приказу правителя Пайтакарана дикие сев. племена убили Г. А., привязав его к лошади и пустив по полю Ватнеан в долине низовьев рек Аракса и Куры близ Каспийского м. Мовсес Хоренаци видит причину убийства Г. А. в дошедшей до Санесана вести о кончине Трдата, также мученическая смерть Г. А. была связана с преследованием христиан персид. царем Шапуром II.

Тело Г. А. ученики перевезли в г. Амарас в гаваре Миус-Абанд (Хабанд) и там положили в церкви близ престола с сев. стороны. Место захоронения не было отмечено из-за опасения надругательства со стороны язычников и со временем забылось. Мощи Г. А. были обретены в 489 г. царем Албании Вачаганом III Благочестивым в Амарасе, после того как свящ. Матфею и диак. Овелу, приехавшим вместе с царем, было откровение о месте, где покоится святой; рядом были найдены сосуды с частицами мощей святых Захарии и Пантелеимона. Над мощами была воздвигнута часовня, сохранившаяся до наст. времени. Во время раскопок в амарасском мон-ре был найден первоначальный храм и открыта могила, где в круглом каменном ящике находились останки, а на одном из камней была надпись, видимо высеченная позднее: «Эта могила святого Григориса, мужа умного».

Мовсес Каганкатваци указывает, что за время проповеди в Албании и в Маскутском царстве у Г. А. появились ученики, к-рые впосл. также стяжали венец мученичества: это сыновья царя маскутов Санесана Моисей, Даниил и Илия и «вместе с ними три тысячи восемьсот семьдесят мужей. [Укрываясь от преследования], все они поспешили поселиться на горе Дизапайт и жили там, питаясь только травами. Преследуя их, сюда пришел Санесан и предал их мечу 9-го числа месяца навасарда» (История агван. II 5).

Армянская Церковь отмечает день памяти Г. А. в 3-ю субботу перед Рождеством Христовым или в 3-е воскресенье праздника Вардавар (Преображение Господне) вместе с памятью др. сыновей и внуков Григория Просветителя, а также в понедельник после 5-го воскресенья по Крестовоздвижении (обретение мощей).

Ист.: Моисей Каганкатваци. История агван / Пер.: К. П. Патканов. СПб., 1861; Моисей Хоренский. История Армении. / Пер.: Н. О. Эмин. М., 1893; Фавстос Бузанд. История Армении. III 5 / Пер.: М. А. Геворгян. Ереван, 1953.
Лит.: BHO, N 108-109; Геюшев Р. Б. О могиле Григориса, католикоса Кавказской Албании. Баку, 1970. С. 7-8; он же. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984. С. 34; DHGE. T. 21. Col. 1470-1471; Алексий (Никоноров), иером. История христианства в Кавказской Албании. Баку, 2005. C. 68-71.
Иером. Алексий (Никоноров)
Ключевые слова:
Епископы Армянской Апостольской (Григорианской) Церкви Святые Армянской Апостольской Церкви Святители Армянской Апостольской Церкви Григорис Албанский (ок. 295 или 315 - ок. 338), святители (пам. арм. 30 нояб.), первый епископ Албании Кавказской Албания Кавказская, древняя страна в Восточном Закавказье
См.также:
АБАС († 595), первый католикос Албании Кавказской
АВРААМ ЗЕНАКСКИЙ (V в.), исп., арм. еп., писатель
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год)
АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье
АМАРАС древнее селение в обл. Арцах, с V в. в составе Албанского марзпанства
АТОМ (V в.), владетельный князь из рода Гнуни, мч. Армянский (пам. арм. 19 авг.)
ВАРДАН БАГИШЕЦИ († 4.01. 1421), арм. мч.
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)