Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ IV
Т. 12, С. 661-662 опубликовано: 18 июня 2009г.


ГРИГОРИЙ IV

(Даскэл) (1765, Бухарест - 22.06.1834, там же), свт. (пам. 22 июня), митр. Унгро-Влахийский (1823-1829 и 1833-1834). В крещении Георгий. В бухарестской Академии св. Саввы изучал греч. и лат. языки и богословие.

Ок. 1790 г. Георгий вместе с 2 выпускниками академии Геронтием и Дорофеем поступил в Нямецкий мон-рь, где старец св. Паисий (Величковский) постриг послушника в монашество с именем Григорий. Вскоре Г. был рукоположен во диакона и вместе с Геронтием приступил к переводу с греч. языка на румынский учительных книг. Нек-рое время они совместно трудились в Нямецком мон-ре, затем переехали в Бухарест. Здесь, в митрополичьей типографии, по благословению митр. Унгро-Влахийского Досифея (Филитти) были напечатаны переведенные ими «Книга полезная для души» (Carte folositoare de suflet. 1799) и «Кириакодромион» архиеп. Астраханского Никифора (Феотоки) (Chiriacodromionul la Evangheliile duminecale. 1801). Последняя неоднократно переиздавалась (в 1839 в Бузэу, в 1840-1841 в Яссах, в 1857 в Бухаресте и др.). Помимо переводов Г. был поставлен заведовать б-кой Митрополии.

Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г.
Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г.

Григорий IV (Даскэл), митр. Унгро-Влахийский. Посмертный рисунок. Ок. 1834 г.

В 1802 г. оба инока возвратились в Нямецкий мон-рь, и митр. Молдавский Вениамин (Костаки) поручил им перевод новых книг, к-рые были отпечатаны в митрополичьей типографии в Яссах: «Некоторые богословские вопросы и ответы» свт. Афанасия (Întrebări şi răspunsuri oarecare bogosloveşti. 1803), «Толкования Феофилакта, архиепископа Болгарии, к четырем Евангелиям, с добавлениями Евфимия Зигабена» (Tâlcuire la cele patru Evanghelii a lui Theofilact. arhiepiscopul Bulgariei, cu însemnări oarecare de la Evthimie Zigabinos adăugită. 1805; использовалась в качестве учебника догматики в Сокольской ДС), «Подробное изъяснение православной веры свт. Иоанна Дамаскина» (Descoperire cu amănuntul a pravoslavnicei credinţe a Sf. loan Damaschin. 1806).

Русско-тур. война 1806-1812 гг. прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 г. Г. и Геронтий вместе с духовником Каллиником из мон-ря Секу совершили паломничество на Св. Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, Геронтий скончался под пытками. По возвращении Г. продолжил труды по переводу и изданию духовной лит-ры в типографии Нямецкого мон-ря, основанной митр. Вениамином, в частности им были опубликованы «Разговоры с самим собой» (Checragarion. 1814), перевод греч. варианта труда блж. Августина «Soliloquia» и «Краткое толкование... на антифоны 8 гласов» средневек. греч. богослова Никифора Каллиста Ксанфопула (Tîlcuire pre scurt... la antifoanele celor 8 glasuri. 1817). По просьбе нямецких иноков Г. написал «Житие преподобного отца нашего старца Паисия» (вошло в «Собрание слов...». 1817). После 1817 г. Г. перешел в мон-рь Антим, затем в мон-рь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в бухарестской типографии: «Шесть слов к священству свт. Иоанна Златоуста...» (Cuvinte şase pentru preoţie ale Sf. Ioan Gură de Aur şi ale altor trei Sfinţi Părinţi canoniceşti epistolii împotriva simoniei. 1820) и «Слово к священству» свт. Григория Богослова (Cuvînt pentru preoţie. 1821).

4 янв. 1823 г. на заседании Гос. совета из 3 кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григоре Гика утвердил кандидатуру Г., бывшего в сане иеродиакона. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Г. пешком преодолел весь путь от мон-ря Кэлдэрушани до столицы. 9 янв. он был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита, 10 янв. хиротонисан во епископа. 11 янв. 1823 г. состоялась интронизация Г. в митрополита Унгро-Влахийского.

Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для епархий Арджеша, Рымника и Бузэу. Г. разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Принял необходимые меры для укрепления духовной и хозяйственной дисциплины в мон-рях, преклоненных св. местам Востока, настоятелями к-рых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов. Упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных, оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников. Был главным попечителем румын. школ в Валашском княжестве, подготовил открытие епархиальных ДС (после его кончины ДС открылись в 1836 в Бухаресте, Бузэу и Арджеше; в 1837 - в Рымнике). Г. продолжил книгоиздательскую деятельность: переводы «Слов...» свт. Иоанна Кассиана Римлянина (1825), святителей Василия Великого, Григория Богослова (1826), Иоанна Златоуста (1827) и др. В 1828 г. в Бухаресте при содействии Г. было отпечатано Четвероевангелие на болг. языке.

В 1828 г. в ходе русско-тур. войны Дунайские княжества были заняты рус. войсками. Вслед. проявившихся разногласий между Г. и рус. администрацией - митрополит выступил против обложения священников и народа дополнительными налогами - он был в янв. 1829 г. смещен с кафедры и отправлен в Кишинёв. Митрополию временно было поручено возглавить митр. Рымникскому Неофиту. В дек. 1831 г. Г. было разрешено вернуться на кафедру, но, прибыв в февр. 1832 г. в Бузэу, он был вынужден задержаться здесь более чем на год. Г. за это время основал типографию и издал неск. переводов, сделанных им в Кишинёве, из трудов свт. Иоанна Златоуста и др. Книги митрополит раздаривал священникам и мирянам. В апр. 1833 г. Г. оставил Бузэу, направившись в мон-рь Кэлдэрушани. В авг. того же года вернулся на кафедру.

По возвращении престарелый и больной митрополит вновь занялся устроением церковной жизни. Его проекты предусматривали, в частности, создание новых мон-рей и епархиальных семинарий, поставление священника для каждого села или хутора (при наличии в селе более 50 дворов - 2 священников), освобождение их от барщины. Незадолго до смерти Г. в мон-ре Кэлдэрушани начали переиздавать Жития святых в 12 т. на основании первого издания, появившегося в Нямецком мон-ре (Vieţile Sfinţilor. 1807-1815); при жизни Г. вышли 2 тома.

Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании в окт. 2005 г. принял решение о причислении Г. к лику святых. 21 мая 2006 г. в кафедральном соборе св. равноапостольных Константина и Елены в Бухаресте Патриарх Феоктист (Арэпашу) в сослужении 28 архиереев, членов Свящ. Синода и представителей К-польского Патриархата, Элладской, Болгарской, Сербской, Польской автокефальной Православных Церквей совершил торжественную канонизацию Г. Мощи его положены в мон-ре Кэлдэрушани.

Лит.: Păcurariu. IBOR. Vol. 3. P. 36-47.
Ключевые слова:
Григорий IV (Даскэл; 1765- 1834), святитель (пам. 22 июня), митрополит Унгро-Влахийский Митрополиты Румынской Православной Церкви Унгро-Влахийская митрополия Румынской Православной Церкви
См.также:
ВАРЛААМ (ок. 1630 г. - 1702), митр. Унгро-Влахийский в 1672-1679 гг.
ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 1787), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787)
ДАНИИЛ (ок. 1665 - 1731), митр. Унгро-Влахийский (1719-1731)
ЕВФИМИЙ II митр. Унгро-Влахийский (1568 - 1576)
ЕВФИМИЙ III митр. Унгро-Влахийский (1594 - 1602)
ИГНАТИЙ Серб (? - после 1662, Валахия), митр. Унгро-Влахийский