Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ XIII
Т. 12, С. 652-655 опубликовано: 1 августа 2011г.


ГРИГОРИЙ XIII

Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Григорий XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
(1.01.1502, Болонья - 10.04.1585, Рим; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572). Род. в богатой купеческой семье, учился в Болонском ун-те, где в 1530 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in utroque jure). В 1531-1539 гг. преподавал в ун-те. В 1538 г. папа Римский Павел III привлек Уго Бонкомпаньи как юриста к работе в Римской курии. В 1546 г. в должности абревиатора Бонкомпаньи участвовал в работе Тридентского Собора (также в 1561-1563). При папе Римском Павле IV в янв. 1556 г. стал членом папской комиссии, работавшей над подготовкой реформ в католич. Церкви. В должности папского датария был помощником кард. Карло Караффы, племянника Павла IV, сопровождал кардинала во Францию, куда тот был послан в качестве папского легата, и ко двору испан. кор. Филиппа II в Брюсселе. В 1558 г. Бонкомпаньи рукоположен во пресвитера, 20 июля того же года наречен епископом г. Виесте. Папа Римский Пий IV назначил Бонкомпаньи префектом верховного папского трибунала Signatura apostolica, а 12 марта 1565 г. возвел в кардинала-пресвитера рим. ц. Сикста (получен 15 мая 1565). Осенью 1565 г. был послан легатом в Испанию для разбирательства по делу архиеп. Толедского Бартоломе Каррансы. После смерти Пия IV Бонкомпаньи, не присутствовавший на конклаве, рассматривался как один из возможных претендентов на Папский престол, однако в янв. 1566 г. папой был избран еп. Непи Антонио (Микеле) Гислиери (см. Пий V), при к-ром Бонкомпаньи вошел в состав созданной новым папой комиссии рим. корректоров (Correctores Romani) для упорядочения сводов канонического права и подготовки офиц. издания «Corpus juris canonici».

После смерти Пия V кард. Уго Бонкомпаньи при поддержке кард. Антуана Гранвелы, в то время вице-кор. Неаполитанского и приближенного испан. кор. Филиппа II, был избран папой и взошел на Римский престол. Сторонник и проводник Контрреформации, Г. подготовил ряд преобразований в духе Тридентского Собора. В отличие от строгого аскетизма папы Пия V правление Г., вероятно, в силу юридического образования, по мнению современников, характеризовалось как более светское.

Заявляя о себе как о противнике непотизма, Г. тем не менее назначил кардиналами племянников - Филиппа Бонкомпаньи (со 2 июня 1572) и Филиппа Ваставиллано (с 5 июля 1574), 3-му племяннику в сане было отказано. Брату Г., обратившемуся с просьбой к папе о денежном вспомоществовании, был запрещен доступ в Рим. Г. был последним папой, о к-ром точно известно, что он имел внебрачных детей - сын Джакомо род. до принятия Уго Бонкомпаньи сана священника. Г. устроил брак сына с графиней Сфорца и возвел в должность управляющего замком Св. ангела и гонфалоньера Римской Церкви (главнокомандующего войсками Папской области).

Г. уже в день избрания сообщил послам Испании и Португалии, что намерен продолжить борьбу против турок, начатую его предшественниками, и предоставить помощь Священной антитур. лиге, организованной папой Пием V. Однако конфликт между участниками лиги, прежде всего Испанией и Венецией, к-рые заключили сепаратные мирные договоры с Османской империей (Венеция в 1573, Испания в 1581), помешал достичь к.-л. успехов в борьбе с османской угрозой. Основным направлением политики Г. стала борьба с распространявшимся протестантизмом. Папские легаты действовали при дворах Франции, Испании, Португалии, в нем. княжествах, в Швеции и в Польше, стремясь любой ценой сдержать Реформацию. Традиционно считается, что папа положительно воспринял известие о Варфоломеевской ночи (24 авг. 1572), к-рую назвал «очень радостным событием для всего христианского мира» (Romier L. La S.-Barthélemy // Revue du XVIe siècle. 1913. P. 530), победой Церкви над еретиками. Однако в совр. исследованиях уточняется, что папа не только не принимал никакого участия в подготовке резни, но, более того, как юрист сожалел о том, что франц. кор. Карлу IX не удалось прибегнуть к более законным методам наказания еретиков. Позднее, чтобы поддержать борьбу с гугенотами во Франции, Г. благословил католиков, воевавших с «новой ересью» (15 февр. 1585). Были заключены секретные договоры с испан. инквизицией. Буллой «Antiqua Judeorum» (1581) Г. распространил полномочия инквизиции на дела, связанные с иудеями и мусульманами. Согласно булле «Consueverunt Romani pontifices» (1583), были расширены категории отлучавшихся от Церкви - в их числе были не только еретики, но и пираты, бандиты, требующие выкуп, фальшивомонетчики и др. нарушители общественного спокойствия.

Большие надежды папа возлагал на союз с испан. королем против англ. кор. Елизаветы I. В Нидерландах он также поддерживал борьбу против принца Вильгельма Оранского и гёзов, надеясь использовать эти земли как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. В Швеции, куда в 1577 г. в качестве чрезвычайного посла был отправлен иезуит Антонио Поссевино, кор. Иоанн III Ваза под влиянием жены-католички Екатерины Ягеллонки, сестры польск. кор. Сигизмунда II Августа, согласился сохранить в своем гос-ве католич. веру при условии, что будут разрешены совершение мессы на национальном языке, причащение хлебом и вином, брак священнослужителей, отказ от почитания святых, а также что бывш. церковное имущество, перешедшее за годы Реформации к светским владельцам, будет за ними сохранено. После отказа Г. признать возможным подобное «примирение религий», после смерти Екатерины Ягеллонки (1583) и нового брака с лютеранкой швед. король окончательно отпал от католичества, перейдя в лютеран. веру. В Польше папа одобрил избрание королем Стефана Батория (1576), к-рый впосл. оказывал поддержку католич. духовенству и иезуитам в борьбе с реформационным движением.

Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в.
Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в.

Герб Григория XIII. Неизв. художник. Роспись капеллы Редемпторис Матер. XVI в.

Стремясь провести в жизнь решения Тридентского Собора, папа прежде всего принял меры для того, чтобы документы Собора были обнародованы повсюду. Следуя соборным решениям, он сделал с 1573 г. обязательными визитации церковных провинций в Сев. и Центр. Италии. В др. регионах (напр., в католич. кантонах Швейцарии, в Н. Австрии и Тироле) проводниками папской политики стали папские нунции. В Свящ. Римской империи в условиях активного распространения протестантизма, что грозило отпадением от католич. Церкви Кёльнского архиеп-ства (в 1582 архиеп. Кёльнский Гебхард II фон Вальдбург объявил себя кальвинистом, присоединение его к протестант. курфюрстам давало им перевес в коллегии, избиравшей императора), папе пришлось согласиться на избрание в 1583 г. на архиепископскую кафедру католика Эрнста Баварского, брата герц. Баварского Вильгельма V, несмотря на то что буд. архиепископ Кёльнский к тому времени был одновременно епископом Мюнстерским, Льежским, Фрайзингенским и Хильдесхаймским.

Для упрочения церковной дисциплины (это требование также было выдвинуто на Тридентском Соборе) Г. провел ряд преобразований Римской курии. Стремясь контролировать процесс назначения епископов, папа потребовал составления списка тех священников, к-рые в ближайшее время при наличии вакансий могли бы получить епископский сан, с тем чтобы о кандидатах была собрана как можно более полная информация и на вакантные должности назначались бы только достойные. Были организованы конгрегация по делам епископов (в 1601 вместе с конгрегацией по делам монашествующих вошла в состав конгрегации по делам епископов и монашествующих) и конгрегация церемониала (1572). Была изменена финансовая структура католич. Церкви, контроль над доходами передали Апостольской палате (Camera apostolica). Г. заложил основу буд. конгрегации по распространению веры (Propaganda fidei) - комитету из 3 кардиналов поручалось руководство католич. миссиями на Востоке по поддержанию католиков вост. обряда в каноническом общении с Римским престолом и распространению католич. веры среди правосл. населения. С этой же целью Г. способствовал публикации катехизиса католич. Церкви на вост. языках. Миссионерская деятельность католич. монашеских орденов на неевроп. территориях получила поддержку со стороны Г. Иезуиты начали активную миссионерскую деятельность в Китае, Японии, получив папскую привилегию и являясь единственным орденом, к-рый мог вести проповедническую деятельность на этих землях, а также в Перу, в Мексике, в Вост. Африке и на Ближ. Востоке. Папа предоставил значительную финансовую помощь иезуитскому коллегиуму в Японии. Миссии августинцев и францисканцев работали на Филиппинских о-вах, в 1579 г. там было основано Манильское еп-ство.

В кон. 1577 - нач. 1578 г. в Риме находился яковитский Антиохийский патриарх Игнатий Наматалла, с к-рым были начаты переговоры о заключении церковной унии Римско-католической Церкви и древневосточных Церквей (Сирийской (яковитской), Коптской и Эфиопской). Унии были заключены уже после смерти Г. (см. ст. Восточные католические Церкви).

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии.

Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан, а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов, проведенную Терезой Авильской, в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов.

Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Cоrpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений.

В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь, Пасхалия). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Г. более чем кто-либо из его предшественников старался превратить Рим в центр католич. церковного образования - при Римской коллегии (см. ст. Григорианский университет) были основаны Германская коллегия (булла «Postquam Deo placuit», 1574), Греческая коллегия св. Афанасия (булла «In apostolicae Sedis», 1577), Коллегия англов св. Фомы (булла «Quoniam divinae», 1579) и Маронитская коллегия (булла «Humana sic ferunt», 1584), целью к-рых была подготовка и священников вост. обряда. Римская коллегия получила новое здание и ежегодную денежную дотацию. В 1575 г. в Риме широко праздновался юбилейный год («annus sanctus»), в город прибыло ок. 400 тыс. паломников. К этому событию в Риме были проведены работы по реконструкции дорог, разбиты фонтаны, в т. ч. 2 на пл. Навона, начато строительство Квиринальского дворца.

Г. скончался в Риме и похоронен в базилике св. Петра.

Ист.: Magnum bullarium romanum / Ed. L. Cherubini et. al. Luxemburgi, 1742. Vol. 2. P. 387-526; Levi della Vida G. Documenti intorno alle relazioni delle Chiese otientali con la S. Sede durante il pontificato di Gregorio XIII. Vat., 1948.
Лит.: Karttunen L. Grégoire XIII comme politicien et souverain. Helsinki, 1911; Schelnass K. Wissenschaftiche Forschungen unter Gregor XIII. für die Neuausgabe des Gratianischen Dekrets // Papsttum und Kaisertum: Forschungen z. politischen Geschichte und Geisteskultur des Mittelalters: FS P. Kehr / Hrsg. A. Brackmann. Münch., 1926. S. 674-690; Pastor L. Grégoire XIII: Trad. de l'allemand. P., 1938. 2 vol. (Histoire des Papes depuis la fin du Moyen Âge; 19-20); Pecchiai P. La nascità di Giacomo Boncompagni // Archivi: Archivi d'Italia e rassegna internazionale degli archivi. R., 1954. Ser. 2. Vol. 21. P. 9-47; Catalano G. Controversie giurisdizionali tra Chiesa e Stato nell'età di Gregorio XIII et di Filippo II. Palermo, 1955. (Atti dell'Accademia di Scenze, Lettere ed Arti di Palermo. Ser. 4. Vol. 15. Pt. 2. Fasc. 1); Lukács L. Die nordlichen päpstlichen Seminarien und P. Possevino (1577-1587) // Archivium Historicum Societatis Iesu. 1955. Vol. 24. P. 33-94; Polèin St. Une tentative d'Union au XVIe siècle: La mission religieuse du Père Antoine Possevin, S. J. en Moscovie (1581-1582). R., 1957. (OCA; 150); Prodi P. S. Carlo Borromeo et la trattative tra Gregorio XIII et Filippo II sulla giurisdizione ecclesiastica // Rivista di storia d. Chiesa in Italia. R., 1957. Vol. 11. P. 195-240; Cloulas I. Grégoire XIII et l'aliénation des biens du clergé de France en 1574-1575 // Mélanges de l'École Française de Rome. R., 1959. Vol. 71. P. 381-404; De' Reguardati F.-M. Il fenomeno del banditismo sotto Gregorio XIII (1572-1585) et Sisto V (1585-1590): Suoi riflessi sulla nobilità // Rivista Araldica. R., 1987. Vol. 85. P. 198-207; Jacks P. A Sacred Meta for Pilgrims in the Holy Year 1575 // Architectura. Münch., 1989. Vol. 19. P. 137-165.
Н. И. Алтухова
Ключевые слова:
Папы Римские Григорий XIII (1502 - 1585; до избрания папой - Уго Бонкомпаньи), папа Римский (с 13 мая 1572)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)