Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОЛИАФ
Т. 11, С. 693 опубликовано: 11 апреля 2011г.


ГОЛИАФ

Давид и Голиаф. Миниатюра из Псалтири. XIII в. (Dionys. 60. Fol. 210v)
Давид и Голиаф. Миниатюра из Псалтири. XIII в. (Dionys. 60. Fol. 210v)

Давид и Голиаф. Миниатюра из Псалтири. XIII в. (Dionys. 60. Fol. 210v)
[евр.  ;  ], филистимский воин-исполин, убитый в единоборстве прор. Давидом (1 Цар 17).

Г. происходил из г. Гефа, вероятно, являлся потомком ханаанского племени гигантов-рефаимов (2 Цар 21. 22; Втор. 2. 20-21). Он называется «единоборец» (евр.    букв.- находящийся между двумя армиями - 1 Цар 17. 4, 23) или «силач» (евр.   - 1 Цар 17. 51), подробное описание вооружения Г. (1 Цар 17. 5-7) - лит. прием, подчеркивающий его значимость как воина. Г. был гигантом, его рост, согласно масоретскому тексту, достигал «шести локтей [евр.  ] и пяди» (1 Цар 17. 4), что соответствовало почти 3 м, однако, по LXX, - «4 локтя [греч. πηχέων] и пядь», т. е. ок. 2 м (ср.: 4QSam и Ios. Flav. Antiq. VI 9. 1).

Давид и Голиаф. Мозаика крипты в соборе св. Гереона в Кёльне. 1160 г.
Давид и Голиаф. Мозаика крипты в соборе св. Гереона в Кёльне. 1160 г.

Давид и Голиаф. Мозаика крипты в соборе св. Гереона в Кёльне. 1160 г.

Во времена правления царя Саула войска филистимлян и израильтян расположились лагерем друг против друга в Ефес-Даммиме, между Сокхофом и Азеком (1 Цар 17. 1-3). В течение 40 дней Г. наводил ужас на израильское войско, вызывая противников на единоборство (1 Цар 17. 4 - 11, 16). Только юный Давид, отказавшийся от предложенных Саулом воинских доспехов и вооруженный лишь пастушьим посохом и пращой, принял вызов Г. (1 Цар 17. 24-40). В Свящ. Писании показан религ. характер этого единоборства: Г. проклинал Давида от имени своих богов, Давид выступил против Г. «во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских», чтобы доказать, что не оружием спасает Господь Свой избранный народ (1 Цар 17. 45-47). Камнем, брошенным из пращи, Давид свалил с ног Г. и затем отсек ему голову. Победа над Г. обратила в бегство войско филистимлян. Давид передал меч Г. в святилище в Номве, впосл. свящ. Авимелех отдал его царю, когда тот бежал от Саула в Геф (1 Цар 21. 9).

История противоборства Давида с Г. имеет ряд параллелей в лит-ре древнего мира, когда в бою между представителями 2 сторон решался исход более важного противостояния (автобиография хеттского царя Хаттусили III (XIII в. до Р. Х.), древнеегип. история о Синухете), и в античной лит-ре (в «Илиаде» Гомера в описании боя Париса и Mенелая, Гектора и Аякса), ср. также в 2 Цар 2. 12-17, где повествуется о сражении между 2 группами воинов, равных по численности. Религ. характер противостояния Г. и Давида и контраст образов главных героев (не сведущий в военном деле юноша-пастух и хорошо вооруженный воин-гигант) выводят библейское повествование на иной смысловой уровень, чем в схожих текстах.

В поэтической форме победа Давида над Г. отображена в Пс 151 (по LXX). Согласно др. преданию, убийство Г. приписывается некоему Елханану (2 Цар 21. 19). В 1 Пар 20. 5 сообщается, что он победил не Г., а его брата Лахмия. Пытаясь согласовать эти тексты с основным сюжетом, нек-рые авторы либо истолковывают имя Елханана как один из вариантов имени Давид (Pákozdy; Honeyman. P. 23-24), либо видят в нем свидетельство более древнего описания сражения с Г., перенесенного в цикл преданий о Давиде (Yadin).

В святоотеческой экзегезе сражение Давида и Г. рассматривается в аспекте духовной брани. Пастух Давид выступает против вооруженного Г., «воплощенной башни», чтобы яснее открылась сила Божия (Ioan. Chrysost. In Gen. 46. 3 // PG. 54. Col. 425-426). Пастух низложил воина, поразив его духовным камнем, будучи укреплен верой (Ioan. Chrysost. Contr. Anomoeos. 11. 1 // PG. 48. Col. 797). Давид в сражении с Г. был вооружен броней, к-рая есть Сам Христос (Aug. Ep. 75. 2 // PL. 33. Col. 252). Побеждая Г., символизирующего диавола и его служителей, Давид освобождает свой народ от более страшной участи, становясь прообразом Иисуса Христа (Ambros. Mediol. Apologia prophetae David. 3 // PL. 14. Col. 856; Caes. Arel. Sermo 121. 5 // ССSL. 103). Отсекая голову Г. мечом, он предвосхищает низвержение диавола Крестом Господним (Theodoret. Quaest. in Reges et Paralipomena. 41 // PG. 80. Col. 568).

Лит.: Honeyman A. M. The Evidence for Regnal Names among the Hebrews // JBL. Vol. 67. P. 13-25; Yadin Y. Goliath's Javelin and the    // PEQ. 1955. Vol. 87. P. 58-69; Pákozdy M., von. ' - der frühere Name Davids?// ZAW. 1956. Bd. 68. S. 257-259; Ehrlich C. S. Goliath // ABD. Vol. 2. P. 1073-1074.
Е. И. Иванова
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Голиаф, филистимский воин-исполин, убитый в единоборстве пророком Давидом (1 Цар 17)
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки
АВЕЛЬ (пам. в Недели св. праотец и отец), второй сын Адама и Евы
АВЕНИР сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула