Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ЛИДДЕ
Т. 11, С. 118-120 опубликовано: 28 октября 2009г.


ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В ЛИДДЕ

построенная на месте погребения вмч. Георгия Победоносца. Древнейшее письменное упоминание об этой церкви встречается в итинерарии диак. Феодосия «О местоположении Св. земли» (ок. 530). По свидетельству Феодосия и Пьяченцского паломника (570), от мощей великомученика происходили многочисленные чудеса. Большая базилика в Лидде изображена на мозаичной Мадабской карте (2-я пол. VI в.). По преданию, записанному Вильгельмом Тирским (XII в.), Г. ц. была построена имп. Юстинианом I.

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде
Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Лидде

Главная базилика (47×24 м) имела 3 нефа и 3 апсиды. Она была построена в V-VII вв., возможно на месте более раннего храма. Сохранившиеся от нее часть сев. стены и часть сев. апсиды инкорпорированы в здание совр. Г. ц. (1871). Остатки юж. стены включены в состав сев. стены мечети, примыкающей к храму. К востоку от минарета видны руины др. визант. стены, отличающейся техникой кладки. Эта стена имеет прямоугольный портал с тонкими пилястрами по обеим сторонам. 2 пары колонн белого мрамора с коринфскими капителями из визант. базилики в наст. время находятся в мечети по сторонам прохода в юж. часть главного молитвенного зала. На одной из них сохранилась греч. надпись.

К югу от Г. ц. расположен комплекс строений, примыкавший к зап. части юж. стены главной базилики. Юго-зап. часть этого комплекса занимало здание другой, меньшей по размеру 3-нефной базилики (17×11 м), превращенной впосл. в мечеть. С вост. стороны малой базилики позднее было возведено небольшое квадратное строение (4×4 м) с куполом на цилиндрическом барабане. Это здание по форме и конструкции имеет сходство с сооруженными в XII в. церквами св. Георгия в Дейр-эль-Асаде и арх. Михаила в Иерусалиме. Постройка с куполом соединялась с юж. и сев. нефами малой базилики 2 прямоугольными строениями. Предполагают, что первоначально здесь был баптистерий (Pringle. P. 25).

Между главной и малой базиликами располагалось еще одно здание с апсидой (23×7 м), относящееся к визант. периоду, к-рое существовало еще в 70-х гг. XIX в., но в наст. время разрушено.

Адамнан со слов галльского паломника еп. Аркульфа (ок. 670 или 685) повествует о мраморном столпе, у к-рого бичевали вмч. Георгия и где осталось изображение святого.

Ок. 715 г. халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в 4 км от Лидды была основана Рамла, ставшая главным городом пров. Палестина (Фаластин). Лидда превратилась в небольшое селение, но продолжала играть роль значительного религ. центра. О существовании мон-ря при Г. ц. сообщают паломники Епифаний Монах (1-я пол. IX в.) и Бернард Монах (ок. 870). Епифаний также упоминает о хранящихся в алтаре реликвиях: колесе, на к-ром пытали великомученика, и мраморном столпе, от к-рого происходили чудеса.

Несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. церковь в Лидде была разрушена по приказу халифа аль-Хакима. Храм был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом. Возможно, работы были начаты еще ранее, при имп. Константине VIII. Сохранилось свидетельство, что в восстановлении храма принимал участие венг. кор. Стефан (Иштван) I (1001-1038) (ActaSS. Sept. T. 1. P. 533). Разрушительные землетрясения в этом регионе произошли в 1033 и в 1067/68 гг. В 1071 г. Лидда была захвачена турками-сельджуками. Однако в 90-х гг. XI в. некое церковное здание существовало в Лидде, что следует из упоминания в «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы о том, что мощи великомученика находились под главным алтарем церкви (Sawirus Ibn al-Muqaffa. Vol. 2. III 358).

Перед тем как Лидду заняли крестоносцы (3 июня 1099), Г. ц. была разрушена мусульманами, к-рые, по словам Вильгельма Тирского, боялись, что ее огромные балки будут использованы для сооружения катапульт и др. осадной техники во время штурма Иерусалима. Его свидетельство оспаривается совр. исследователями (Pringle. P. 11), однако так или иначе крестоносцы обнаружили церковь разрушенной или полуразрушенной. Лат. епископом Лидды и Рамлы был поставлен Роберт Руанский, но греч. духовенство продолжало служить в Г. ц. на протяжении всего периода ее существования. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Это произошло ранее 1177 г., наиболее вероятно, между 1150 и 1170 гг. Рядом находилась укрепленная резиденция епископа. 3-нефная готическая базилика с трансептом примерно совпадала по размерам с визант. базиликой. Она была сложена из блоков желто-коричневого известнякового туфа, капители колонн были изготовлены из белого с серыми прожилками мрамора, их базы - из белого мрамора.

Гробница вмч. Георгия в Лидде
Гробница вмч. Георгия в Лидде

Гробница вмч. Георгия в Лидде

Согласно описанию Г. ц. паломника Иоанна Фоки (1185), верхняя плита гробницы вмч. Георгия находилась в алтаре под св. престолом. Он рассказывает, что когда лат. епископ решил поднять плиту, то обнаружил под ней вход в пещеру с подлинной гробницей вмч. Георгия. Однако открыть ее не удалось, т. к. оттуда вырвалось пламя и опалило посланных епископом слуг. В 1187 г. Лидду захватил Салах-ад-Дин, к-рый в 1191 г. велел уничтожить церковь, но, видимо, она не была разрушена целиком, а лишь серьезно повреждена. Камни от готического собора были использованы в 1273 г. при строительстве моста в неск. километрах к северу от Лидды. Церковь была восстановлена англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце. Из описаний путешественников Людольфа Зудгейма (1336) и Николая из Поджибонси (1346) следует, что в это время церковь находилась в хорошем состоянии. Известно, что визант. имп. Иоанн VI Кантакузин выделял деньги на реставрацию храмов на Св. земле. Николай из Поджибонси сообщает, что церковь была украшена фресками, а Людольф Зудгейм упоминает также мозаики и мраморную облицовку. Паломники XIV в. говорят о хранившемся в храме камне, на к-ром была усечена глава вмч. Георгия.

В 1442 г., при егип. султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, вспыхнуло гонение на христиан и Г. ц. была разрушена. В 80-х гг. XV в. доминиканец Феликс Фабер описал развалины готического собора, упомянув построенную рядом с ним мечеть. В 1517 г. в храме, от к-рого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено правосл. богослужение. Во время землетрясения 1837 г. обрушились свод храма и сев. апсида. Г. ц. простояла в руинах до 1870 г., когда после спора между греками и францисканцами святыня была признана греч. владением. В 1871 г. Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с воззванием к российским кавалерам ордена св. Георгия с просьбой о пожертвованиях на восстановление Г. ц. По высочайшему повелению имп. Александра II из сумм капитула ордена было отпущено 3 тыс. р. На средства, выделенные российским правительством, была возведена новая церковь, освященная 3 нояб. 1872 г. Она включила в свой состав центральную и сев. апсиды храма XII в. В основании сев. апсиды лежит визант. кладка. На месте южных апсиды и нефа разбит принадлежащий мусульманам сад. От постройки крестоносцев сохранились также 1-я арка юж. колоннады и базы колонн сев. колоннады центрального нефа, 3-я пилястра юж. нефа и фрагменты 4 пилястр сев. нефа.

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия.

Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу.

Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в. // ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в. // Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в. // Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в. // Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. // Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63).
Лит.: Vogüé M., de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; ᾿Ανανίας (Ρεβελάκης), ἀρχιμ. Βίος ῾Αγίου Γεωργίου καί ἱστορία τῆς πόλεως Λύδδης. ῾Ιερουσαλήμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27.
О. В. Лосева
Ключевые слова:
Почитание православных святых Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы Церковная архитектура. Храмы (Израиль) Георгия Победоносца великомученика церковь в Лидде, построенная на месте погребения великомученика Георгия Победоносца
См.также:
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АЛЬТЭТТИНГ место паломничества в Баварии ( еп-ство Пассау)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)