Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ
Т. 11, С. 61 опубликовано: 16 января 2011г.


ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ

арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 24 дек. 361). Родом из Каппадокии. Служил чиновником в К-поле, затем принял монашество. При покровительстве имп. Констанция II ок. 345 г. Г. К. был рукоположен епископами-арианами вместо Григория Каппадокийца (338-345). На Соборе в Антиохии (до 350) возвращение свт. Афанасия в Александрию в 346 г. было объявлено незаконным, а единственным каноничным предстоятелем Александрии признавался Г. К. (Sozom. Hist. eccl. III 7; IV 8; Socr. Schol. Hist. eccl. II 14, 28). В февр. 356 г. под угрозой насилия со стороны военных свт. Афанасий был вынужден скрыться в безопасное место.

24 февр. 357 г. Г. К. прибыл в Александрию в сопровождении военного отряда под командованием комита Себастиана. Он сразу же столкнулся с оппозицией в лице паствы свт. Афанасия, остававшейся верной своему архипастырю. Г. К. начал репрессии против своих противников, пытался завоевать авторитет, демонстрируя ревность в борьбе с язычеством. Пользуясь особым положением, он не гнушался финансовыми злоупотреблениями, спекулируя на торговле егип. товарами, введя монополию на похоронные процессии и занимаясь проч. махинациями (Epiph. Adv. haer. 67. 1). Среди действий Г. К., вызывавших недовольство александрийцев, было изгнание из города популярного врача Ксенона Кипрского. Своим ближайшим советником Г. К. сделал арианина Аэтия, ставшего активным соучастником его афер (Theodoret. Hist. eccl. II 23).

29 авг. 358 г. возмущение александрийцев деятельностью епископа вылилось в мятеж. Толпа ворвалась в ц. св. Дионисия, где служил Г. К., но ему удалось спастись от расправы. 2 окт. Г. К. покинул Александрию и в течение 3 лет жил в Антиохии. В нояб. 361 г. скончался имп. Констанций II, покровитель Г. К., а пришедший к власти Юлиан Отступник амнистировал всех епископов, в т. ч. свт. Афанасия Великого. Боясь потерять кафедру, Г. К. решил вернуться в Александрию (24 нояб. 361). В стремлении заслужить славу борца с язычеством он распорядился переоборудовать в христ. церковь здание храма Митры, подаренное Констанцием Александрийской Церкви. 24 дек. 361 г. в городе была устроена торжественная процессия с демонстрацией раскопанных при строительстве черепов и осмеянием языческих обрядов. Многочисленные приверженцы бога Митры подняли мятеж, и большое число христиан было убито, а Г. К. вытащили из церкви и после пыток сожгли, привязав к верблюду. Гибель епископа вызвала гнев имп. Юлиана, он обвинил александрийцев в грубом попрании законов, хотя и признавал, что Г. К. заслужил наказание (Socr. Schol. Hist. eccl. III 2-3; Sozom. Hist. eccl. V 7). Ариане считали, что в беспорядках виновны сторонники свт. Афанасия, и избрали на место Г. К. некоего Лукия. Свт. Афанасий Великий торжественно возвратился в Александрию (21 февр. 362).

Как противник свт. Афанасия Г. К. заслужил крайне неприязненные оценки со стороны правосл. писателей, упрекавших его в казнокрадстве, злокозненности и варварском нраве (Athanas. Alex. De Synod. 37; Ep. ad epp. Aegypti et Lybiae. 2; Apol. de fuga sua. 6). Отрицательный отзыв о характере Г. К. дают и историк Аммиан Марцеллин, и имп. Юлиан, к-рых нельзя заподозрить в пристрастности, но обвинение свт. Григория Богослова Г. К. в необразованности (Greg. Nazianz. Or. 21. 16) едва ли справедливо, поскольку известно, что Г. К. собрал значительную б-ку (Julian. Ep. 107).

Ист.: Amm. Marc. Res gest. XXII 11; Athanas. Alex. Apol. ad Const. 4, 30-31, 51; Apol. contr. ar. 32; Apol. de fuga sua. 6-7; De Synod. 37; Ep. ad epp. Aegypti et Libyae; Hist. arian. 40, 75, 81; Epiph. Adv. haer. 3. 1; Julian. Apost. Ep. 53, 60, 106-107; Philost. Hist. eccl. VII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. II 14, 28; III 3; Sozom. Hist. eccl. IV 8-10; V 7; Theodoret. Hist. eccl. II 23.
Лит.: Bardy G. S. Athanase. P., 1914. P. 66-77, 133-138, 140-141, 161-163; Gorce D. Georges de Cappadoce // DHGE. T. 20. Col. 602-610.
П. В. К.
Ключевые слова:
Ариане Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Арианство, ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария Георгий Каппадокиец, арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания святителя Афанасия I Великого (356 - 361)
См.также:
АВКСЕНТИЙ (IV в.), еп. Дуросторский, арианин
АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин
ЕВЗОИЙ († 376), еп. Антиохийский с 360 г., один из ближайших последователей Ария
АЭТИЙ еретик IV в., арианин
ВАЛЕНТ И УРСАКИЙ епископы-ариане, активные деятели движения против Никейского догмата
ВИГИЛИЙ (V в.), еп. г. Тапс, церковный писатель, богослов-полемист
ВУЛЬФИЛА (ок. 311 - ок. 383), гот. епископ-арианин, миссионер, «апостол готов»
ДОРОФЕЙ еп. Гераклеи (Ираклии) Фракийской (ок. 365-375/6), Антиохии (376 - ок. 380), К-поля (386/7-407), арианин