Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАССАНИДЫ
10, С. 442-444 опубликовано: 20 ноября 2010г.


ГАССАНИДЫ

[араб.    ; в южноарав. эпиграфике - g sn] (II в.- 30-е гг. VII в.), династия доислам. правителей из одноименного арав. племени, сыгравшая существенную роль в распространении христианства среди арабов, обитавших в VI в. у границ Сирии и Палестины, и в утверждении яковитского направления в монофизитстве. Хотя наименование Г. закрепилось в научной лит-ре, правильнее называть эту династию Джафнидами (  ) - по одному из знатных родов племени гассан, к к-рому принадлежали ее представители.

Г. в дохристианский период истории (II-V вв.)

До кон. 70-х гг. XX в. сведения арабо-мусульм. источников по истории Джафнидов до их появления на рубежах Византии рассматривались как чисто легендарные. Недостоверным считался приведенный у Хамзы аль-Исфахани (Hamzae Isphanensis. T. 1. P. 114-122) список с перечислением 32 верховных вождей («царей») этого рода, в к-ром время пребывания каждого у власти в ряде случаев указано с точностью до месяца. Продолжительность их правления, составляющая 586 лет (по др. данным - 616 лет) на протяжении 16 поколений, воспринималась как вымысел, пока в среднесабейской надписи (Zayd ‘Inân 75) не было обнаружено упоминание о походе «против царей общин гассан, ал-азд, низар и мазхидж», предпринятом по приказу сабейского царя Илшараха Яхдуба I (нач. II в.) в сев. земли Йемена. Т. о., было доказано существование у гассана за 5 веков до ислама собственных царей, признававшихся соседями. Нашло подтверждение и араб. предание о происхождении гассан от племени, обитавшем в Юж. Аравии.

Использование по отношению к гассану термина «ша‘б», к-рым в древнем Йемене обозначались, как правило, общины оседлых земледельцев, указывает на его вхождение в социально-политическую структуру южноарав. цивилизации. Отчасти подобное словоупотребление объясняется неоднородностью этноплеменного состава гассана: подразделения ряда племен (напр., аздиты и хузаиты) получили это общее название по источнику воды в красноморской Тихаме, где они обитали. Не случайно аздиты упомянуты в надписи Zayd ‘Inân 75 непосредственно за племенем гассан. Вероятно, сведения о народе Γασανδῶν, или Κασανδρεῖς, у Агатархида Книдского (Diodor. Sic. Bibliotheca. III 45, 6-8; Phot. Bibl. 96), о gentes Gasani у Плиния Старшего (Plin. Sen. Natur. hist. VI 150) и об области Κασσανιτῶν χώρα у Клавдия Птолемея (Ptolem. Geogr. VI 7. 6), к-рая локализуется на зап. побережье Йемена, относятся к племени гассан.

В Большой Абаданской надписи, датированной 360 г., где повествуется о походах южноарав. аристократического рода Язъан в различные области Аравии, этот этноним встречается в выражении «земля гассана» (стк. 29: 'rd/g sn), локализуемая близ местности Эс-Сийи, северо-восточнее Мекки. Следов., за 2 века племя гассан переместилось к северу почти на 1 тыс. км. Примерно ту же территорию Г. контролировали и в сер. V в., когда один из их царей по просьбе племен ал-аус и ал-хазрадж совершил победоносный поход против иудеев оазиса Ясриб (см. ст. Медина). В этот период влияние Г. и возглавляемой ими группы племен ограничивалось узкими рамками Хиджаза и прилегающих к нему районов в отличие от царей кинды или Лахмидов, претендовавших на гегемонию в общеарав. масштабе; значительную роль в делах Аравийского п-ова Г. тогда не играли.

Филархи из рода Джафна на службе Византии (VI в.)

Ситуация резко изменилась на рубеже V-VI вв., когда племя гассан под предводительством рода Джафна по не выясненным до конца причинам переселилось к границам Сиро-Палестинского региона. Здесь оно столкнулось с филархами (греч. φύλαρχοι) Салихидами, потомками Зокома, т. е. Даджама (Джуджума), к-рые осуществляли оборону рубежей Византийской империи. Г. обратились в христианство, добились от византийцев разрешения поступить к ним на службу на тех же условиях, а затем разгромили и изгнали Салихидов, взяв под контроль сир. пограничье. После неск. столкновений с византийцами, пытавшимися им помешать, Г. в 502-503 гг. заключили с империей договор (fœdus) и обрели статус ее союзников (σύμμαχοι). Получая ежегодно денежное довольствие (annonæ fœderaticæ), они снаряжали отряды кавалерии для армии Византии. Вожди Г. официально именовались филархами и имели ранг клариссимуса (clarissimus, λαμπρότατος), а их верховный вождь (царь) был возведен в патрикии (patricius,  ) и удостоен титула «глориозиссим» (gloriosissimus, ἐνδοξότατος). Его основной резиденцией стала Эль-Джабия, холмистая местность в 80 км к югу от Дамаска, где находились стоянки кочевников. Политическое значение Эль-Джабия сохранила и в раннеислам. время.

Первым представителем Г., вступившим в договорные отношения с Византийской империей, был Джабала, достоверных сведений о к-ром почти не сохранилось. Своего расцвета царство Г. достигло при его сыне аль-Харисе ибн Джабале (ок. 529- 569), к-рый вошел в историю как единственный из зависимых от Византии правителей, получивший от императора царский титул «василевс». Аль-Харис честно выполнял свои обязательства, участвуя как в подавлении смут в Палестине во время восстания самаритян (529-530), так и в войнах с сасанидским Ираном и зависимыми от них Лахмидами. Он не забывал об интересах Г. и подвластных им христ. араб. племен, что дало повод подозревать его в коварстве и измене. Приверженность аль-Хариса монофизитской доктрине и покровительство, к-рое он оказывал еп. Иакову Барадею, объяснялись скорее всего его стремлением отстоять этнокультурную самобытность арабов визант. лимеса. В годы правления аль-Хариса окончательно сложилось т. н. Гассанидское царство - кочевое протогос-во, игравшее роль буфера между Византией и арав. племенами, типологически схожее с Лахмидским и новым Киндитским царствами.

Политику отца продолжил сменивший его на престоле аль-Мунзир ибн аль-Харис (569-581), правитель (ἡγούμενος) области ромейских арабов. При нем обострились разногласия с Византией, недовольной чрезмерным усилением Г. Идеологическим знаменем противостояния имперским властям для аль-Мунзира и его подданных стало яковитское направление в монофизитстве. Вероломно захваченный вместе с женой и неск. детьми визант. чиновником (куратором) Магном, он был доставлен в 581 г. в К-поль и помещен имп. Тиверием II под домашний арест. Оставшийся на свободе старший сын ан-Нуман ибн аль-Мунзир устраивал набеги на визант. владения, но после переговоров с Маврикием, когда он был кесарем (т. е. до сер. авг. 582), попал в ссылку вместе с отцом. Ок. 585 г. царство Г. было разделено между 15 вождями араб. племен и прекратило существование.

Хотя главная резиденция Г. Эль-Джабия в отличие от столицы Лахмидов Эль-Хиры так и не превратилась в город, Г. благодаря интенсивной строительной деятельности повлияли на архитектуру доислам. Сирии. Возведенные ими на краю пустыни укрепленные замки, вероятно, послужили образцом для знаменитых дворцов Омейядов. Развалины одного из них, построенного аль-Мунзиром ибн аль-Харисом, обнаружены в 2 км к югу от рим. руин в Эд-Думайре и известны ныне как Эль-Бурдж. Во время раскопок резиденции омейядских халифов Каср аль-Хайр аль-Гарби найдены остатки яковитского мон-ря, сооруженного, судя по надписям, аль-Харисом ибн Джабалой в 559 г. Больше всего построек, приписываемых Г., локализовано в Сергиополе (Эр-Русафе). Возведение церкви (или претория) за сев. воротами города аль-Мунзиром подтверждено эпиграфически. Арабо-мусульм. традиция связывает с Г. ремонт старых и строительство новых водосборных цистерн в Сергиополе.

Г. внесли значительный вклад в становление араб. культуры. Они, как это традиционно было принято у бедуинских вождей, покровительствовали поэтам (напр., Лабиду и ан-Набигу аз-Зубйани. В землях, подвластных Г. наряду с Эль-Хирой Лахмидов, происходило формирование араб. письма. Царь аль-Харис упомянут в древнейшей датированной надписи, выполненной араб. шрифтом - 4-строчными граффити, вырезанными его подданным в 423 г. эры пров. Аравия (528-529) на горе Усайс, примерно в 100 км к востоку от Дамаска.

Г. накануне прихода ислама и во время арабских завоеваний (30-е гг. VII в.)

После распада царства Г. эта династия сохраняла нек-рое влияние до прихода ислама. Отдельные представители племени гассан, прибыв к Мухаммаду, добровольно приняли новую веру, но массовой исламизации племени не произошло. Последнему джафнидскому царю Джабале ибн аль-Айхаму (633-636) пришлось от имени имп. Ираклия вести переговоры с делегацией вторгнувшихся в Сирию мусульман. Отстаивая интересы Византии, он воспринимал арабов-завоевателей не столько как иноверцев, сколько как варваров, стоявших ниже его по социально-культурному уровню. Переход Джабалы вместе с отрядом арабов-христиан на сторону мусульман на 3-й день битвы на р. Ярмук (22 авг. 636) и обращение в ислам были обусловлены прагматическими соображениями: осознанием неизбежности поражения византийцев из-за раздоров среди высшего командования и желанием разделить с мусульм. войском плоды победы. Однако эгалитаризм раннего ислама оказался для Джабалы неприемлем: когда халиф Омар (Умар) ибн аль-Хаттаб потребовал от него возместить ущерб оскорбленному им рядовому бедуину, тот бежал в К-поль, раскаялся, вернулся в лоно христианства, был прощен и поселился в М. Азии. Большая часть племени гассан последовала за своим предводителем, а территорию его расселения заняло крупное племенное объединение тайитов.

Ист.: Geographi Græci Minores / Ed. C. Müllerus. P., 1882. Vol. 1. P. 184 (англ. пер.: Agatharchides of Cnidus on the Erythraean Sea / Transl., ed. by St. M. Burstein. L., 1989. P. 157-158. n 1. (Works issued by the Hakluyt Soc.; Ser. 2. N 172) [реконструкция первонач. текста Агатархида Книдского]; Ioannis Malalae Chronographia / Ex recens. L. Dindorfii. Bonnae, 1831. P. 434-435, 441-442, 445-447, 461-465. (CSHB; 14); Hamzae Ispahanensis Annalium libri X / Ed. I. M. E. Gottwaldt. T. 1: Textus arabicus. Petropoli; Lipsiae, 1844. P. 114-122; T. 2: Transl. lat. Lipsiae, 1848. P. 90-95; Ibn Wâdhih qui dicitur al-Ja‘qubо. Historiae: Pars prior historiam ante-islamicam continens / Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. P. 230, 233-235; Ioan. Ephes. Hist. eccl. Pars 3. T. 3. Textus. P., 1925. P. 173-178; Versio. Lovanii, 1926. P. 129-133 (рус. пер.: Пигулевская. Арабы. С. 291-294); Procopius. De bello persico. Vol. 1. XVII 45-48; XVIII 26, 35-37; Vol. 2. I 1-11; XIX 11-18, 26-46; Anecdota. II 23, 28 (изд.: Procopius of Caesarea. Works / With an Engl. transl. by H. B. Dewing. Camb., Mass.; L., 1979. Vol. 1. Books I-II: The Persian War. P. 158-159, 166-167, 170-171, 260-263, 420-423, 424-429; Vol. 6: The Anecdota or Secret History. P. 26-27, 28-31 (рус. пер.: Прокопий. Войны. C. 55, 58, 59, 87-88, 135, 136-137, 323); Gamharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hisâm ibn Muhammad al-Kalbî / Hrsg. W. Caskel. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 176, 193; Bd. 2. S. 273; Ибн Халду н. Кита б ал-«ибар ва-д-ди ва н ал-мубтада' ва-л-хабар фи  аййа м ал-«араб ва-«аджам ва-л-барбар ва-ман «а сара-хум мин зави -с-султа н ал-акбар. Бейрут, 1966. Т. 2. С. 101, 104, 466, 498, 516-517, 520, 521-522, 528, 535, 579-592, 594, 831-832, 902, 947; Ibn A‘tham al-Kûfî. Kitâbu'l futûh. Hyderabad (India), 1968. Vol. 1. P. 126-127 (Dâ'iratu'l-Ma‘ârifi'l-Osmania Publ. N. S.; 9/12. N 1); Bâfaqоh M. ‘A., Robin Chr. J.      // Ibid. 1978. Vol. 1. P. 51-54 [надпись Zayd ‘Inân 75]; Robin Chr. J., Gajda I. L'inscription du wâdо ‘Abadân // Ibid. 1994. Vol. 6. P. 113-129, 132-137, Pl. 49-57 [Большая Абаданская надпись (‘Abadân 1)]; Robin Chr. J., Gorea M. Un réexamen de l'inscription arabe préislamique du Gabal Usays (528-529) // Arabica. 2002. Vol. 49. N 4. P. 503-510.
Лит.: Nöldeke Th. Die Ghassanischen Fürsten aus dem Haus Gafna's. B., 1887; idem. The Princes of Ghassân from the House of Gafna / Transl. by P. Jousé, C. K. Zurayk. Beirut, 1933; Brünnow R. E., Domaszewski A., von. Die Provincia Arabia. Strassburg, 1909. Bd. 3. S. 200; Sauvaget J. Les Ghassânides et Sergiopolis // Byz. 1939. Vol. 14. P. 115-130; Schlumberger D. Les fouilles de Qasr el-Heir el-Gharbi (1936-1938): Rapport prélim. // Syria. P., 1939. Vol. 20. P. 225, 366-372. Pl. 33/3; Hitti Ph. K. History of the Arabs. L., 19463. P. 65, 78-81; Shahîd I. Ghassân // EI. New Ed. Vol. 2. P. 1020-1021; Lammens H., Sourdel-Thomine J. al-Djâbiya // Ibid. P. 360; Haase C.-P. al-Rusâfa (in Syria) // Ibid. Vol. 8. P. 630-632 ; Пигулевская. Арабы. С. 180-214; Грушевой А. Г. Арабские предания о гассанидах в Йемене и данные античных географов // Мероэ. М., 1999. Вып. 5. С. 82-96.
С . А . Французов
Ключевые слова:
Византийская Империя. История Христианский Восток Династии древневосточных царей и правителей Династии и правители Гассаниды (II в.- 30-е гг. VII в.), династия доисламских правителей
См.также:
АРТАВАЗД византийский полководец, узурпатор императорского престола (742-743)
ГАВРЫ визант. аристократический род вост., вероятно арм., происхождения
ДИМИТРИЙ ПАЛЕОЛОГ (1406/07 - 1470/71), деспот, посл. правитель Мореи (визант. владений на Пелопоннесе)
АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ Константинопольской Православной Церкви
АБД АЛЬ-АХАД еп. Амидский, , несторианско-униатский писатель
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом
АБД КУЛАЛЬ знатный химьяритский род
АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ Абу-ль-Фарадж, несторианский иеромонах, философ и врач, видный арабоязычный богослов