Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАВРИИЛ
Т. 10, С. 207-209 опубликовано: 22 сентября 2010г.


ГАВРИИЛ

(не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы. Основным источником сведений о его жизни и творчестве служат краткие выходные записи в переписанных им книгах: писец сообщает имя (иногда с указанием монашеского сана) и, как правило, дату. Из 3 источников - Помянника молдав. мон-ря Бистрица (Bogdan D. Pomelnicul de la Bistriţa. Bucur., 1941) и выходных записей Г. в Бодлианском Евангелии 1429 г. (Cleminson R. A Union Catalogue of Cyrillic Manuscripts in British and Irish Collections. L., 1988. P. 244) и в Евангелии 1436 г. (Бухарест, Музей искусств Румынии, № 4 - см.: Паскаль. 1989. № 4. С. 30) - известны монашеское имя Паисий и прозвище его отца Урик. Национальная принадлежность Г. и его мирское имя неизвестны; не исключено, что он происходил из болг. эмигрантов, осевших в Молдавском княжестве после тур. завоевания их родной страны, на тесную связь с ними указывают его книгописная выучка и орфографические нормы.

В нач. XX в. А. И. Яцимирский выдвинул гипотезу, согласно к-рой Г.- схимническое имя митр. Киевского и Литовского Григория Цамблака, якобы не умершего в 1419 г. в Киеве, а оставившего митрополичью кафедру и удалившегося в Молдавию, где он занялся активной книгописной деятельностью и распространением лит. наследия тырновской книжной школы. Эта версия не получила признания в историко-филологической науке, а с обнаружением рукописи, подписанной Г. 1412-1413 гг. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1694), еще до поставления Цамблака на кафедру, ее несостоятельность стала очевидной (критику гипотезы см.: Turdeanu E. Gregorie Camblak: faux arguments d'une biographie // RES. 1946. Vol. 22. P. 46-81; Thomson Fr. J. The False Identification of Gregory Tsamblack with Gabriel Uric: The Full Extent of Alexander Yatsimirsky's Fraud Exposed // Slavica Gandensia. Gent, 1996. Vol. 23. P. 117-169).

Минея служебная на ноябрь 1449 г. Обиходный полуустав. Писец Гавриил (ЦГА. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря № 4. Кишинев, Молдова)
Минея служебная на ноябрь 1449 г. Обиходный полуустав. Писец Гавриил (ЦГА. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря № 4. Кишинев, Молдова)

Минея служебная на ноябрь 1449 г. Обиходный полуустав. Писец Гавриил (ЦГА. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря № 4. Кишинев, Молдова)
Книгописанием Г. занимался, вероятнее всего, в Вознесенском Нямецком мон-ре (совр. Румыния, жудец Нямц), где он, возможно, и принял постриг. На связь Г. с мон-рем указывает то обстоятельство, что большинство переписанных им рукописей либо до наст. времени находятся в б-ке этой обители (ныне в собр. БАН Румынии в Бухаресте), либо хранились там до сер. XIX в.; кроме того, в мон-ре им написана единственная книга, имеющая указание на место создания,- Бодлианское Евангелие 1429 г.

На сегодняшний день известно ок. 20 рукописей, составленных и переписанных Г. (сведения о них собраны в работах Яцимирского, Й. Р. Мирчи, Д. П. Богдана, А. Д. Паскаля и К. Ивановой-Константиновой), большинство из них подписные, с датой создания, нек-рые вполне надежно атрибутированы ему по почерку; новые атрибуции не исключены и в будущем. Старшая из известных в наст. время рукописей Г.- 16 Слов Григория Богослова (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1694) - датируется 1412-1413 гг.; младшая (Торжественник триодный с дополнительными статьями - РГБ. Собр. Е. Е. Егорова (Ф. 98). № 462) - 1451 г. (Паскаль. 1994). Г. владел неск. типами почерков (литургический и обиходный полууставы, курсивное «александрийское» («попгерасимово») письмо) и работал в широком тематическом диапазоне. Он переписывал роскошные обиходные и литургические рукописи, его каллиграфическим шедевром является пергаменное Бодлианское Евангелие 1429 г. с параллельными церковнослав. и греч. текстами, в к-ром он по заказу молдав. господаря Александра Доброго и его жены Марины переписал слав. часть. В качестве писчего материала Г. предпочитал бумагу, только 3 из его книг (Евангелие 1429 г., Евангелие 1436 г. и Псалтирь 1436 г.) выполнены на пергамене. Не решен окончательно вопрос, был ли Г. иллюминатором переписываемых им рукописей. Он, несомненно, владел мастерством письма заголовков, исполнения простых киноварных инициалов и навыками златописца, выполнял фигурные завершения текста, но едва ли выступал в качестве исполнителя заставок в роскошных кодексах - для этого в скрипториях существовали специальные мастера; атрибуция ему миниатюр Бодлианского Евангелия в работах румын. исследователей (Ulea S. Gavril Uric: Primul artist român cunoscut // Studii şi cercetări de istoria artei. Ser. artă plastică. Bucur., 1964. Vol. 11. P. 235-263; Уля С. Миниатюры молдав. Четвероевангелия 1429 г. // Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 262-269; Draguţ V. Dicţionar enciclopedic de artă medievală românească. Bucur., 1976. P. 150-151) неубедительна; вероятнее всего, это работа греч. мастера.

Книгописная деятельность Г. во мн. отношениях представляет связующее звено между традицией тырновской Болгарии и книжной культурой Молдавского княжества XV-XVI вв. Четьи рукописи Г. представляют своеобразную б-ку тырновских сочинений (патриарха Болгарского Евфимия, митр. Киевского Григория Цамблака) и переводов XIV в., при этом выполненные им списки ряда произведений (Житие Варвара Мироточца и стихи ему в сборнике 1441 г., Житие Иоанна Нового Сучавского в списке 1-й трети XV в., Похвальное слово Михаила Вальсамона мученикам Антонию, Евстафию и Иоанну Виленским в сборнике 1439 г.) являются самыми старшими в рукописной традиции. Правописная и акцентная системы (подробно проанализированные Яцимирским в монографии о Григории Цамблаке) следуют нормам, выработанным на Афоне и в Тырнове в 3-й четв. XIV в. Все типы почерков, к-рыми он пользовался на письме, представляют продолжение и развитие тырновских образцов сер.- 2-й пол. XIV в. Художественное оформление рукописей Г. восходит к одному из вариантов (монастырскому) болг. книжной иллюминации XIV в.

В истории слав. книгописания в Молдавском княжестве в XV-XVI вв. Г. является знаковой фигурой, выступая во всех отношениях как зачинатель местной книжной традиции; известен лишь совр. ему молдав. книгописец «поп Дамиан», отождествляемый с соименным настоятелем Нямецкого мон-ря, переписавший в 1412-1413 гг. Лествицу Иоанна Синайского, сохранившуюся под одним переплетом со старшей рукописью Г. В переписанных Г. рукописях представлена большая часть позднейшего репертуара славяно-молдав. книжности. Нек-рые переписанные (и, вероятно, составленные) им сборники в XVI в. копировались целиком (напр., сборник 1413 г. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 164) в рукописи Б-ки Свящ. Синода Румынской Православной Церкви (Бухарест). III. 26 - см.: Томова Е. Сборник БСС, III. 26 от Библиотеката на Светия Синод в Букурещ // Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 119-124). Внешний вид молдав. рукописной книги XV-XVII вв. (типы письма, в частности характерный «молдавский» литургический полуустав, заголовки, орнаментальный стиль и иерархия иллюминации) в полной мере представлен уже в рукописях Г. и впосл. скорее консервируется, чем развивается. То же наблюдается и в сфере орфографии и акцентуации (см.: Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдав. рукописей XV-XVI вв. // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 139-168).

Непосредственными учениками и продолжателями традиций Г. были книгописцы, работавшие в 3-й четв. XV в. в мон-ре Путна,- монахи Кассиан и Трифон (Паскаль. 1991. С. 14-16; он же. Заметки о славяно-румын. рукописях Москвы // Romanoslavica. Bucur., 1992. Vol. 30. P. 310-311). Начиная с посл. четв. XV в. почерки, правописание и оформление кодексов книгописной школы Г. и его ближайших преемников оказывали воздействие на почерки, правописание и оформление украинско-белорус. рукописной и старопечатной книги, в частности на продукцию краковской кириллической типографии Ш. Фиоля.

Лит.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, административной и кн. деятельности: Неизв. произв. Григория Цамблака, подражания ему и пер. мон. Гавриила. СПб., 1904. С. 27, 33-34, 81-82, 211, 298-299, 350-353, 360-362, 364-376, 378, 380-381; он же. Славянские и рус. рукописи румын. б-к. СПб., 1905. С. 208-210, 621-623, 627-630, 643-644, 664-667, 680-682, 684-685, 715-716, 727, 737-741, 794-795; Turdeanu E. Les lettres slaves en Moldavie: le moine Gabriel du monastere de Neamtu (1424-1449) // RES. 1951. Vol. 27. P. 267-278; Mircea I.-R. Contributions à la vie et l'œuvre de Gavril Uric // RESEE. 1968. № 4. P. 573-594; Bogdan D. P. Paleografia romano-slava: Tratat şi album. Bucur., 1978. P. 28, 64, 66-67, 72, 75, 92, 104-106, 109, 170, 179, 182, 189, 213-215, 220, 233, 246-249, 251-253, 256, 282, 300, 305, 311, 315-316, 318, 321-322, 334, 336; Бойчева П. Традициите на Търновска кн. школа и делото на Гаврил Урик // Търновска кн. школа. София, 1980. Кн. 2. С. 17-80; Ulea S. Gavril Uric: Studiu paleografic // Studii şi cercetări de istoria artei. Ser. artă plastică. Bucur., 1981. Vol. 28. P. 35-62; Михаила Г. Рукописи Гавриила Урика Нямецкого и их лит. значение // Там же. С. 81-88; Паскаль А. Д. Автограф молдав. книжника XV в. из ЦГАДА // СА. 1988. № 5. С. 88-89; он же. Итоги и задачи изучения рукописей Гавриила Урика как ранних источников по истории слав.-молдав. книжности XV в. // Исследования по истории СССР доокт. периода. М., 1989. С. 4-32; он же. Источники по истории слав.-молдав. книжности XIV-XVI вв.: (По мат-лам хранилищ Москвы и Ленинграда): АКД. М., 1991. С. 52-53; он же. Новые данные о кн. деятельности Гавриила Урика Нямецкого // Търновска кн. школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 409-414; СтБЛ. С. 100; Иванова К. Два новототкрита автографа на Гаврил Урик (Предв. съобщ.) // Българистични студии. София, 2004. С. 104-113.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Каллиграфы Книгописцы История книги Румынская Православная Церковь. Духовное просвещение Гавриил (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), монах из Нямецкого монастыря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдавской каллиграфической школы Монашество Румынской Православной Церкви
См.также:
ВАСИЛИЙ СОФИЯНИН южнослав. книгописец-каллиграф и иллюминатор рукописей
ВИССАРИОН имя неск. южнослав. книгописцев (монахов и мирян) кон. XV - 3-й четв. XVI в.
ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы
ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф
ДАВИД имя неск. рус. книгописцев, живших в 1-й пол. XV в.
ДОБРИАН МНОГОГРЕШНЫЙ (XIII в.), болг. книгописец-каллиграф
ИАКОВ (2-я пол. XV в.), иером., книгописец-каллиграф, духовник мон-ря Путна в Молдавском княжестве
АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям
АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ род груз. каллиграфов, художников, выдающихся деятелей груз. культуры XVII-XIX вв.
АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
АРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ создан осенью 1876 г. в г. Арад (Австро-Венгрия)
АРСЕНИЙ (Бока Зиан; 1910 - 1989), иеромон., богослов, иконописец