Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВХОДНЫЙ СТИХ
Т. 10, С. 52-53 опубликовано: 11 сентября 2010г.


ВХОДНЫЙ СТИХ

Вхо́дный стих [греч. εἰσοδικόν; церковнослав.  ,   ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии.

В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δεῦτε προσκυνήσωμεν καὶ προσπέσωμεν αὐτῷ̇ (     ), как в Библии, стали петь: Δεῦτε προσκυνήσωμεν καὶ προσπέσωμεν Χριστῷ̇ (      )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σῶσον ἡμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, ψάλλοντάς σοι̇ ᾿Αλληλούϊα (       ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них.

В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава, 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (      ), с его припевом (       ; в припеве после слов    делаются вставки, зависящие от праздника:    ,     ,    и др.).

По принятому ныне в РПЦ Типикону, во весь год, кроме дней с праздничными антифонами, на литургии поется В. с. вседневных антифонов (как с вседневными, так и с изобразительными антифонами):        с припевом:        . После слов    согласно служебному Апостолу, в воскресные дни следует петь:    ; в остальные:     ; 1-я из указанных вставок в припев используется также в период от Антипасхи до отдания Пасхи. Также существует ряд др. вставок, исполняемых в дни попразднств и отданий Господских праздников. Совр. рус. практика знает и вставку    для исполнения В. с. в дни Богородичных праздников; эта вставка не встречается в богослужебных книгах и не согласуется грамматически с остальными словами припева, поэтому нек-рые авторитетные литургисты (напр., сщисп. Афанасий (Сахаров)) указывали, что в дни Богородичных праздников следует петь обычное     . В Господские двунадесятые праздники, а также на Пасху (включая всю Светлую седмицу) поются праздничные антифоны и соответственно праздничные входные стихи (на Рождество Христово Пс 109. 3b - 4; на Крещение Господне Пс 117. 26-27а; на Вход Господень в Иерусалим Пс 117. 26-27а; на Пасху Пс 67. 27; на Вознесение Господне Пс 46. 6; на Пятидесятницу Пс 20. 14; на Преображение Господне Пс 42. 3; на Воздвижение Честного Креста Пс 98. 5), к к-рым припевается тропарь праздника. Особый устав имеют праздник Сретения Господня и День Св. Духа (в понедельник по Пятидесятнице), когда поются изобразительные антифоны, но праздничные В. с. (Пс 97. 2 и 20. 14 соответственно). При совпадении праздника Благовещения Пресв. Богородицы с Неделей ваий исполняется благовещенский В. с. (Пс 95. 2b), в др. случаях не звучащий. Исполнению В. с. предшествует возглас диакона:   . Вседневный В. с. исполняется хором, праздничные В. с. обычно возглашает диакон, а хор поет лишь припев - тропарь праздника. Во время исполнения В. с. происходит вход священнослужителей в алтарь.

В совр. греч. практике В. с. употребляются сходно с практикой РПЦ, однако к праздничным В. с. припевается не тропарь праздника, а тот же краткий припев, что и к вседневному В. с. (Σῶσον ἡμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, с праздничной вставкой); тропарь поется лишь после этого. Праздник Благовещения всегда имеет праздничные антифоны со своим В. с.

При архиерейском богослужении В. с. поется трижды (часто с разными вставками в припеве), поочередно священнослужителями, хором, снова священнослужителями; по праздникам первым возглашается праздничный В. с., затем поочередно поется вседневный В. с.

Аналогом В. с. в лат. богослужении является интроит; в той или иной форме В. с. присутствует и в богослужении нехалкидонитов.

Лит.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 358-362; Mateos. Célébration. P. 46-48.
Диак. Михаил Желтов
Ключевые слова:
Литургика. Основные понятия Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Гимнографические жанры Входной стих, в православном богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии Литургия
См.также:
«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов
АГНЕЦ в правосл. богослужении - хлеб литургический
АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
АКСИОС часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротонии
АНАМНЕСИС литургич. термин, обозначающий одну из частей анафоры
АНАФОРА центральная, евхаристическая молитва Божественной литургии, богослужебный термин
АНТИДОР в визант. обряде части агничной просфоры, оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца
АНТИМИНС "вместо престола" (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия
АНТИФОН богослужебн. песнопения
АРТОС в визант. обряде особый хлеб, используемый за богослужениями Светлой седмицы