Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ
Т. 8, С. 725-726 опубликовано: 29 апреля 2010г.


ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ

(† между 1359-1363?), кн. киевский и путивльский. Краткие сведения о В. И. содержатся в синодике черниговских князей, составленном в нач. XV в. и содержащем сведения о рус. и литов. правосл. правителях Черниговско-Северской земли в кон. X - нач. XV в. Синодик известен в неск. списках XVIII-XIX вв.: Любецкий, Северский, Елецкий, Киевский и др. В Любецком списке есть поминание «князя Иоанна, Путимлскаго страстотерпца и чудотворца, оубытого от татар за християни» (Зотов. С. 27-28). В Северском синодике записана «вечная память» «князю Иоанну-Володимеру Иоанновичу Киевскому» и его ближайшим родственникам: сестре - кнг. Елене, супруге кн. Андрея «Вруцкаго» (Овручского? Друцкого?), а также кн. Василию (сын В. И. или кн. Андрея), убитому ордынцами в Путивле в сер. XIV в.

В. И. происходил из старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей, потомков блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича, в 1139-1239 гг. неоднократно занимавших великокняжеский стол в Киеве. Являлся сыном путивльского кн. Иоанна Романовича († 1-я четв. XIV в.). Архиеп. Филарет (Гумилевский) (С. 101. Примеч. 193) и вслед за ним др. исследователи ошибочно считали отцом В. И. Романа Игоревича († 1211), сына северского кн. Игоря (Георгия) Святославича. Причиной неверного отождествления было, в частности, то, что в офиц., прежде всего в «Государеве родословце» 1555 г. и «Бархатной книге» 1686 г., и частных редакциях рус. родословных книг XVI-XVII вв. отсутствовала роспись путивльских князей, поскольку в XV-XVI вв. они надолго не выезжали в Московское гос-во, оставаясь на службе в Литовском великом княжестве.

Время княжения В. И. в Киеве следует отнести к периоду между 1331 и 1352 или между 1352 и 1367 гг. (В 1330-1331 в Киеве правил кн. Феодор, брат Гедимина, его власть распространялась и на часть Черниговской земли (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 344; Т. 6. Вып. 1. Стб. 405-406). В 1352 г. литов. кандидата на митрополию Романа не приняли киевляне (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), следовательно, в Киеве тогда не было князя, однако к нояб. 1367 здесь уже правил Владимир (Василий) Ольгердович.) Время княжения В. И. в Киеве совпадает с концом правления в Золотой Орде хана Узбека (ум. 1341), временем правления его преемников - Джанибека (ум. 1357) и Бердибека (ум. 1359), а также периодом великой «замятни» (начавшейся в 1359), когда неподконтрольные центральной власти правители улусов предпринимали грабительские походы на Русь, особенно активно в 60-х гг. XIV в. Во время одного из таких набегов и мог быть убит В. И. Возможно, что вокняжение до нояб. 1367 г. в Киеве Владимира Ольгердовича стало следствием гибели представителей старшей ветви черниговских Ольговичей (В. И.).

В. И. нельзя отождествлять с кн. Владимиром Брянским, к-рый, по данным Архангелогородского летописца (списки XVII-XVIII вв.), в 1365 г. принимал участие с вел. кн. Олегом Иоанновичем в разгроме под Шишовским лесом на Воине рати ордынского кн. Тагая (ПСРЛ. Л., 1982. Т. 18. С. 73), т. к. более древние летописцы отмечают, что союзником правителя Рязани в этой битве был пронский кн. Владимир Димитриевич (Там же. Т. 6. Вып. 1. Стб. 436; Т. 15. Вып. 1. Стб. 80; Т. 18. СПб., 1913. С. 104 и др.).

Ист.: Милорадович Г. А. Любеч, Черниговской губ. Городницкого у., родина прп. Антония Печерского // ЧОИДР. 1871. Кн. 2: Мат-лы отеч. С. 33-37; Зотов Р. М. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 25-28; Козляков В. Н. Дашковский сб. XVII в. // Рязанская вивлиофика: Ист. альманах. Рязань, 2000. Вып. 1. С. 9-20.
Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. С. 101-104; Квашнин-Самарин Н. .] По поводу Любецкого синодика // ЧОИДР. 1873. Кн. 4. С. 213-226; Клепатский П. Г. Очерки по истории Киевской земли. Од., 1912. Т. 1: Литовский период. С. 34-41; Русина О. В. Сiверьска земля у складi Великого князiвства Литовського. К., 1998. С. 108-111; она же. Украïна пiд татарами i Литвою // Украïна крiзь вiки. К., 1998. Т. 6. С. 30-36; З[айцев] А. К. Помянник черниговских князей // Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. кат.-справ. / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 107-109.
А. В. Кузьмин
Ключевые слова:
Древняя Русь (Древнерусское государство), древнейшее государство восточных славян Владимир (Иоанн) Иоаннович († между 1359-1363?), князь киевский и путивльский Князья киевские
См.также:
АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. cв. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II
АСКОЛЬД И ДИР первые русские христианские князья
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344 - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398)
ВСЕВОЛОД (АНДРЕЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1030/31 - 1093), кн. переяславский и ростовский (1054-1076), черниговский (1077-1078), киевский (1077, 1078-1093)
ЕВПРАКСИЯ (АДЕЛЬГЕЙДА) ВСЕВОЛОДОВНА (ок. 1070 - 1109), дочь киевского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича
ИГОРЬ (ум. зимой 944/5 или 945/6), киевский кн., супруг равноап. кнг. Ольги, отец киевского кн. Святослава Игоревича