Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЛАДИМИР
Т. 8, С. 669-671 опубликовано: 26 апреля 2010г.


ВЛАДИМИР

(Юденич Василий Дмитриевич; 8.08.1886, с. Сергиевское Рославльского у. Смоленской губ.- после 1938), еп. Чебоксарский и Чувашский. Из семьи священника. Окончил Рославльское ДУ (1900), Смоленскую ДС (1906), КДА (1910). 12 нояб. 1910 г. был назначен преподавателем логики, философии и педагогики в Подольскую ДС (г. Каменец-Подольск), преподавал также педагогику в частной жен. гимназии С. А. Славутинской. 28 сент. 1916 г. был назначен помощником смотрителя Екатеринбургского ДУ, в то же время преподавал педагогику в епархиальном жен. уч-ще; в 1917-1919 гг. являлся редактором «Известий Екатеринбургской церкви». 2 апр. 1918 г. был избран членом временного комитета Епархиального Союза духовенства. В 1919 г. читал лекции по психологии в Екатеринбургском народно-богословском ин-те. В июле 1919 г., перед вступлением Красной Армии в Екатеринбург, эвакуировался в Тобольск. 7 авг. 1919 г. был мобилизован в армию адм. А. В. Колчака, зачислен в 7-ю Сибирскую дивизию, затем состоял писарем при штабе 7-й Тобольской дивизии (есть свидетельства о том, что Юденич в течение нек-рого времени находился в плену у красных). Из Тобольска переехал вместе с дивизией в Омск. 20 дек. 1919 г. поступил писарем в 6-й сводный эвакуационный госпиталь Омска. 21 марта 1920 г. госпиталь был расформирован, в мае того же года Юденич устроился библиотекарем первых кавалерийских курсов в Омске, с весны 1921 г. преподавал на курсах рус. язык и лит-ру (с авг. 1920 курсы находились в г. Бийске).

Архим. Владимир (Юденич). Рисунок. 1923 - 1926 гг. (Архив ПСТБИ)
Архим. Владимир (Юденич). Рисунок. 1923 - 1926 гг. (Архив ПСТБИ)

Архим. Владимир (Юденич). Рисунок. 1923 - 1926 гг. (Архив ПСТБИ)
10 июля 1921 г. Юденич уволился со светской службы, принял монашество и был рукоположен во иерея викарием Томской епархии Бийским еп. Иннокентием (Соколовым), 18 июля причислен к Казанской ц. бийского архиерейского дома, в сер. дек. 1922 г. возведен в сан архимандрита. В нач. 1923 г. еп. Иннокентий послал В. в Барнаул для совершения богослужений в дни Рождества Христова. После богослужения в полковой церкви В. произнес проповедь, в к-рой объяснил антиканоничность обновленчества, в частности «Живой церкви». 11 янв. 1923 г. В. был арестован, заключен в арестное помещение губ. ГПУ, 29 янв. переведен в Алтайский губ. исправтруддом, обвинен в «агитации и будировании масс против соввласти». В это же время арестовали и еп. Иннокентия. Как заявил В. впосл., по его мнению, «причиной ареста… послужило неблагожелательное отношение ко мне со стороны обновленцев и сделанный ими на меня донос, хотя в проповедях я совершенно не касался политики и соввласти, а говорил на чисто церковные темы». 27 февр. 1923 г. уполномоченный секретного отдела Алтгуботдела ГПУ, ввиду того что «со стороны верующих масс гор. Барнаула принимаются энергичные меры к освобождению епископа Иннокентия и архимандрита Юденича», постановил перевести В. в полномочное представительство ГПУ по Сибири в Новониколаевск (ныне Новосибирск), туда же была направлена просьба «изолировать Иннокентия и Юденича из пределов Алтайской губ. как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства».

В сер. апр. 1923 г. В. был переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. 20 апр. Коллегия ГПУ постановила передать дело на рассмотрение Комиссии НКВД по адм. высылкам, к-рая признала В. виновным в том, что он, «находясь в г. Барнауле и г. Бийске, вел злостную агитацию путем проповедей к свержению советской власти», и 16 мая постановила выслать его на 3 года в Коми (Зырян) автономную обл. В. отбывал ссылку в с. Ижма. По окончании срока ссылки в июле 1926 г. В. поселился у матери и брата-священника в с. Волково-Егорье Ельнинского у. Смоленской губ.

16 февр. 1927 г. съезд духовенства и мирян Барнаульской епархии единогласно избрал В. на Барнаульскую кафедру. Делегаты съезда приехали к В. в Смоленскую губ., откуда вместе с ним отправились в Москву. Хиротония состоялась 30 марта, ее возглавил, по-видимому, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович; выполнял обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя с 29 дек. 1926 по 12 апр. 1927), к-рый взял с В. клятву признавать только Патриаршее управление и не подчиняться григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС) (такая клятва давалась новопоставленными епископами по распоряжению Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского), находившегося с 10 дек. 1925 в заключении).

Приехав в Барнаул, В. созвал епархиальный совет для обсуждения состояния церковных дел (наиболее актуальным было определение отношения к григорианскому расколу). Епархиальный совет постановил до созыва 2-го епархиального съезда, на к-ром должен был решаться вопрос о высшей церковной власти, поддерживать связь с ВВЦС. В обстановке неопределенности и ложных сведений из Москвы о состоянии высшего церковного управления В. и епархиальный совет предполагали объявить Барнаульскую епархию автокефальной. Однако опыт Томской епархии, в к-рой объявление автокефалии архиеп. Димитрием (Беликовым) породило расколы и отторжение от Патриаршей Церкви, заставил В. отказаться от такого рода планов.

Наблюдения за действиями сторонников Григория (Яцковского) привели В. к мнению о неканоничности («Самочинности») ВВЦС (впосл. архиерей говорил: «ВВЦС... искусственно создан соввластью для раскола на мелкие группы нашей единой староцерковной церкви»). Однако на состоявшемся в мае 1927 г. заседании епархиального совета сторонникам признания ВВЦС, к-рых в совете было большинство, удалось склонить В. к подписанию решения о подчинении епархии раскольникам. Обращение епархиального совета к клирикам и мирянам епархии о признании ВВЦС было опубликовано и распространено по епархии; 24-25 июня 1927 г. расширенный президиум епархиального совета Барнаульской епархии принял резолюцию, в к-рой объявил ВВЦС «коллегией православных епископов по устроению Русской Православной Церкви».

Почти сразу же В. отказался от своей подписи под решением епархиального совета и не принял резолюцию президиума совета. От Бийского еп. сщмч. Никиты (Прибыткова) В. получил документы, пересланные из Москвы, из к-рых становилось ясно, что летом 1927 г. высшая церковная власть организационно укрепилась - при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) был создан Временный Патриарший Свящ. Синод и каноническое священноначалие вело борьбу с ВВЦС. В. признал полномочия по управлению Церковью митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Синода и стремился убедить свою паству в правильности этого решения. Члены епархиального совета, желая избавиться от епископа, боровшегося против ВВЦС, предоставили ему отпуск с выездом в др. епархию. В. сначала согласился и избрал местом «отпуска» с. Солдатово Усть-Пристанского р-на Бийского округа, но через нек-рое время объявил, что никуда из епархии не уедет. Ареста В. не боялся, был уверен в поддержке паствы, поскольку на кафедру его избрал епархиальный съезд.

5 авг. 1927 г. В. был арестован в Барнауле, обвинен в «антисоветской агитации». В кон. августа дело было передано на рассмотрение в полномочное представительство ОГПУ по Сибкраю. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 сент. 1927 г. В. был признан виновным в том, что, «будучи епископом Барнаульской епархии, в целях укрепления своего течения, т. н. сергиевского, и дискредитации противников, придерживающихся ВВЦС, вел антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о том, что ВВЦС поддерживается властью». Епископ был приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Горно-Шорском р-не Кузнецкого округа Новосибирской обл. и в Кузбассе. После окончания срока ссылки постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 мая 1930 г. он был лишен права проживать в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском, Барнаульском округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. 13 дек. 1930 г. В. уехал из Сибири в Суздаль, освобожден от адм. ссылки 23 сент. 1933 г.

28 нояб. 1933 г. В. был назначен епископом Сергачским, викарием Горьковской епархии. 22 нояб. следующего года переведен на Чебоксарско-Чувашскую кафедру, управляя к-рой, стремился упрочить положение Церкви. Обладая даром слова, архиерей много проповедовал, рукополагал священнослужителей. В 1935 и 1936 гг. В. ездил в Москву, где встречался с митр. Сергием и управляющим делами МП прот. А. Лебедевым. Митр. Сергий особо выделял В. и всегда радушно его принимал.

21 дек. 1937 г. В. был вновь арестован, заключен в тюрьму г. Алатыря, обвинен в активном участии в «контрреволюционной группе церковников», ведении «антисоветской агитации». Во время заседания суда архиерей заявил, что виновным себя не признает, а признательные показания на допросах во время следствия дал, т. к. был «в болезненном состоянии». Специальная коллегия Верховного суда Чувашской АССР 8-11 июня 1938 г. приговорила В. к 10 годам тюремного заключения. Дальнейшая судьба архиерея неизвестна.

Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 564; Архив УФСБ по Алтайскому краю. Д. П-5741; Д. 22312-П; Архив УФСБ по Чувашской Республике. Д. 3849.
Ист.: Именной список ректорам и инспекторам ДА и ДС, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1917 г. Пг., 1917. С. 62; Акты свт. Тихона. С. 968.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 258; Сорокин В., прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Духовное образование в РПЦ при свт. Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925) // ХЧ. 1992. № 7. С. 31; Гришаев В. Ф. Дважды убитые: (К истории сталинских репрессий в Бийске). Барнаул, 1999. С. 33-36.
Ж. Р. Багдасарова, Н. Ю. Васильева
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Барнаульская и Алтайская епархия Русской Православной Церкви Алтайской митрополии Русской Православной Церкви Владимир (Юденич Василий Дмитриевич; 1886 - после 1938), епископ Чебоксарский и Чувашский Русская Православная Церковь. Борьба с расколами и ересями
См.также:
АНТОНИЙ (Масендич; 1961-2001), еп. Барнаульский и Алтайский
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский
АВРААМИЙ ( кон. XIV в. – 1448), еп. Суздальский, участник Ферраро-Флорентийского Собора