Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИТАЛИЙ
Т. 8, С. 558 опубликовано: 20 апреля 2010г.


ВИТАЛИЙ

Иноки Корнилий и Виталий. Лубок рисованный. 1-я пол. XIX в. (ГЛМ)
Иноки Корнилий и Виталий. Лубок рисованный. 1-я пол. XIX в. (ГЛМ)

Иноки Корнилий и Виталий. Лубок рисованный. 1-я пол. XIX в. (ГЛМ)
(† нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства. Из московских бояр (мирское имя неизвестно). После морового поветрия 1654 г., когда умерли его семья и дворовые, принял постриг в одном из московских мон-рей, нек-рое время подвизался в московских мон-рях. После Соборов 1656 г., на к-рых были изречены проклятия на двоеперстие и придерживающихся его, осужден Иван Неронов, В. ушел в олонецкие пределы и жил неск. лет в небольших пустынях сначала на р. Водле, затем на Свири близ Остречинского погоста. Позже переселился в Ильинскую Машезерскую пуст. и жил там неск. лет при строителе Макарии. Источники свидетельствуют о «нужном жестоком пустынном житии» В., любви к молчанию и странничеству.

В это время (80-е гг.) В. установил общение с приверженцами старообрядчества в Поморье: часто посещал Сунарецкую пуст. старца Кирилла, жил там и, возможно, хотел принять участие в 1-й палеостровской гари 1687 г. (см. Самосожжение). С кон. 80-х гг. XVII в. жил в скиту инока Корнилия, стал его келейником. Позднее на месте скита была основана Выговская пуст. Похоронен в этом же скиту, рядом с ним был погребен (в 1695) ненадолго переживший его Корнилий. Позже над могилами отшельников выговцы возвели часовню, в к-рой ежегодно служили панихиды. Сохранялась также келья старцев. Парное изображение Корнилия и В. на фоне скита помещалось на настенных листах. Согласно выговским источникам, В. перед смертью благословил А. Денисова (см. Денисовы), буд. киновиарха Выголексинского общежительства, своей мантией.

Лит.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 85-86, 117-120, 123, 216, 276; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тесты) // Древнерус. книжность. Л., 1985. С. 62-107; Понырко Н. В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в выговской старообрядческой лит-ре // ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 154-169; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 17, 35, 196, 201, 288, 352, 389, 403, 519.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Старообрядчество Виталий († нач. 90-х гг. XVII в.), монах, стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства Выголексинское общежительство, крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию
См.также:
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия
«АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель
АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский
АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель