Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕСЕЛОВСКИЙ
Т. 8, С. 31-33 опубликовано: 26 января 2010г.


ВЕСЕЛОВСКИЙ

Александр Николаевич (4.02.1838, Москва-10.10.1906, С.-Петербург), филолог, историк и теоретик лит-ры. Из дворян, отец - генерал, военный педагог. Окончив 2-ю московскую гимназию, В. в 1854 г. поступил на словесный фак-т Московского ун-та, где его научным руководителем был Ф. И. Буслаев, среди др. учителей - О. М. Бодянский и П. Н. Кудрявцев. После окончания курса в 1858 г. В. был награжден золотой медалью за дипломное соч. «О волке и собаке в греческой и римской символической мифологии» (на лат. языке) и оставлен при ун-те. Одновременно преподавал в московском 3-м кадетском корпусе теорию словесности. В 1860 г. поступил гувернером в семью рус. посла в Испании кн. М. А. Голицына и прожил ок. года в Мадриде, посетил Италию, Францию и Англию, откуда посылал корреспонденции в «Санкт-Петербургские ведомости» и др. издания. В 1862 г. по рекомендации Московского ун-та был командирован за границу, слушал лекции в Берлинском ун-те, изучал слав. языки и лит-ру в Праге. В 1864-1867 гг. жил в Италии, работал в архивах и б-ках и собирался писать историю итал. Возрождения. Участвовал в собраниях кружка рус. интеллигенции в доме художника Н. Н. Ге, встречался с А. И. Герценом. В 1868 г. опубликовал найденный им в Риккардианской б-ке во Флоренции роман Дж. да Прато «Вилла Альберти» (XV в.), сопроводив его обширным исследованием. Осенью 1868 г., получив предложение преподавать на кафедре всеобщей лит-ры Московского ун-та, вернулся в Россию. В 1870 г. защитил магист. дис. «Вилла Альберти: Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни XIV-XV столетия», в том же году стал доцентом на кафедре истории рус. лит-ры С.-Петербургского ун-та. В 1872 г. защитил докт. дис. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб., 1872), получил звание профессора. С 1876 г. являлся членом-корреспондентом имп. АН по отд-нию языка и словесности, с 1880 г. академик, с 1901 г. возглавлял отд-ние рус. языка и словесности имп. АН. В 1885 г. по инициативе В. в С.-Петербургском ун-те впервые в России было создано романо-германское отд-ние историко-филологического фак-та, начало работу Неофилологическое об-во.

А.Н. Веселовский Фотография. Нач. XX в.
А.Н. Веселовский Фотография. Нач. XX в.

А.Н. Веселовский Фотография. Нач. XX в.
В. является наиболее значительным представителем рус. академического литературоведения. Основными сферами его исследований были слав., рус., визант. и западноевроп. средневек. лит-ра, фольклор разных народов, античная классическая лит-ра, история культуры и лит-ры эпохи Возрождения, лит-ра эпохи сентиментализма и романтизма в Зап. Европе и России. Рассматривая лит-ру как часть мирового культурно-исторического процесса, В. считал ее отражением жизни народа и стремился найти законы, общие для всех лит-р мира. Творчески освоив теорию заимствований Т. Бенфея и антропологическую теорию Э. Б. Тайлора, основываясь на достижениях культурно-исторической школы, В. создал и возглавил сравнительно-историческое направление в литературоведении, теоретическое обоснование к-рого ученый изложил во вступительной лекции к курсу истории всеобщей лит-ры «О методе и задачах истории литературы как науки» (1870). Проследить развитие сюжетов и образов в лит-ре разных народов, изучить изменение жанров на протяжении веков должна была, по мнению В., особая наука - историческая поэтика. Знавший более 30 языков, В. исследовал большое количество лит. источников, смело сопоставляя их, проводя параллельное изучение фольклора и лит-р разных народов и эпох, создал теорию «встречных течений», т. е. взаимодействия различных культур. Среди наиболее значительных трудов В. по теории лит-ры - «Из истории романа и повести» (СПб., 1886-1888), «Три главы из исторической поэтики» (СПб., 1899), «Поэтика сюжетов» (СПб., 1897-1906).

Слав. тема преобладала в трудах В. Применяя сравнительный метод в изучении древнерус. памятников письменности, ученый открыл их связь не только с визант. и западноевроп. средневек. лит-рой, но и с античностью и эпохой Данте. Важным достижением В. была реконструкция южнорус. былин, в результате к-рой он доказал их бытование в Киевской Руси (Южнорусские былины. СПб., 1881-1884). Книга В. «Русские и вильтины в саге о Гидрек Бернском (Веронском)» (СПб., 1906) является важной для древнейшей истории рус. эпоса о св. кн. Владимире Святославиче и его богатырях, а также для характеристики отношений правосл. мира к католическому в XIII в. В. планировал составить сборник, в к-ром намеревался соединить материалы, касающиеся истории рус. эпоса, его древних источников и сюжетов. Это намерение в полном объеме не было осуществлено, но ряду сюжетов (напр., фин. вариантам былины об Илье Муромце, упоминанию кн. Бравлина в житии свт. Стефана Сурожского и др.) ученый посвятил отдельные статьи и заметки. В докт. дис. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе» исследователь восстановил пути распространения древних сюжетов и показал, как они трансформировались на рус. почве в разные эпохи. В монографии «В. А. Жуковский: Поэзия чувства и «сердечного воображения»» (СПб., 1904) ученый воссоздал душевный мир рус. поэта и показал своеобразие его творчества в сравнении с нем. романтизмом. Особой сферой интересов В. была эпоха Возрождения (монографии о Дж. Боккаччо, Ф. Петрарке, исследования о Данте и Ф. Рабле).

Важнейший вклад В. внес в изучение западноевроп., визант., рус. и слав. духовной лит-ры - житий, сказаний, апокрифов и др. В исследованиях «Опыт по истории развития христианской легенды» (ЖМНП. 1875. Ч. 178, 179; 1876. Ч. 183-185; 1877. Ч. 191), «Разыскания в области русского духовного стиха» (СПб., 1879-1891. 6 вып.) на материале памятников письменности и фольклора он сделал ряд открытий в изучении средневек. двоеверия (смешения языческих и христ. элементов). По мнению В., в результате сложного взаимодействия христ. учения и языческих верований в культуре европ. народов началась вторая, после античной, великая эпоха мифотворчества в истории человечества.

В. внес в понимание мифологии представление не об одном только праарийском ее источнике, но и о др.- связанном с внедрением в миросозерцание европ. народов христ. миропонимания. Он считал, что народу была понятнее обрядовая сторона христианства и простые нравственные поучения, нежели догматика. В. показал, что христ. миросозерцание распространялось прежде всего благодаря живой проповеди и популярной церковной лит-ре, к-рая находилась под сильным влиянием устного народного творчества. В докт. диссертации В. показал, что одним из активных очагов распространения дуалистических представлений было южнослав. богомильство.

В работе «Святой Георгий в легенде, песне и обряде» В. рассмотрел различные редакции греч., болг., груз., франц. и рум. легенды о битве вмч. Георгия Победоносца со змием, связав популярное у европ. и слав. народов житие святого с эпосом и рус. былинами. В ст. «Алатырь в местных преданиях Палестины и легенды о Граале» В. исследовал легенды о почитаемых (сионских) камнях (в рус. народной поэзии алтарный камень стал камнем Алатырем). Опираясь на древнерус. и южнослав. апокрифическую лит-ру, ученый предложил свою интерпретацию легенды о крестном древе («Сон о дереве в повести града Иерусалима и стихе о Голубиной книге», «Новые данные к истории Соломоновых сказаний», «Западные легенды о древе Креста и слово Григория о трех крестных древах»). В работе «Румынские, славянские и греческие коляды» В. изучил христ. мотивы колядок, ряд исследований («Берта, Анастасия и пятница» и др.) посвятил теме почитания воскресного дня. В ст. «Данте и символическая поэзия католичества» (1866) В. показал, что христ. символы вырабатывались реальной жизнью, а потом сами активно на нее воздействовали.

Важное место в научном наследии В. также занимают его рецензии на труды по теории и истории лит-ры, в к-рых ученый, не ограничиваясь оценкой работы, развивал собственные взгляды на рассмотренные проблемы.

Арх.: ИРЛИ (ПД). Ф. 45, в составе Разряда I. Оп. 4. № 121-136; С.-Петербургское отд-ние РАН. Ф. 160. Оп. 6. № 9-10 [Собр. соч. Т. 17. Ркп.].
Соч.: Собр. соч. СПб., 1908-1915; Пг., 1915-1921; Л., 1930; М.; Л., 1938. Т. 1-16; Избр. статьи. Л., 1939; Историческая поэтика. Л., 1940. М., 1989п; Избр. труды и письма. СПб., 1999.
Лит.: Ягич И. В. История слав. филологии. СПб., 1910. С. 842-851; Симони П. К. Библиогр. список учено-лит. трудов А. Н. Веселовского с указанием их содерж. и рецензий на них // Памяти акад. А. Н. Веселовского. Пг., 1921. С. 1-68; Энгельгардт Б. М. А. Н. Веселовский. Пг., 1924; Азадовский М. К. А. Н. Веселовский как исследователь фольклора // Изв. АН СССР. Отд-ние обществ. наук. 1938. № 4; Жирмунский В. М. Историческая поэтика А. Н. Веселовского // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940; Шишмарев В. Ф. А. Веселовский и рус. литература. Л., 1946; Виноградов Г. С. Архив А. Н. Веселовского // Бюллетени рукописного отдела (Пушкинский дом). М.; Л., 1947. Вып. 1. С. 58-65; Гусев В. Е. Проблемы теории и истории фольклора в трудах А. Н. Веселовского конца XIX - нач. XX в. // Рус. фольклор. М.; Л., 1962. Т. 7; Горский И. К. А. Веселовский и современность. М., 1975; Наследие А. Веселовского: Исслед. и мат-лы. СПб., 1992; Сухих С. И. Историческая поэтика А. Н. Веселовского: Из лекций по истории рус. литературоведения. Н. Новг., 2001.
М. П. Мироненко
Ключевые слова:
Филологи русские Преподаватели Московского Государственного Университета Преподаватели Санкт-Петербургского Государственного Университета Историки литературы Литературоведы Веселовский Александр Николаевич (1838-1906), филолог, историк и теоретик литературы
См.также:
АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
АДРИАНОВА-ПЕРЕТЦ Варвара Павловна; 1888- 1972), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора
БУСЛАЕВ Федор Иванович (1818 - 1897), языковед, литературовед, историк искусства
БОДЯНСКИЙ Осип Максимович (1808-1877), филолог
ГАЛЬКОВСКИЙ Николай Михайлович (1868 - 1933), филолог-славист, историк литературы
ГРИГОРОВИЧ Виктор Иванович (1815 - 1876), филолог и историк, славист
ДЕМКОВА (урожд. Сарафанова) Наталья Сергеевна (род. 1932), филолог-литературовед
ЕРЁМИН Игорь Петрович (1904 - 1963), исследователь рус., белорус. и укр. книжности XI-XIX вв.
ЕРНШТЕДТ Виктор Карлович (1854 - 1902), рус. ученый-эллинист, филолог-классик, проф. С.-Петербургского ун-та, акад.
ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов
ЖДАНОВ Иван Николаевич (1846 - 1901), исследователь рус. лит-ры и фольклора, акад.
ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры