Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 8, С. 22-23 опубликовано: 24 января 2010г.


ВЕРХНЕУДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

РПЦ (Верхнеудинское вик-ство Читинско-Забайкальской епархии?), существовала в период ок. 1933 - 11 окт. 1934 г., названа по г. Верхнеудинску (совр. Улан-Удэ, столица Республики Бурятии), территория совпадала с территорией Бурят-Монгольской АССР. Учреждение правосл. В. е. было связано с широким распространением обновленчества в Забайкалье в 20-х гг. XX в. и возвращении приходов в Православие в нач. 30-х гг.

В нач. 20-х гг. среди клириков Читинско-Забайкальской епархии лишь немногие не уклонились в к.-л. раскол. Верхнеудинск был одним из центров обновленчества, в городе православной оставалась лишь Троицкая ц. В 20-30-х гг. титул «Верхнеудинские и Бурят-Монгольские» носили обновленческие «архиереи»: Гавриил Асташевский (1923, 1924-1927), Александр Авдентов (11 июля - 31 авг. 1923), Михаил Николаев (14 мая 1927 - 1932), Алексей Копытов (2 нояб. 1932 - 10 февр. 1933, переведен в Верхнеудинск после управления обновленческой Восточносибирской митрополией), Константин Знаменский (11 февр. 1933 - 4 окт. 1933, в 1932 неоднократно назначался викарием Верхнеудинской обновленческой кафедры в сане «архиепископа Троицкосавского»). Обновленческие «архиереи» также действовали в Чите и Нерчинске, в 1925 г. в с. Кабанск находился раскольнический «викарный епископ» Георгий, в марте 1927 г. упоминается обновленческий «епископ» в Троицкосавске (совр. Кяхта).

Во 2-й пол. 20-х гг. большинство общин вместе с клириками вернулись в Православие, положение обновленцев ухудшилось, их адм. структуры ликвидировались. Летом 1929 г. правосл. Читинский еп. Евсевий (Рождественский) предполагал сделать Верхнеудинск местом пребывания Селенгинского викария, в июне он благословил подготовить проекты деления Верхнеудинского благочиния на 2 или 3 округа. Ссылаясь на пример Симферопольской епархии, количество приходов в к-рой было небольшим, еп. Евсевий предлагал организовать на территории Бурят-Монгольской АССР отдельную епархию. В апр. 1930 г. еп. Евсевий был назначен на Шадринское вик-ство с поручением временного управления Свердловской епархией. 5 окт. 1933 г. Верхнеудинскую кафедру и Читинско-Забайкальскую епархию возглавил еп. Иоанникий (Попов). 11 окт. 1934 г. еп. Иоанникий ушел на покой. Дальнейшие назначения на Верхнеудинскую кафедру неизвестны.

В марте 1994 г. на территории бывш. В. е. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию.

Арх.: ГА Читин. обл. Ф. Р-422. Оп. 2.
Ист.: Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. синода // Вестн. Свящ. синода Правосл. российской церкви. 1926. № 12-13 (8-9). С. 7-13.
Лит.: Акты свт. Тихона. С. 917; Мануил. Русские архиереи-обновленцы. С. 616, 650, 715, 799, 828.
Д. В. Саввин
Ключевые слова:
Епархии Русской Православной Церкви Обновленческое движение и другие расколы Верхнеудинская епархия Русской Православной Церкви
См.также:
АСТАНАЙСКАЯ И АЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Казахтанского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви
БЕЛГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Курской епархии
БЕЛЕБЕЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской епархии
БЕЛЁВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Тульской епархии
БЕРДИЧЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии
БОЛХОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Орловской епархии