Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
Т. 9, С. 393-399 опубликовано: 23 июля 2010г.


ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

субъект РФ, входит в состав Центрального федерального округа. Территория: ок. 52,5 тыс. кв. км. Центр - Воронеж. География. Область расположена на юго-западе европ. части РФ, по обе стороны среднего течения Дона. Граничит на юге и юго-западе с Ростовской обл. и с Украиной (Луганская обл.), на западе с Белгородской и Курской областями, на севере с Липецкой и Тамбовской областями, на востоке и юго-востоке с Саратовской и Волгоградской областями. В В. о. протекают более 400 рек, из них крупные - Дон и его притоки: Битюг, Богучарка, Эртиль, Ведуга, Ворона, Воронеж, Девица, Елань, Икорец, Осередь, Потудань, Савала, Толучеевка, Тихая Сосна, Усманка (Усмань), Хворостань, Хава, Хопёр, Чёрная Калитва. Область расположена в лесостепной и степной природных зонах, ландшафт характеризуется плодородными черноземными почвами (пашни занимают ок. 60% территории), а также сохранившимися по долинам рек большими лесными массивами. На территории области находятся Воронежский и Хопёрский заповедники. Население: 2378,8 тыс. чел. (окт. 2002). Национальный состав: русские - 94,14%, украинцы - 3,10, лица, не указавшие национальность,- 0,50, армяне - 0,37, белорусы - 0,21, цыгане - 0,20, азербайджанцы - 0,18%.

Административное устройство

Панорама Воронежа. Перед зданием Цейхгауза изображен Петр I). Литография по рис. Васильева. 40-е гг. XIX в. (ГИМ)
Панорама Воронежа. Перед зданием Цейхгауза изображен Петр I). Литография по рис. Васильева. 40-е гг. XIX в. (ГИМ)

Панорама Воронежа. Перед зданием Цейхгауза изображен Петр I). Литография по рис. Васильева. 40-е гг. XIX в. (ГИМ)
Освоение территории В. о. началось во 2-й пол. XVI-XVII в., когда были основаны села и многочисленные города-крепости в составе Белгородской черты (Воронеж, Землянск, Орлов, Костёнск, Урыв, Коротояк, Острогожск, Ольшанск, Усерд и др.). Со 2-й пол. XVI-XVIII в. край заселялся выходцами из России и с Украины. В 1696 г. в Воронеже по приказу Петра I были сооружены верфи, на к-рых был построен первый рус. флот - 23 галеры и 4 брандера, в т. ч. 36-пушечный галеас «Апостол Петр». За 15 лет население города выросло в 4 раза и составило 40 (по др. сведениям, 60) тыс. чел., в городе существовала Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, работавшие на верфи. После победы в войне со Швецией и появления новой столицы - С.-Петербурга Воронеж уже не имел прежнего значения в гос-ве. Последний раз царь посетил Воронеж в 1722 г.

При делении России на губернии в 1708 г. территория совр. В. о. вошла в состав Азовской губ., центром к-рой после перехода Азова в Османскую империю в 1715 г. стал Воронеж. С 1725 г. губерния именовалась Воронежской и неоднократно изменялась в своих границах. В 1779-1796 гг. существовало Воронежское наместничество, включавшее Воронежскую и Харьковскую губернии, позже Воронежскую и Саратовскую епархии. В 1928 г. Воронеж стал центром Центрально-Чернозёмной обл. 13 июня 1934 г. была образована В. о., в состав к-рой помимо территории бывш. Воронежской губ. также вошел Борисоглебский р-н, прежде относившийся к Тамбовской губ. Формирование В. о. закончилось после 1954 г., когда из нее вышли бывш. уезды: Бирюченский, Валуйский, Задонский.

В наст. время В. о. разделена на 32 района, имеет 15 городов, 22 поселка городского типа, более 490 сельских администраций.

Религия

В 1913 г. к Православию принадлежали 98% населения Воронежской губ. К 1 июля 2003 г. в В. о. было зарегистрировано 329 религ. орг-ций: 76% православных, принадлежащих РПЦ, 16% протестантских, 6% относятся к новым религ. движениям, 2% составляют старообрядцы, католики, мусульмане и иудеи. Более 30 орг-ций, ведущих религ. деятельность, зарегистрированы в качестве общественных, политических, некоммерческих и благотворительных. Без образования юридического лица действуют не менее 100 различных религ. общин и групп, среди к-рых общины Русской православной Церкви за границей, истинно православные христиане, катакомбники, армяно-григориане, молокане, хлысты и др.

Православие на территории В. о.

К кон. VII в. земли Подонья осваивались хазарами, в верхнем течении Дона селились племена вятичей, в XII в. просвещенные преподобными Кукшей и Никоном. С. М. Соловьёв к этому периоду относит «более или менее прочное славянорусское заселение Дона». Под 1177 г. Воронеж упоминается в летописи (ПСРЛ. Т. 1. С. 385), по всей видимости, в этот период в городе правили князья - потомки рязанского кн. Глеба Ростиславича. За них ходатайствовал в 1187 г. перед вел. кн. владимирским Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо Черниговский еп. Порфирий. Е. Е. Голубинский полагал, что в кон. XII в. «значительная часть нынешней Воронежской губернии» была частью Черниговской епархии.

В 1261 г. Подонье перешло под управление новоучрежденной епископской кафедры в Сарае. В кон. XIII в. между Сарайским митр. Максимом и Рязанским митр. Петром начался спор из-за Червлёного Яра - территории между реками Воронеж и Дон, Ворона и Хопёр, достаточно плотно населенной правосл. татарами. Хотя Червлёный Яр входил в Золотую Орду, он считался частью Рязанской епархии. В относящихся к данному спору документах, свидетельствующих о развитой церковной жизни в Придонском крае, упоминаются диаконы, священники, монахи, игумены. Притязания Сарайского владыки были положительно решены в 1342 г., с этого времени епископы Сарайские стали именоваться также и Подонскими. Однако в кон. 40-х гг. XIV в. из-за протеста Рязанского владыки и давления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого митр. Феогност (по др. сведениям, митр. свт. Алексий при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче Красном в сер. 50-х гг. XIV в.) вновь передал Червлёный Яр в ведение Рязанских архиереев. Правая сторона Дона осталась у Сарайских епископов, граница между епархиями проходила от Червлёного Яра по рекам Дон и Хопёр. С нач. XV в. резко уменьшилось слав. население в Ср. и В. Подонье, превратившемся в Дикое поле, где кочевали орды татар.

В сер. XVI в. возобновилась рус. колонизация Ср. Подонья, восстанавливались старые города, строились новые. В 1585 г. была поставлена крепость Воронеж, по-видимому, в том же году в крепости возвели соборную Благовещенскую ц. с приделом во имя свт. Николая. В 1594 г. в Воронеже был учрежден воронежский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь.

Вскоре после основания города начали строиться храмы по инициативе горожан. Так, в 1587 г. свящ. Никита переселился в Воронеж из Ряжска и на собственные средства поставил Никольскую ц. в Стрелецкой слободе, снабдив ее необходимой утварью. Дозорная книга Воронежского у. 1615 г. содержит сведения о построенных в слободе полковых казаков священниками Афанасием и Космой Павловым на свои средства церквах в честь Рождества Христова, во имя вмч. Георгия (теплая), во имя вмц. Параскевы Пятницы, во имя вмч. Димитрия Солунского (теплая, одна из самых старых в Воронеже). По предположению В. Н. Глазьева, к старейшим храмам Воронежа относилась построенная свящ. Иоанном Никитиным ц. во имя прор. Илии с приделом святых Фрола и Лавра «на посаде на Старом городище», т. е. там, где располагалась воронежская крепость в 1586-1590 гг. до ее сожжения черкасами. В слободе беломестных казаков в 1615 г. находилась ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В Воронежском у. в 1615 г. действовали 17 церквей и 2 часовни, в 1646 г.- до 28 церквей и 2 часовни. В 1676 г. в Воронеже, по окладным книгам Рязанской митрополии, действовали 12 храмов и 3 мон-ря, во главе причта соборного храма стоял протопоп. В Воронежском у.- 36 церквей, 3 мон-ря, 3 часовни. В XVII в. в крае было учреждено 17 мон-рей, из них наиболее значительные: Акатов во имя свт. Алексия (1620), воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы (1623), Дивногорский в честь Успения Пресв. Богородицы (между 1640-1653).

Воронежские храмы были деревянными и небогатыми, не имели полного комплекта богослужебных книг, лишь при 3 храмах были построены колокольни, даже в соборной церкви использовали деревянные евхаристические сосуды. Первые священнослужители приезжали в Воронеж из внутренних областей России. Причт воронежских церквей был невелик, состоял обычно из 1-2 священников и 1-2 пономарей, диаконы в 1615 г. служили только при соборной Благовещенской и Никольской церквах. Тем не менее в 1615 г. в воронежских Покровской и Рождественской церквах существовали кельи для нищих, с 1629 г. нищие питались в Ильинском храме и в «большой богадельне» Благовещенского собора. В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. при Успенском мон-ре упоминаются 32 двора нищих и 10 вдовьих.

Население Дона в церковно-каноническом отношении подчинялось Рязанским и Муромским (с 1667) архиереям, к-рые из-за обширности своих епархий редко посещали Воронеж. Кроме того, донские казаки имели определенную автономию не только во взаимоотношениях с Российским гос-вом, но и в вопросах церковной жизни, выражавшуюся, в частности, в том, что войсковой круг решал большинство вопросов церковной жизни - от разрешения на строительство храмов до утверждения избранных кандидатов в священники. Мон-ри жили автономно от епархиальной власти и зависели только от своих вкладчиков, монастырское начальство обращалось в Москву либо напрямую, минуя епархиального архиерея, либо через войсковой круг. Рязанские епископы должны были противостоять самоуправству землевладельцев и войсковых старост, защищая приходское духовенство и мон-ри. С 1633 г. наместником Рязанского архиерея в Воронеже являлся архимандрит Успенского мон-ря, впосл. представителем архиерея стал воронежский поповский староста.

27 нояб. 1681 г. указом царя Феодора Алексеевича была образована Воронежская епархия (см. Воронежская и Борисоглебская епархия). После ряда изменений совр. границы епархия получила в 2003 г., когда 7 мая определением Свящ. Синода из ее состава была выделена Липецкая и Елецкая епархия в границах Липецкой обл.

Русская православная Церковь за границей

(РПЦЗ). С нач. 90-х гг. XX в. в В. о. действовали без регистрации 2 прихода РПЦЗ - в честь Иверской иконы Божией Матери и в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (в юрисдикции митр. Лавра (Шкурлы)). Жен. иноческая община и приход Российской истинно православной церкви до мая 2002 г. находились в подчинении митр. Виталия (Устинова), в наст. время подчиняются Бостонскому еп. Михаилу. В 1999 г. группа прихожан РПЦЗ заявила о своем переходе в Греческую истинно православную старостильную Церковь Калиникитского синода (в юрисдикции митр. Макария).

Старообрядчество

в пределах совр. В. о. состояло из местных жителей, не принявших проведенных при Патриархе Никоне исправлений церковных книг и обрядов, и переселенцев, бежавших со 2-й пол. ХVII-ХVIII в. из Москвы, разных мест Центр. России на Дон; как правило, именно они начинали заселять территорию буд. В. о. Старообрядцев в верховьях Дона было немного, тем не менее, согласно донесениям воронежских священников 2-й пол. ХVIII в., «вверх по Дону и Донцу расколу в станицах немалое число оказалось», в станицах жители «по вси годы на исповеди и причастии не бывают и двуперстное крестное знамение на себе изображают». К 1846 г. численность старообрядцев составляла 10 559 чел., в нач. 50-х гг. ХIХ в. их было 9500, а к 90-м гг. 15 тыс. чел.

Постоянными и наиболее многочисленными центрами старообрядчества поповского и беспоповского брачного согласий были Воронежский, Коротоякский и Валуйский уезды, беспоповского безбрачного - гл. обр. Коротоякский и отчасти Бобровский уезды. В 1897 г. в с. Красный Лог проживали 1,5 тыс. старообрядцев поморского согласия. Центром неокружников (в 1897 их числилось 654 чел.) было с. Масальское Воронежского у., а также (с 90-х гг. XVIII в.) хутора Русанов, Дубровка, Юрков и Кашкарный Воронежской губ., где жили и беспоповцы. В селах Тресоруково, Солонцы, Можайское, Нижнемарьино и др. было представлено более 5 согласий.

В нач. XXI в. количество старообрядцев в В. о. не превышало 1-1,5 тыс. чел., в основном они компактно проживали в Воронеже (поповцы и беспоповцы), в Лискинском, Острогожском и Каширском (поповцы), в Таловском (беспоповцы поморского согласия) р-нах, а также в селах Коротояк, Давыдовка и Каменка.

В наст. время зарегистрированы 4 старообрядческие религ. орг-ции: 2 в Воронеже и 2 общины в с. Можайском Каширского р-на. Общины старообрядцев-беспоповцев поморского согласия, признающих брак, на территории Таловского р-на и в Воронеже действуют без образования юридического лица и гос. регистрации.

Лит.: Былов М. О современном расколе в Воронежской епархии в связи с предыдущей полувековой его историей // Воронежские ЕВ. 1895. № 2. С. 57-77.

Катакомбные общины

существующие в В. о. без регистрации, считают себя принадлежащими к «буевской» ветви Истинно православной церкви (см. ст. Буевцы).

Римско-католическая Церковь

Католический костел в Воронеже. 1889-1893 гг.
Католический костел в Воронеже. 1889-1893 гг.

Католический костел в Воронеже. 1889-1893 гг.
В кон. XVII - нач. XVIII в. на воронежской верфи работали немцы и итальянцы, исповедовавшие католичество. Они жили в Немецкой слободе, и впервые католич. священник упоминается в Воронеже в 1845-1850 гг. В 1857 г. в Воронеже жили ок. 200 католиков, в основном поляки. С 1863 г. в Воронеже существовала католич. община во имя Св. Девы Марии Заступницы, ее молитвенный дом размещался во флигеле рядом с лютеран. кирхой, в 1868 г. впервые упоминается «ксендз городского костела» Болеслав Славинский. В результате ссылки в Воронеж участников польск. восстания 1863-1864 гг. численность католиков возросла. Во 2-й пол. 80-х гг. было решено построить в Воронеже костел, Городская дума выделила для него земельный участок. В 1877 г. в губернии насчитывалось 1885 католиков, в Воронеже действовало кладбище, называвшееся то немецким, то католическим. В 1889-1893 гг. в католич. общине была построена новая каменная церковь, освященная во имя Пресв. Девы Марии Заступницы. В 1893 г. ксендз Феликс Грохольский освятил костел во имя св. Александра, при храме действовали «человеколюбивое общество» и начальная школа. По неподтвержденному сообщению митр. Сергия (Петрова), в 1913 г. в Воронеже действовал литов. костел. По 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., к римско-католич. вероисповеданию в Воронежской губ. принадлежали 2159 чел. (в т. ч. в Воронеже 1273 чел.), из них польск. язык назвали родным 1778 чел. После закрытия костела в 1932 г. часть реликвий были распределены по разным антирелиг. музеям СССР. В июле 1947 г. горисполком передал костел в пользование общине евангельских христиан-баптистов. Весной 1962 г. костел был снесен. Католич. община воссоздана в нач. 90-х гг., с 1993 г. зарегистрирована и относилась к юрисдикции московской Апостолической Администратуры для католиков лат. обряда (позже к Администратуре юга России с центром в Саратове). С февр. 2002 г. община находится в юрисдикции Римско-католич. епархии св. Климента. В сент. 2003 г. воронежская община Св. Девы Марии Заступницы приобрела в собственность здание в центре города, где разместились молитвенный дом, учебный класс, жилые помещения.

Армянская Апостольская Церковь

с 1909 г. имела в Воронеже молитвенный дом (не сохр.), в наст. время община не зарегистрирована.

Протестантскиме церкви, деноминации и секты

Лютеране, в основном немцы и голландцы, появились на территории совр. В. о. в кон. XVIII в. В 1811-1819 гг. в центре Воронежа была построена Мариинская кирха на 500 чел. В 1865 г. на территории Воронежской губ. было 2007 протестантов (большинство лютеран. исповедания). В 1892 г. численность нем. колонистов, некогда переселенных из Вюртемберга, достигла 4077 чел. В 1819-1923 гг. на территории совр. В. о. существовало 7 приходов, подчинявшихся Генеральной консистории евангелическо-лютеранской церкви (ЕЛЦ). В 1923 г. произошло разделение на Финскую евангелическо-лютеранскую церковь северо-запада СССР и Евангелическо-лютеранскую церковь СССР (т. н. Немецкая ЕЛЦ), а также на отдельные рус., эст., латыш. и др. этнические приходы. До нач. 30-х гг. община воронежских лютеран принадлежала к Немецкой ЕЛЦ.

Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)
Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

Лютеранская Мариинская кирха в Воронеже. 1811–1819 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ)

В 1765-1767 гг. в Острогожском у. была основана одна из самых крупных протестант. колоний на юге России - Рибенсдорф (в 40-х гг. XX в. переименована в с. Рыбное). В 40-х гг. XX в. большинство нем. населения было выселено, а небольшая кирха разорена. В 2000 г. были зарегистрированы приходы, возглавляемые пасторами в Воронеже и в Борисоглебске (Св. причастия), к-рые находятся в юрисдикции Немецкой ЕЛЦ на территории России.

Общины Российской объединенной методистской церкви впервые появились в Воронеже в нач. 90-х гг. XX в. В 1996 г. методистами совместно с городской корейской общиной был организован международный гуманитарный центр «Грейс», с 1997 г. это региональное отд-ние Всероссийского христианского союза. В 2003 г. зарегистрировано 3 прихода методистов в Воронеже, а также приходы в пос. Латная Семилукского р-на, в пос. Первое Мая (в черте Воронежа), в с. Новогремяченском Хохольского р-на.

Евангельские христиане и баптисты впервые появились на территории совр. В. о. в кон. XIX в. В 1860-1900 гг. на юге Воронежской губ. существовало более 15 общин штундистов и штундобаптистов. В 1913-1914 гг., по данным полиции, более 6,2 тыс. баптистов проживали в 73 населенных пунктах Воронежской губ.

Община евангельских христиан в Воронеже предположительно была основана в 1910 г. выходцем с Зап. Украины Ходасевичем. В 1917 г. была официально зарегистрирована и имела молитвенный дом. Вначале община объединяла ок. 30 чел., в 20-х гг. - более 1 тыс. членов. В 1927 г. евангельские христиане проживали в каждом крупном воронежском селе. В 30-х гг. общины стали подвергаться преследованиям.

В 1944-1945 гг. и в послевоенные годы в юрисдикцию новообразованного Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) вошло более 120 групп и общин численностью свыше 4 тыс. чел. Официально на территории В. о. было зарегистрировано 9 общин. После 1945 г. под влиянием ВСЕХБ произошло укрепление позиций баптистов. С июня 1947 по янв. 1962 г. воронежским баптистам был передан в пользование католич. костел, к-рый позже был снесен. В 1962 г. по разрешению властей община выкупила частный дом на окраине города, где верующие устраивали молитвенные собрания. Раскол ВСЕХБ в нач. 60-х гг. затронул и воронежские общины, но большинство из них в сер.- кон. 60-х гг. снова вошли в юрисдикцию ВСЕХБ (позже Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ)). По состоянию на 2003 г. в В. о. проживают ок. 5 тыс. евангельских христиан-баптистов, принадлежащих к 3 юрисдикциям: РСЕХБ, Ассоциации духовного возрождения евангельских христиан-баптистов (АДВЕХБ) с центром в Москве и к Российскому союзу независимых церквей евангельских христиан-баптистов (РСНЦЕХБ) с центром в Ростове-на-Дону. Зарегистрировано 18 баптистских общин, и действуют более 20 незарегистрированных групп, включая религ. орг-цию «Объединение церквей евангельских христиан-баптистов Воронежской области». Общины РСЕХБ находятся в Эртиле, Борисоглебске, Россоши, Острогожске, пос. Грибановском, пос. Пески Новохопёрского р-на и с. Ольховатка Верхнемамонского р-на и 7 в Воронеже и его пригородах.

С 1999 по 2003 г. зарегистрировано 10 общин евангельских христиан (в Воронеже и Борисоглебске, а также в 4 районах области), к-рые относят себя к 4 юрисдикциям: Союзу церквей евангельских христиан (СЦЕХ), Российской ассоциации независимых церквей евангельских христиан и баптистов с центром в Москве, Христианской ассоциации евангельских церквей Сев.-Зап. России, Ассоциации христианских церквей «Союз христиан» с центром в С.-Петербурге. С 1999 г. зарегистрирована воронежская городская община евангельской церкви Христа в юрисдикции СЦЕХ.

С 2002 г. в Воронеже действует зарегистрированная местная религ. орг-ция пресвитериан, принадлежащая Союзу христианских пресвитерианских церквей России.

Пятидесятнические общины существуют в В. о. с 10-20-х гг. XX в. Харизматическое движение вышло из пятидесятничества и сформировалось во 2-й пол. XX в. Характерной особенностью совр. пятидесятничества и харизматов является принадлежность к различным религ. орг-циям: более 15 их общин, имеющих статус юридического лица (в Воронеже, Нововоронеже, Россоши, Лисках, Острогожске, Павловске, Новохопёрске и с. Пески Поворинского р-на), представляют Российскую ассоциацию миссий христиан веры евангельской (пятидесятники) - РАМХВЕ(П), Союз христиан веры евангельской - пятидесятники в России, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятники) - РОСХВЕ(П), Ассоциацию независимых церквей христиан веры евангельской, Ассоциацию христиан веры евангельской «Церкви веры» и «Харизма». Наибольшее влияние среди пятидесятников В. о. имеют общины, входящие в состав РАМХВЕ(П), регистрирующие в гос. органах, как правило, только свои миссии. В 2001 г. состоялось открытие в Воронеже молитвенного дома пятидесятников, принадлежащих РОСХВЕ(П).

Группы адвентистов Седьмого дня (Церковь христиан адвентистов Седьмого дня - ЦХАСД) появились на территории совр. В. о. в 20-х гг. XX в. С сер. 60-х гг. они действуют на легальных основаниях. Зарегистрированная община построила в 1968 г. собственный молитвенный дом, позже он был продан, и в 80-х гг. приобретен новый. По состоянию на 1 июля 2003 г. зарегистрировано 11 общин (в Воронеже 4, по 1 в Острогожске, в Борисоглебске, в Россоши, в Лисках, в Нов. Усмани, в пос. Анна, в пос. Панино), а также существует более 10 незарегистрированных орг-ций и групп. Административное подчинение воронежских адвентистов - Южное объединение ЦХАСД.

Организация мормонов (Церковь Иисуса Христа святых последних дней - ЦИХСПД) была перерегистрирована в 1999 г. (после 5-летнего существования в качестве юридического лица в Воронеже).

В 90-х гг. в Воронеже действовали представительство движения «Евреи за Иисуса» и об-во «Озарение», с 1998 по 2002 г.- зарегистрированная община Церкви Христа (Бостонское движение).

Среди др. зарегистрированных религ. орг-ций в Воронеже на 1 июля 2003 г. действовали общины: Армии Спасения (как региональное отд-ние в России и СНГ); Новоапостольской церкви (подчиняется Центральноевропейскому региональному управленческому центру в Москве).

Сектантство

в 70-х гг. ХIХ в. было представлено различными течениями: общинами молокан разных направлений и духоборцев (3023 чел.), хлыстов и скопцов (21 чел.; значительное число их существовало тайно), иудействующих, или субботников (776 чел.).

Число молокан и близких к ним течений, проникших в В. о. из соседней Тамбовской и др. центральных губерний России, к кон. ХIХ в. увеличилось втрое. Молокане делились на уклеинцев (их было большинство) и «донского толка» евангельских христиан. По данным полиции за 1912 г., в Воронежской губ. насчитывалось 6473 чел., принадлежащие к молоканам и духоборцам (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). К сер. XX в. большинство молокан В. о. примкнули к баптистам. В 40-50-х гг. в области проживали более 150 молокан, в основном в пос. Сомово (ныне в черте Воронежа) и с. Пески (совр. Поворинского р-на). В 20-х и 50-60-х гг. часть субботствующих молокан пополнили адвентистскую общину. К нач. 70-х гг. активно действующие молоканские общины вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан. К сер. 80-х гг. традиция проведения полноценных молитвенных собраний молоканами была утрачена; там, где сохранились молоканские кладбища, мн. сельские общины превратились в погребальные братства или сестричества и в основном совершали похоронные церемонии в соответствии с ритуалом XIX в. В 2004 г. неск. молоканских групп действовали без регистрации.

Сведения о хлыстах на территории В. о. в ХVIII-XIX вв. не содержат статистических данных. К кон. XIX в. было неск. десятков последователей различных «богов», «христов», «пророков», «пророчиц», «богородиц», среди них - «христос» Иван Утицкий, беглый оренбургский казак, проживавший в Воронеже, «богородицы» из с. Рогачёвка Елизавета Трубчанинова и Мария Быкова и др. В 1898 г. в Воронеже появилась группа пожилых мужчин, выдававших себя за старцев и подвижников, «посланных Богом спасать простой народ через духовное с ними соединение». Многие из них были преданы гражданскому суду и сосланы на поселения. В с. Перевоз Тамбовской губ. «христос» Аввакум Копылов передал свою власть Порфирию Катасонову, уроженцу Борисоглебского у., основателю шалопутства (разновидность хлыстовства; название от «люди шалого пути», самоназвание - «духовные христиане»), объявившему себя «живым богом». Его последователь, крестьянин Воронежской губ. В. Ф. Мокшин, возглавил в дальнейшем это сообщество. Др. часть шалопутов в 1894 г. признали своим «христом» бобровского мещанина В. С. Лубкова, ставшего основателем секты «Новый Израиль», местное название - аттитуи, т. е. отступники. Последователи Лубкова (более 500 чел.) находились в Воронежском, Бобровском, Богучарском, Коротоякском и Новохопёрском уездах (села Левая Россошь, Хреновое, Усмань (Собакино), Ширяево и др.). С 1902 г. сектантство в этих местах стало действовать открыто. В 1913 г. официально было зарегистрировано более 600 семей, принадлежавших к «Новому Израилю». Впосл. секта разделилась на 3 толка: лубковцев, герасимовцев (по имени Герасима Черных из с. Аношкина) и грачёвцев (по имени Емилиана Грачёва из с. Липовка Бобровского у.). В 1909 г. на территории В. о. была зафиксирована группа сектантов (ок. 100 чел.), к-рые считали «христом» некоего ссыльного из г. Хабаровска, «богородица-комитетчица» заведовала сбором пожертвований на нужды секты, проповедовали «апостолы» из местных жителей. В 1912 г., по данным полиции, наибольшее число хлыстов проживали в Богучарском у. (413 чел.). К 1917 г. в Воронежской губ. насчитывалось до 300 семей хлыстов. К 1950-1970 гг. хлыстовство практиковали неск. десятков сельских жителей в юж. районах В. о.

Субботники, появившиеся на территории В. о. в кон. XVIII в., систематически подвергались полицейским преследованиям. В 1869 и 1874 гг. значительно увеличилось число последователей этой секты. В 1873 г. только в Павловском у. 90 субботников были приговорены к лишению всех прав и ссылке в Закавказье. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. у субботников возникло движение за переселение в Палестину. После издания Манифеста о свободе совести в 1905 г. Мин-во внутренних дел России разъяснило в циркулярах 1908 и 1909 гг., что субботники в отличие от этнических евреев имеют одинаковые права с коренным населением России. К 1917 г. более 1300 чел., проживавших в 27 селениях Бобровского, Павловского, Острогожского и Землянского уездов, причисляли себя к субботникам. Впосл. субботниками стали называть бывш. самостоятельные секты субботствующих молокан, адвентистов Седьмого дня, субботников, близких к иудаизму караимского толка. В 1921-1929 гг. они организовывали трудовые коммуны, в к-рых соблюдалась суббота и отмечались евр. праздники. Ильинский колхоз носил название «Еврейский крестьянин» (после 1940 переименован в колхоз им. Молотова). В 1942 г. за принадлежность к иудаизму субботники, компактно проживавшие на правом берегу Дона, были расстреляны нацистами. В сер. 70-х гг. в Израиль выехали неск. семей крестьян из с. Ильинка, к 1998 г. там оставались 28 из 600 чел., принадлежавших к этой секте. В 2002 г. во время переписи населения 850 чел. из 1200 субботников, проживавших в пос. Высокое, приняли евр. самоидентификацию.

Истинно православные христиане-фёдоровцы считают себя последователями эсхатологического культа, возникшего в 20-х гг. XX в. среди православных Воронежской губ. Его основатель и проповедник крестьянин Фёдор Рыбалкин, уроженец Богучарского у. Воронежской губ., был арестован в 1926 г. органами ОГПУ вместе с единомышленниками. Осужденный за контрреволюционную деятельность, Рыбалкин в кон. 20-х гг. умер в концлагере. Фёдоровцы называют своего учителя «вторым Христом», а его деятельность - «Вторым пришествием Спасителя», свершившимся по пророчеству евангелиста Иоанна. Ок. 80 последователей этого течения проживают в с. Ст. Тишанка Таловского р-на, куда в 50-х гг. фёдоровцы были определены властями на поселение. Летом 2002 г. в селах Нов. Лиман и Монастырщина на юге В. о. последователи этого течения воздвигли небольшие каменные архитектурные сооружения, увенчанные крестами, напоминающие о проповеди в этих местах своего учителя.

Лит.: Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ. Воронеж, 1914. С. 6-12; Черничество и сектантство в Воронежской губ. в 1850-е гг. / Публ. С. А. Иниковой // Православная вера и традиция благочестия у русских ХVIII-ХIХ вв. М., 2002; Львов А. Л. Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы» // Материалы 9-й Ежегодной Международной конференции по иудаике. М., 2002. Ч. 1. С. 305-310, 380-394.

Ислам

В. о. находилась на территории Золотой Орды, население к-рой в XIII-XIV вв. подверглось исламизации, но после включения этой территории в состав Российского гос-ва оставшиеся на ней мусульмане были христианизированы. В сер. XIX в. на территории совр. В. о. появились мусульмане, в основном это были татары, в 1906-1913 гг.- ссыльные азербайджанцы, в 1989 г., после событий в Фергане, переселились турки-месхетинцы. Воронежская местная религ. орг-ция мусульман находится в юрисдикции Духовного управления мусульман европ. части России, действует с сер. 90-х гг., зарегистрирована в 2000 г. Действующих мечетей нет.

Иудаизм

По установленной в 1769 г. «черте оседлости» Воронежская губ. и область Войска Донского относились к числу запретных мест для проживания иудеев. По первым статистическим данным 1860 г., в губернии, в основном в Воронеже и в торгово-ремесленных слободах Бирюченского, Богучарского, Бобровского и Павловского уездов, проживали 280 мужчин и 57 женщин, исповедовавших иудаизм. С нач. 60-х гг. в Воронеже упоминается евр. молитвенный дом (местонахождение неизвестно), офиц. разрешение на его открытие в арендуемом здании было получено в 1874 г.; в 1895 г. иудейская община арендовала для богослужебных целей дом купца М. У. Сычёва на Староконной пл. (ныне пл. Ленина, не сохр.). По переписи 1897 г., численность иудеев в Воронеже достигла 1788 чел. (население Воронежа 80 тыс. чел.). Разрешение Мин-ва внутренних дел на строительство синагоги было получено в нач. апр. 1901 г., первое богослужение было совершено в 1903 г. С 1909 г. при евр. общине действовало благотворительное об-во. В нач. 20-х гг. из синагоги были изъяты богослужебные предметы из драгоценных металлов. В нояб. 1939 г. синагога была закрыта, впосл. здание передали тресту «Облтекстиль». Иудейские общины, действовавшие на территории В. о. после 1945 г., не имели регистрации.

Иудейские религ. орг-ции возобновили работу на территории В. о. в 1994 г. В юрисдикции Конгресса еврейских религиозных орг-ций и объединений России (КЕРООР) в 1999 г. была зарегистрирована Воронежская еврейская религиозная община (ВЕРО). До 1999 г. в Воронеже в качестве юридического лица действовала Областная воронежская еврейская религиозная орг-ция (ОВЕРО), подчинявшаяся также КЕРООР. В 2002 г. была зарегистрирована иудейская религ. орг-ция «Еврейская община г. Воронежа» (в юрисдикции «Федерации еврейских общин России» (ФЕОР)).

Новые религиозные движения

В 20-х гг. в Воронежском крае было отмечено появление последователей «Общества сторожевой башни Сиона» (см. Иеговы свидетели). В отчетах уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по В. о. за 1957-1959 гг. содержатся первые сведения о деятельности иеговистов в Калачеевском р-не, расположенном на юго-востоке области, их количество составляло от 10 до 13 тыс. чел. В 1999-2000 гг. было зарегистрировано 5 религ. орг-ций: 2 в Воронеже, по 1 в Калаче, Лисках и Борисоглебске. В Воронеже существует Управленческий центр и не менее 13 незарегистрированных собраний общины.

В 1998-1999 гг. активно проповедовали последователи Церкви объединения (муниты), имеющей гос. регистрацию российского представительства Международной федерации семей за мир во всем мире и Студенческой ассоциации (CARP).

Воронежская община виссарионовцев, последователей «единой веры» «Церкви последнего завета», находящейся в юрисдикции централизованной орг-ции с таким же названием, была зарегистрирована в 2002 г. В 90-х гг. действовала незарегистрированная и малочисленная община церкви «Державной иконы Божией Матери» (ранее «Богородичный Центр»), к-рая вновь заявила о себе в 2003 г.

На рубеже ХХ-ХХI вв. в Воронеже появились Гуманитарный центр дианетики, Белое братство, Воронежское об-во сознания Кришны (в юрисдикции Центра обществ сознания Кришны в России с 1991). На территории В. о. также действуют 2 орг-ции рериховцев (см. Живая этика), последователи П. Иванова, 3 неоязыческие орг-ции, орден эзотериков-целителей Рэйки и секта «Белая экология». Как общественные орг-ции зарегистрированы Центр парапсихологии, последователи Анастасии - орг-ция «Звенящие кедры», экстрасенсы «Альфа и Омега», союз колдунов России.

В кон. 90-х гг., особенно среди молодежи, отмечено появление независимой языческой общины и объединений, пропагандирующих культ сатаны.

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. С. 385; Рукопись библиотеки Муромцевых // Воронежские ЕВ. 1888. № 23. С. 1146.
Лит.: Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1880. Т. 1. 1-я пол. тома. С. 549; Глазьев В. Н. Страницы ранней церковной и монастырской истории города Воронежа и Воронежского уезда // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 46-47, 60; Комолова Э. В. Церковное развитие южнорусского региона в XVII в. // Из истории Воронежского края. Воронеж, 2002. № 10. С. 4-5; Папков А. И. Порубежье Российского царства и украинских земель Речи Посполитой в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. Белгород, 2004. С. 94-95.
Иером. Митрофан (Шкурин), А. И. Акиньшин, А. И. Папков, М. А. Жеребятьев, Е. А. Агеева, Н. С. Сапелкин
Ключевые слова:
География. Российская Федерация Краеведение. История городов и областей России Страноведение. Российская Федерация Воронежская и Борисоглебская епархия (см. также Воронежская митрополия Русской Православной Церкви) Воронежская область, субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Воронежская область Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Воронежская область
См.также:
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЛТАЙ (Республика Алтай), субъект Российской Федерации
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Центрального федерального окр.
АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.)
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ субъект Российской Федерации
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект Российской Федерации
БУРЯТИЯ субъект Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ