Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Т. 9, С. 284-286 опубликовано: 26 июня 2010г.


ВОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

(1919-1923), организована в Москве Н. А. Бердяевым, ставшим ее председателем (секретарь Б. А. Грифцов), для «охранения и развития духовной культуры в России» (Вольная Академия Духовной Культуры в Москве. С. 135). Бердяев считал, что лучшая атмосфера для обсуждения духовных вопросов - вольный союз, дружественная, неофиц. обстановка (П. [Попов П. С.]. С. 147). Идея создания ВАДК появилась на еженедельных «вторниках», проходивших на квартире Бердяевых с нач. 1918 г. На них собирались 20-25 чел., зачитывались и обсуждались доклады: «...в буквальном смысле пища телесная заменялась пищей духовной. Все предметы, лица, разговоры одухотворялись внутренними интересами и вопросами» (Там же. С. 145). «Вторники» продолжали существовать и при действующей ВАДК и были как бы ее штабом. Распространителем идей ВАДК стала Книжная лавка писателей на Б. Никитской ул., где работали Бердяев, Грифцов, Б. К. Зайцев и др. Она фактически превратилась в дискуссионный клуб.

26 сент. 1919 г. Устав ВАДК был зарегистрирован в юридическом отделе Московского Совета. Цель ВАДК была определена как «изучение духовной культуры во всех ее проявлениях и формах в области научного, философского, этического, художественного и религиозного творчества и мысли» (цит. по: Галушкин. С. 238). Более откровенно о целях ВАДК было написано позже, уже в эмиграции, в частности в программе ее преемницы - Религиозно-философской академии в Берлине: «После эпохи катастроф и кровавой борьбы должна наступить эпоха духовного углубления и осмысливания пережитого опыта. …Лишь религиозное возрождение может спасти Россию и оздоровить Европу и весь мир. …Кровавый раздор, все еще терзающий весь мир, есть отображение внутренней разорванности духа, т. е. утраты религиозного центра жизни и религиозного смысла жизни» (Религиозно-философская академия в Берлине. С. 136). Устав ВАДК предусматривал проведение лекций, семинаров и собраний с диспутами, открытие б-к и читален, издание книг и периодики. ВАДК существовала на небольшие взносы слушателей. Собрания проходили в зале Высших женских курсов (вмещал до 300 чел.), в помещении Центроспирта, в зале Политехнического музея (вмещал до 1 тыс. чел.) и др. местах. Их посещали в т. ч. и рабочие, красноармейцы, матросы. Среди присутствующих было много членов бывш. Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва.

О духовной напряженности собраний свидетельствовал Ф. А. Степун: «В те годы насильнического попирания свободы и личности с особою силою ощущались «первозданные» реальности жизни и общение в духе становилось такою же неотъемлемою потребностью, как еда и сон» (Степун. С. 272). Бердяев писал П. Б. Струве в письме от 17 дек. 1922 г.: «Там была такая духовная жажда и такая духовная напряженность, которых я совсем не нахожу в русском Берлине» (Братство Св. Софии. М.; П., 2000. С. 175).

Из письма Андрея Белого к Р. В. Иванову-Разумнику от 4 нояб. 1919 г. известно о намечаемых в ВАДК курсах лекций: «Философия духовной культуры» (Андрей Белый), «Судьба Человека (философия истории)» (Бердяев), «Венецианская живопись» (П. П. Муратов), «Оккультные науки у древних греков» (В. О. Нилендер), «Ступени космического сознания» (М. В. Сабашникова), «Жизнь и творчество» (Степун), «Антиномии нравственного сознания» (П. Д. Успенский), «Платонизм и христианство» (свящ. Павел Флоренский), «О Достоевском» (Г. И. Чулков), «Два начала современной культуры» (Г. Г. Шпет). Намечались 2 семинара: «Введение в антропософию» (Б. П. Григоров) и «Схоластическая философия» (католич. пресв. Владимир Абрикосов).

В ВАДК были прочитаны следующие курсы: «Этапы мистического пути» (католич. пресв. В. Абрикосов), «Философия духовной культуры» (Андрей Белый), «Философия истории», «Философия религии» (Бердяев), «Этика» (Б. П. Вышеславцев), «Греческая религия» (Вяч. И. Иванов), «Искусство Ренессанса» (Муратов), «Жизнь и творчество» (Степун), «Введение в философию» (С. Л. Франк). Бердяев вел семинар по Достоевскому. С 1920 г. 1 раз в 2 недели читались также доклады с прениями по темам: «Кризис культуры», «Кризис философии», «О христианской свободе», «О сущности христианства», «Идеальная Греция», «Теософия и христианство», «О магической природе слова», «О польском мессианизме», «Восток, Россия, Европа», «Индусская мистика», «Духовная основа христианства», «Критика историзма», «О преодолении пошлости», «Константин Леонтьев», «О «Закате Европы» Шпенглера», «Вл. Соловьев и вселенское христианство» и др. 9 марта 1921 г. доклад об имяславии прочел свящ. П. Флоренский. Степуну запомнился доклад свящ. Сергия Дурылина о К. Н. Леонтьеве (Степун. C. 271-272).

В письме от 9 авг. 1921 г. к Бердяеву обратился М. М. Панов с идеей собрать при академии уволенных университетских профессоров и, преобразовав ее в высшее учебное заведение, создать Вольный ун-т с религиозно-философским, историческим фак-тами, фак-тами искусств, языков, специальным курсом по точным наукам, дабы «поддержать потухающую славу московского просвещения». Предлагалось пригласить к сотрудничеству в этом ун-те свящ. П. Флоренского, свящ. С. Дурылина, Муратова (Макаров В. Г. Власть ваша, а правда наша: (К 80-летию высылки интеллигенции из Сов. России в 1922 г.) // ВФ. 2002. № 10. С. 146. Прил. к ст.). Подобные пожелания и стремление молодежи по-новому духовно осознать окружающий процесс жизни подвигли Бердяева и Франка организовать весной 1922 г. философско-гуманитарный фак-т, к-рый не успел вполне развернуть работу.

3 авг. 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора над ними», в соответствии с к-рым все подобные об-ва (кроме профсоюзов) должны были пройти регистрацию (перерегистрацию) в НКВД или его местных органах. 2 сент. 1922 г. члены ВАДК подали документы для перерегистрации в адм. отдел НКВД. Членами Совета ВАДК были указаны: Грифцов (исполняющий обязанности председателя), П. С. Попов (секретарь), Бердяев, Франк, Я. М. Букшпан, Вышеславцев, М. И. Вайсфельд, Григоров, С. А. Котляревский, Г. А. Рачинский, С. М. Соловьёв, Степун, М. С. Фельдштейн, Чулков. В это время в НКВД в разной стадии находились дела по высылке из России Бердяева, Франка, Вышеславцева, Степуна, Фельдштейна, что явилось одной из причин отказа в перерегистрации. В направленном в НКВД Наркомпросом документе, подписанном заместителем А. В. Луначарского В. Н. Максимовским, говорилось: «Народный комиссариат по просвещению считает, что существование Об-ва «Вольная академия духовной культуры» является безусловно нежелательным, вследствие чего решительным образом возражает против утверждения устава упомянутого Общества». Осенью 1922 г. по личному указанию В. И. Ленина был выслан из Советской России Бердяев. 23 янв. 1923 г. НКВД разослал во все губ. органы власти и отделы НКВД секретный циркуляр об отказе в регистрации ВАДК и ряда др. об-в: «НКВД предлагает немедленно в порядке циркуляра № 2513/с ликвидировать деятельность отделений упомянутых обществ, находящихся на территории вашей губернии, и об исполнении донести». 21 февр. 1923 г. отдел управления Моссовета докладывал в НКВД о том, что вся деятельность ВАДК ликвидирована (цит. по: Галушкин. С. 239-244).

26 нояб. 1923 г. в Берлине при Американском христ. союзе молодых людей открылась Религиозно-философская академия, инициаторами создания к-рой были высланные из России члены ВАДК: Бердяев, И. А. Ильин, Степун, Франк и др. После переезда Бердяева в Париж в нояб. 1924 г. и там открылась Религиозно-философская академия, продолжавшая свою деятельность до 1940 г. В числе ее преподавателей были Бердяев, свящ. Сергий Булгаков, иером. Лев (Жилле), Вышеславцев, К. В. Мочульский.

Одновременно с ВАДК в 1919-1924 гг. в Петрограде существовала Вольная философская ассоциация (Вольфила) с филиалом в Москве. Возглавляли Вольфилу Андрей Белый (председатель) и Иванов-Разумник (товарищ председателя), отмечавшие извращение «подлинной революционности» большевиками, призывавшие к более глубокой «революции духа» и созиданию «культуры свободы». Андрей Белый и др. пропагандировали идеи антропософии. Хотя в деятельности Вольфилы принимали участие С. А. Алексеев (Аскольдов), Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, А. А. Мейер, религ. проблематика была чужда Вольфиле. Андрей Белый в письме к А. А. Тургеневой от 11 нояб. 1921 г. писал: «У Бердяева есть еще другое О[бщест]во, председателем которого он состоит: «Академия духовной культуры» (но «Вольфила» и «Академия» - суть братские антиподы и конкуренты: «Вольфила» - нового духа, «Академия» старого)» (Воздушные пути: Альм. Н.-Й., 1967. Вып. 5. С. 309).

Лит.: Вольная Академия Духовной Культуры в Москве // София. Берлин, 1923. № 1. С. 135; Религиозно-филос. Академия в Берлине // Там же. С. 136-137; Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. Н.-Й., 1956. Т. 2; П. [Попов П. С.]. Н. А. Бердяев: (По личным восп.) // Вестн. РХД. 1975. № 115. С. 142-150; Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991; Иванова Е. В. Вольная Философская Ассоциация: Труды и дни // Ежег. Рукописного отдела Пушкинского дома на 1992 г. СПб., 1996. С. 3-77; Белоус В. Г. Петроградская Вольная Философская Ассоциация (1919-1924) - антитоталитарный эксперимент в коммунистической стране. М., 1997; Галушкин А. После Бердяева: Вольная академия духовной культуры в 1922-1923 гг. // Исслед. по истории рус. мысли: Ежег. за 1997 г. СПб., 1997. С. 237-244; Андрей Белый, Иванов-Разумник Р. В. Переписка / Публ. А. В. Лаврова и Дж. Мальмстада. СПб., 1998; Chronik russischen Lebens in Deutschland, 1918-1941 / Hrsg. K. Schlögel e. a. B., 1999.
С. М. Половинкин