Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ
Т. 6, С. 705-706 опубликовано: 29 ноября 2009г.


ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

Резня в Варфоломеевскую ночь в Париже. XVI в. Худож. Фр. Дюбуа Амьенский (Музей Арло. Лозанна)
Резня в Варфоломеевскую ночь в Париже. XVI в. Худож. Фр. Дюбуа Амьенский (Музей Арло. Лозанна)

Резня в Варфоломеевскую ночь в Париже. XVI в. Худож. Фр. Дюбуа Амьенский (Музей Арло. Лозанна)
[франц. la nuit de la Saint Barthélemy], название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов, собравшихся на свадьбу франц. принц. Маргариты Валуа и Генриха Бурбона, кор. Наварры (буд. франц. кор. Генриха IV). Один из самых кровавых эпизодов религ. войн между католиками и гугенотами во Франции; до наст. времени В. н. воспринимается как символ религ. фанатизма.

Правительство кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи, не сумев предотвратить гражданские войны, начавшиеся в 1562 г., старалось лавировать между «партиями» гугенотов и католиков. Неоднократно предпринимались попытки замирить страну путем установления сосуществования этих конфессий. В 1570 г. был подписан Сен-Жерменский мир, к-рым правительство, опасавшееся чрезмерного усиления ультракатолич. партии, возглавляемой лотарингскими герцогами Гизами, предоставило гугенотам уступки. Представители гугенотов были включены в Королевский совет, где особое влияние приобрел адмирал Гаспар де Колиньи, фактический руководитель франц. гугенотов. Мир должен был скрепить брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Бурбона.

18 авг. 1572 г. состоялась свадьба. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения к-рого оставалось католич., широко распространились слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля. 22 авг. Колиньи был ранен выстрелом из аркебуза в руку. Стрелявший успел скрыться, но, как выяснило следствие, стреляли из дома человека, связанного с семейством Гизов. Гугеноты потребовали от короля наказать герц. Генриха Гиза, виновного, по их мнению, в покушении. В пятницу и в субботу заседал своеобразный «кризисный комитет»: король, Екатерина Медичи, брат короля герц. Анжуйский, маршал Таван, канцлер Бираг и еще неск. вельмож,- был принят план нанесения превентивного удара гугенотам, уничтожения собравшихся в Париже представителей кальвинист. аристократии. Примерно в 2 ч. ночи к дому Колиньи явились люди Гиза, к к-рым примкнули солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала и выкинули тело на улицу. Ворота города были закрыты, и началось массовое избиение гугенотов.

Утром разнеслась весть, что расцвел сухой боярышник на кладбище Невинноубиенных, это было интерпретировано как чудо: якобы Бог показывал, что католики начали «святое дело». Резня продолжалась еще неделю, перекинувшись из Парижа в нек-рые провинциальные города (Бордо, Тулузу, Орлеан, Лион). Полагают, что в Париже погибли ок. 2 тыс. чел.- гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах кон. авг.- нач. сент. составляло не менее 5 тыс. чел. Жизнь Генриху Бурбону и его кузену, младшему принцу Конде, сохранили, заставив их под угрозой смерти принять католичество.

Утром 24 авг. король отдал приказ о немедленном прекращении беспорядков, выступив с заявлением, что все случилось по его воле. Но он не аннулировал прежний Сен-Жерменский мир, а, напротив, подтвердил его статьи о религ. свободе на специальном заседании Парижского парламента, отменив лишь право гугенотов иметь собственные крепости и войска. В письмах, разосланных протестант. государям, правительство и близкие к нему публицисты утверждали, что король не покушался на религ. свободу подданных. Речь якобы шла о ликвидации гугенотского заговора против короля, но вмешательство парижской черни привело к излишнему кровопролитию. Папе Римскому Григорию XIII и испан. кор. Филиппу II Екатерина Медичи писала, что случившееся есть осуществление давнего ее плана восстановить католич. единоверие в стране. Известия о В. н. были с радостью встречены в Риме и Мадриде и вызвали озабоченность в Англии, Германии и Польше. Царь Иоанн IV Грозный осудил избиение мирных подданных (Лурье Я. Вопросы внешней и внутренней политики в посланиях Ивана IV // Послания Ивана Грозного / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1951).

Существует неск. концепций о событиях В. н. Первая, «классическая», возлагает ответственность на правительство, гл. обр. на Екатерину Медичи. В своем крайнем виде эта версия была высказана еще в гугенотских памфлетах. В той или иной степени она воспроизведена в романах О. де Бальзака, А. Дюма, П. Мериме, Г. Манна, в исторических экранизациях и популярных изданиях. В наст. время эта т. зр. существует в более смягченной форме, снимающей вину с Екатерины Медичи, поскольку разжигание религ. фанатизма никак не вяжется с предшествующей политикой королевы, и до и после В. н. делавшей все возможное, чтобы установить мир в стране (И. В. Лучицкий, Ж. Гарриссон). «Ревизионистская» концепция была предложена франц. исследователем Ж. Л. Буржоном, к-рый возлагает ответственность не на короля и правительство, а на заинтересованных в устранении Колиньи Гизов, кор. Испании Филиппа II и папу Римского. По мнению Буржона, 23-24 авг. 1572 г. в Париже вспыхнул городской мятеж, где оголтелая жестокость толпы соседствовала с продуманным планом действий его закулисных руководителей, использовавших недовольство парижан растущими налогами и наступлением короля на старые городские вольности. Представители 3-го направления стремятся объяснить события, рассматривая их глазами участников. По мнению Б. Дифендорф, антигугенотская спонтанная реакция была вызвана не происками иностранной агентуры и не случайным стечением обстоятельств, но вытекала из стремления католиков предотвратить распад общества в результате религ. раскола. Для Р. Десимона события 1572 г., как и вся история религ. войн, укоренены в глобальных социальных изменениях. В. н. была вызвана сопротивлением традиц. городской системы новой логике абсолютизма, менявшей само существо связи индивида и общества. Для Д. Крузе, чьи исследования основаны на анализе большого числа различного рода памфлетов, «летучих листков», дневников и мемуаров, политических трактатов, памятников худ. лит-ры и живописи, В. н. была порождена конфликтом 3 идей: 1) ренессансной гуманистической монархии, основанной на неоплатонической идее всеобщей любви и единения; мистический акт свадьбы призван был покончить с распрями и войнами и установить «золотой век»; 2) тираноборческой традиции, согласно к-рой король только тогда король, когда он справедлив и правит по воле народа, а если он становится тираном или руководим тиранами, то бороться с ним можно любыми средствами, на первых порах такие настроения были в большей степени свойственны гугенотам; 3) представления о государе как главе «общины верных», ответственного перед Церковью и Богом за спасение душ своих подданных. Гугеноты были страшны католикам не только сами по себе, но еще и тем, что вызывают неминуемый гнев Божий и приближают конец света. «Христианнейший король» должен выполнить волю Божию и дать приказ истребить еретиков; в противном случае он сам может быть заподозрен в пособничестве диаволу.

В. н. не принесла выгод королевской власти: война вспыхнула с новой силой, кальвинист. дворянство и города оказали ожесточенное сопротивление католикам. В ходе последующих войн правительство вынуждено было идти им на уступки. Но гугеноты взяли курс на создание практически независимого гос-ва на юге и юго-западе Франции. Однако, безусловно, В. н. явилась своеобразным шоком для французов. Гугеноты ждали ее повторения, католики боялись реванша - «Варфоломеевской ночи для католиков». Но несмотря на то что ожесточненные сражения религ. войн продолжались еще четверть века, ничего подобного во Франции больше не повторилось. В. н. явилась своеобразной точкой отсчета в начавшемся процессе эволюции франц. католицизма в сторону большего внимания к внутренней религиозности человека.

Лит.: Лучицкий И. В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи (до Булонского мира). СПб., 1870; Garrisson J. La S. Barthélemy. Brux., 1987; idem. Le massacre de la S. Barthélemy: Qui est responsable? // L'histoire. 1989. Vol. 126. P. 50-55; Bourgeon J.-L. Charles IX et la S. Barthélemy. Gen., 1995; idem. L'assassinat de Coligny. Gen., 1992; Diefendorf B. Beneath the Cross: Catholics and Huguenots in 16th Century. P.; N. Y.; Oxf., 1991; Crouzet D. La nuit de la S. Barthélemy: Un rêve perdu de la Renaissance. P., 1995; Варфоломеевская ночь: Событие и споры: (Мат-лы «круглого стола», май 1997 г.) / Под ред. П. Ю. Уварова. М., 2001; Десимон Р. Варфоломеевская ночь и парижская «ритуальная революция» // Там же. С. 138-189; Эрланже Ф. Резня в ночь на св. Варфоломея: Пер. с франц. СПб., 2002.
П. Ю. Уваров
Ключевые слова:
Варфоломеевская ночь, название, которое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти апостола Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов Франция. История Христианство на территории разных стран. Франция Средние века. История Гугеноты, неофициальное название протестантов, в основном кальвинистов, во Франции в XVI-XVIII вв. Римско-католическая Церковь. История. Средние века Реформация на территории Франции
См.также:
ГЕНРИХ IV (1553 - 1610), кор. Наварры с 1562 г., кор. Франции с 1589 г., из династии Бурбонов
АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377)
БОЛОНСКИЙ КОНКОРДАТ соглашение 1516 г.
ГУГЕНОТЫ неофиц. название протестантов, в основном кальвинистов, во Франции в XVI-XVIII вв.
АДРИАН II (792 – 872), папа Римский (867 – 872)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АДРИАН IV (Николай Брейкспир; 1110/20 – 1159), папа Римский (1154 – 1159)
АДРИАН V (Оттобоно Фиески; ок. 1205-1276), папа Римский (1276)
АДРИАН VI (Адриан Флоренц Дедал; 1459–1523) папа Римский (1522 - 1523)
АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
БОРДО город в Юго-Зап. Франции, центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна
БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086)