Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ
Т. 6, С. 653-655 опубликовано: 28 мая 2009г.


Содержание

ВАРНАВА ВЕТЛУЖСКИЙ

(† 1445?, совр. пос. Варнавино Нижегородской обл.), прп. (пам. 11 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых). Основным источником сведений о В. В. является его житие (неизд.), написанное ок. 1639 г. иером. Иосифом «с ветхой книги» (которая, по-видимому, содержала записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к преподобному) и на основании устных свидетельств; житие содержит очень мало сведений о В. В. Наиболее ранние списки жития относятся к XVIII в.: НБ МГУ. Ор и РК, № 293. л. 448-461 об. (нач. столетия) и РГАДА. Ф. 188. № 1222. Л. 4-73 об. (посл. четв.). В последнем списке помимо жития помещены тропарь и кондак преподобному (Л. 1-2) и его изображение (Л. 3 об.).

Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)
Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)
В. В. был священником в одном из храмов Устюга (ныне Вел. Устюг), в XIII-XVI вв. находившегося на границе рус. земель и часто подвергавшегося нападениям со стороны живших рядом племен. В XV - 1-й пол. XVI в. на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки совр. марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 г., как полагают, именно после него В. В., по-видимому овдовев, принял монашеский постриг и отправился на р. Ветлугу (в списке жития нач. XVIII в. говорится, что В. «саном иеромонах... прииде... на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода В. В. в район расселения черемисских племен, исповедовавших язычество (Вел. Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). В. В. поселился в нижнем течении Ветлуги, на возвышенности на правом берегу, позднее получившей название Красная гора. Вероятно, его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей. Со временем вместе с ним поселились др. люди - рус. переселенцы или крещеные черемисы (при установке в 2000 в Варнавине на Красной горе памятного креста на месте храма над могилой В. В. были обнаружены останки 2 чел., вероятно учеников святого). Согласно житию, В. В. прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы.

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Святцы кон. XVII-XIX в. содержат разные даты: в «Описании о российских святых» кончина святого отнесена к 1492 (7000) г. (С. 202), эту же дату приводят В. В. Зверинский (Т. 1. С. 111. № 101) и М. А. Балдин (С. 16). Архиеп. Филарет (Гумилевский), ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины В. В. считает 1445-й (Жития святых. Июнь. С. 64-65), эта т. зр. принята большинством агиографов XIX-XX вв. (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 85-86; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 192; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 177; Зонтиков. С. 14 и др.), она основывается на местном предании, связывающем уход преподобного на Ветлугу с набегом черемисов в 1417 г. Начиная с XIX в. высказывалось мнение о том, что В. В. можно отождествить с «пустынником духовным старцем» Варнавой, подвизавшимся в Варнавиной во имя Св. Троицы пустыни (по преданию, основанной на месте подвигов В. В.) и скончавшимся в 1604 г. (упом. в монастырских актах - Антонов. С. 150-151). Однако это мнение не представляется убедительным. В 1639 г., во время розыска, предшествовавшего прославлению В. В., никак не прозвучало то, что преподобный скончался лишь 35 лет тому назад. Кроме того, представляется маловероятным, чтобы Троицкая пуст., впервые официально названная Варнавиной в 1607 г. (в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского - Там же. С. 153), т. е. спустя менее чем 3 года после кончины «пустынника Варнавы», была названа его именем, а не прежде жившего подвижника.

Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород)
Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород)

Прп. Варнава Ветлужский. Икона. XIX в. (Частное собрание. Н. Новгород)

После преставления В. В. началось постепенное заселение берегов Ветлуги рус. людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во 2-й пол. XV в. на Красной горе был основан Троицкий муж. мон-рь (Варнавина пуст.), первое надежно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю монастыря Савватию (Там же. С. 152). Над могилой В. В. насельники мон-ря воздвигли Никольскую ц. В 1666 г. взамен обветшавшего храма был возведен монументальный деревянный шатровый Никольский храм, в к-ром находилась гробница В. В. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохр. свидетельства начиная с 20-х гг. XVII в.), в 30-х гг. XVII в. в числе исцеленных у мощей В. В. был свящ. Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 г. Патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игум. Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, к-рому иноки Варнавиной пуст. поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», к-рые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году В. В. был канонизирован к общецерковному почитанию.

В 1764 г. Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь, бывш. монастырская слобода стала с. Варнавина Пустынь; в 1778 г. село было преобразовано в г. Варнавин, с 1797 г. центр уезда Костромской губ. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывш. мон-ря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в к-ром под спудом почивали мощи преподобного. В XVIII - нач. XX в. В. В. почитался как покровитель Поветлужья. 11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края - из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 г. Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел большой оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин Костромского и Галичского архиеп. Тихона (Василевского) мощи В. В. 22 мая 1912 г. извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведен в 1836), где поместили под полом придела во имя В. В. Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 г. 10-11 июня в присутствии мн. тысяч паломников в Варнавине произошли торжества, возглавляемые архиеп. Тихоном, в ходе к-рых мощи В. В. были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку.

Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г.
Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г.

Рака с мощами прп. Варнавы Ветлужского в Никольской ц. Варнавиной пуст. Фотография. 1908 г.

Во время массового вскрытия мощей святых в 1919-1920 гг. мощи В. В. не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, к-рая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губком РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешения на вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. под председательством В. И. Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (кажется, В. В. единственный из рус. святых, вопрос о вскрытии мощей к-рого решался на столь высоком гос. уровне). В сер. мая 1922 г. в Варнавине мощи В. В. были вскрыты и на неск. дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме. В нач. 1930 г. храм был переоборудован под клуб, мощи В. В. перенесли в последний действующий храм Варнавина - деревянную кладбищенскую ц. арх. Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 г. свящ. Архангельской ц. Петр Мегалинский, предвидя ее скорое закрытие и новое осквернение мощей В. В., с неск. прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма. В 1937 г. о. Петр был арестован и вскоре расстрелян.

С кон. 80-х гг. XX в. в Поветлужье (с 1922 входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания В. В. Осенью 1991 г. в Варнавине был освящен первый в новейшее время храм, посвященный преподобному, в 1996 г. в центре Костромского Поветлужья, в г. Шарья (Костромская обл.) освятили еще один храм во имя В. В. 24 июня 1999 г. в Варнавине на месте разрушенных храмов бывш. Троицкого мон-ря Нижегородский и Арзамасский митр. Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной ц. во имя В. В., храм был освящен 24 июня следующего года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения В. В., был установлен памятный крест.

Лит.: СИСПРЦ. С. 43-44; Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 52-54; Голубинский. Канонизация святых. С. 127-128; Скворцов А. Церк. торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку // Костромские ЕВ. 1914. № 15. Отд. неофиц. С. 349-361; он же. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церк. торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. Варнавин, 1915; Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин; Н. Новгород, 1993. С. 8-17, 105-114; Авдеев Е. По следам мощей Варнавы // Новый путь. Варнавино, 1995. 9 нояб.; 1996. 11 янв.; 16 янв.; 23 янв.; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 108-110; Политбюро и Церковь. Т. 1. С. 171-172; Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни // Рус. дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 148-154; Зонтиков Н. А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445-2000 гг. Кострома, 2000.
Н. А. Зонтиков

Иконография

Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)
Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я пол. XIX в. (Ц. во имя прп. Варнавы Ветлужского в пос. Варнавино)

В сводном иконописном подлиннике XVIII в. об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах» (Филимонов. С. 57). Наиболее распространенный иконографический извод - преподобный в молении Св. Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской ц. с шатровым завершением, обнесенной оградой, как на неск. нижегородских иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в. (ЦМиАР, Краеведческий музей пос. Варнавино Нижегородской обл., частное собрание); в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне 3 церквей и источника под горой - на нижегородской иконе 1-й трети XIX в. (частное собрание). Поясной прямоличный образ благословляющего В. В. в монашеском одеянии, с четками, с изображением вверху Св. Троицы имеется, напр., на небольшой паломнической иконе кон. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине). Сохранились иконы В. В. вместе с прп. Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде посещал В. В. на Ветлуге): на иконе 2-й пол. XVIII в. (Краеведческий музей пос. Варнавино); на 2 иконах 2-й пол. XIX в. (храм во имя В. В. в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Св. Троице. Существуют совр. иконы с изображением В. В. со свитком в руке: напр., поясной единоличный образ 1996 г. иконописца Е. Тисова; ростовой образ на правом поле иконы «Новомученики Нижегородские» (2001, Спасский собор в Н. Новгороде).

А. Н. Рябов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Собор Костромских святых (23 января) Варнава Ветлужский, преподобный (пам. 11 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)
ИАКОВ († 2-я пол. XV в.), прп. Галичский (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе Костромских Святых)
АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв. - в Соборе Костромских святых)
АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)
АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ († 1452), игум., прп. (пам. 12 окт. и в Соборе Вологодских святых)
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых)
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)