Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРНАВА
Т. 6, С. 649-650 опубликовано: 26 ноября 2009г.


ВАРНАВА

Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в.
Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в.

Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в.
(Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г.

Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

Чтобы избежать дальнейших столкновений с обновленцами, В. решил принять на себя подвиг юродства, на этот поступок его благословил иеросхим. Алексий. Взяв в московской психиатрической клинике доктора Ганнушкина справку о том, что был на консультации по поводу «истероневрастении», В. вернулся в кон. окт. 1922 г. в Н. Новгород. 1 нояб. он представился умалишенным, 3 дня пробыл в психиатрической лечебнице, затем поселился в семье своего духовного сына Р. А. Карелина. Живя почти затворнически, В. написал свой первый труд - «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». Книга явилась плодом осмысления знаний, приобретенных В. за годы учебы в ДА и позднее благодаря чтению аскетической литературы. В книге цитируются произведения св. отцов, комментарии автора в основном касаются явлений светской культуры. Не имея в то время еще достаточного духовного опыта, В. плохо ориентировался в действительности, судил о ней во многом умозрительно, руководствуясь сиюминутным настроением, не выверенным житейским опытом. Эта духовная незрелость была, с одной стороны, причиной смятения В. перед обновленцами, вызванного неумением отличить послушание от беспринципности, с др. стороны, наложила печать на сочинение епископа. Впосл. В. предполагал исправить текст книги, но этот замысел остался неисполненным.

В 1931 г. В. переехал в Москву, поселился в квартире брата своей келейницы В. Долгановой. 15 марта 1933 г. епископ был арестован вместе с Долгановой, ее сестрой Фаиной и иером. Киприаном (Нелидовым), заключен в Бутырскую тюрьму. Епископа обвинили в создании тайного мон-ря, «куда вербовалась молодежь и обрабатывалась в контрреволюционном духе», последнее обвинение он категорически отверг. 10 мая 1933 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. и иером. Киприана к 3 годам ИТЛ, Долгановы были сосланы на тот же срок в Северный край. 12 июня 1933 г. В. прибыл в Алтайский край в 7-е Чуйское отд-ние 3-го лагерного пункта Сиблага ОГПУ, где заключенные занимались строительством дороги. От работы епископ отказался, получал штрафной паек. Его поселили в худшем бараке, среди отъявленной шпаны; чтобы не слышать сквернословия, В. целый день ходил вдоль стены лагеря. Владыка ни с кем не разговаривал, а если что говорил, то непонятное. Врач лагерной больницы М. К. Шитова, сжалившись над архиереем, выписала ему направление в Томскую психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения»; через 2 месяца В. вернули в лагерь, но вскоре его снова отправили в психиатрическую больницу в Томск.

В 1936 г., по окончании срока заключения, епископ и его келейница В. Ловзанская поселились в Томске. Владыка уже не юродствовал, много времени уделял составлению «Записных книжек». В 1948 г. В. и его келейница переехали в Киев. После освобождения из лагеря В. не совершал богослужений, кроме великого водоосвящения на Богоявление, занимался в основном Иисусовой молитвой и чтением св. отцов. По воскресным дням он ходил молиться к киевским святыням, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. В Киеве В. создал жизнеописание старца схиархим. Гавриила (Зырянова), начал составлять жизнеописания прп. Серафима Саровского, нек-рых подвижников XIX в. (Иоанна Босого) и древности (прп. Синклитикии и свт. Григория Акрагантийского). После смерти И. В. Сталина епископу стало казаться, что близки перемены в стране и он сможет уехать на Запад и там издать свои сочинения. К кон. 1961 г. В. все сильнее начал чувствовать приступы слабости и болезни, он сообщил духовным чадам, что больше по внешним вопросам ответов давать не будет, а по духовным отказать не может. За 40 дней ему был открыт день кончины, 17 апр. 1963 г. он позвал к себе духовных дочерей на прощальную беседу. В. погребен на Байковом кладбище в Киеве, чин погребения совершил свящ. Алексий Глаголев.

Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-2718; ИЦ МВД по Новосибирской обл. Ф. 34. Д. 15142.
Соч.: Из виденного и слышанного // Выбор. М., 1990. № 8; Житие свт. Григория Акрагантийского. Симферополь, 1992; По Волге... к Царству Небесному // Дар ученичества. М., 1993. С. 25-137; Однажды ночью // Там же. С. 235-385; Православие / Св.-Троицкий Ново-Голутвин мон-рь. [Коломна], 1995; Основы искусства святости: Опыт изложения правосл. аскетики. Н. Новг., 1995-1998. 4 т.; Опыт правосл. аскетики / Предисл. К. Е. Скурата, свящ. С. Явица // БТ. 1996. Сб. 32. С. 24-119; Тернистым путем к небу: О... жизни старца... схиархим. о. Гавриила. М., 1996; Прп. Синклитикия Александрийская, или Малая аскетика. Н. Новг., 1997.
Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 47-85; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева): В небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999; Кырлежев А. Вторая правда // РМ. П., 2000. № 4342, 23 нояб.
Игум. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Нижегородская и Арзамасская епархия Русской Православной Церкви (1799–1932; с 2 сент. 1990) Варнава (Беляев Николай Никанорович, 1887 - 1963), епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии
См.также:
ВЛАДИМИР (Никольский Василий Степанович; 1829 - 1900), еп. Нижегородский и Арзамасский
ИЕРЕМИЯ (в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 1799 - 1884), еп. Нижегородский и Арзамасский
ИЕРОФЕЙ (Соболев Владимир Иванович; 1936 - 2001), еп. Балахнинский
ИЛИЯ (Быков Николай Петрович; род. 3 апр. 1954), еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский