Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРЛААМ
Т. 6, С. 575-576 опубликовано: 24 ноября 2009г.


ВАРЛААМ

Свт. Варлаам, еп. Суздальский, и прп. Стефан Махрищский. Икона из Махрищского мон-ря. 2000 г.
Свт. Варлаам, еп. Суздальский, и прп. Стефан Махрищский. Икона из Махрищского мон-ря. 2000 г.

Свт. Варлаам, еп. Суздальский, и прп. Стефан Махрищский. Икона из Махрищского мон-ря. 2000 г.
(† 1585, Стефанов Махрищский мон-рь (совр. Владимирская обл.)), свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых), еп. Суздальский и Тарусский.

Его прадед иером. Серапион был современником прп. Стефана Махрищского († 1406), составил о святом первоначальные записи и рассказывал о нем своему правнуку. Буд. иерарх, очевидно, принял постриг в Стефановом Махрищском мон-ре, в 1557-1570 гг. являлся его игуменом. Царь Иоанн IV Грозный пожаловал в 1557 г. 200 р. на возведение в обители каменного храма; при копании рвов во время строительства совершилось обретение мощей прп. Стефана, о чем В. сообщил Московскому митр. св. Макарию, к-рый благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников. В. продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие прп. Стефана описанием совершившихся чудес и рассказами, к-рые слышал от прадеда. Свой труд он представил царю и митр. Макарию. По благословению святителя этот труд рассматривал игум. Даниловского мон-ря Иоасаф, к-рый, прибыв в Махрищский мон-рь, доработал житие и составил службу преподобному. Митр. Макарий благословил их употребление. 14 июля 1557 г., в день памяти прп. Стефана, В. благословил мон. Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить собравшихся в мон-рь богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в мон-рь церковную утварь и сосуды, а царица Анастасия Романовна - облачения на престол. При В. были также поставлены кельи для братии, в обитель поступали вклады, были сделаны приобретения недвижимого имущества. В 1560 г. по благословению митр. Макария В. возрождал запустевший Авнежский в честь Св. Троицы муж. мон-рь и собирал сведения о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авнежских, учеников прп. Стефана. В Авнежском мон-ре стараниями В. были устроены Троицкий храм с приделом вмч. Георгия и Благовещенский храм, трапезная и кельи, обитель была приписана к Махрищскому мон-рю. Игум. Иоасаф, основываясь преимущественно на рассказах В., составил Житие преподобных Григория и Кассиана.

В нач. июня 1570 г. митр. Кирилл хиротонисал В. на Суздальскую кафедру (Сб. РИО. СПб., 1892. Т. 71. С. 673). Возможно, поставление махрищского игумена связано с особым благоволением царя Иоанна Грозного к обители - Махрищский мон-рь был одним из немногих монастырей, к-рые, не входя в «удел», назначенный себе царем, были приняты в опричнину. О благоволении царя к В. говорит также крупный земельный вклад (неск. сел) в суздальский архиерейский дом по погибшем в московском пожаре в 1571 г. кн. И. Д. Бельском (грамота от 20 нояб. 1572). Пожалования такого рода в др. архиерейские дома неизвестны, обычно они делались в мон-ри. В 1578 г. царь дал В. грамоту взамен сгоревшей жалованной грамоты вел. кн. Василия III (1530), в к-рой объем предоставленных льгот был существенно больше, нежели пожалования Василия III; в 1584 г. В. добился подтверждения этой грамоты от царя Феодора Иоанновича.

В. участвовал во мн. важных церковно-гос. событиях: вместе с др. иерархами в 1571 г. ручался пред царем за руководителя земщины кн. И. Ф. Мстиславского; 29 апр. 1572 г. подписал соборный приговор, разрешивший царю Иоанну Грозному вступление в 4-й брак (ААЭ. Т. 1. С. 330, 331. № 284); по-видимому, принимал участие в последовавшей вскоре интронизации митр. Антония, в 1581 г., очевидно, был участником интронизации митр. Дионисия. 15 янв. 1580 г. последовал соборный приговор о церковных и монастырских вотчинах, ограничивший в дальнейшем увеличение недвижимых имуществ Церкви (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 57-59). В. подписал и скрепил своей печатью решения Собора в числе др. епископов. В 1578 г. Суздальский архиерей присутствовал на Соборе, канонизировавшем к местному почитанию прп. Иосифа Волоцкого.

В. был очевидцем чудес, к-рые совершались молитвенным предстательством прп. Евфросинии Суздальской, погребенной в суздальском Ризоположенском жен. мон-ре. Он направился в Москву, чтобы сообщить о них царю и митрополиту, созванный митр. Антонием в 1580 г. Собор причислил прп. Евфросинию к лику святых. Перу В. принадлежит рассказ об обретении им жития преподобной - «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет». В иллюминированных списках Жития прп. Евфросинии встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие прп. Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет житие и канон прп. Евфросинии царю Иоанну Грозному».

Московский летописец называет В. в числе участников венчания на царство в 1584 г. Феодора Иоанновича (ПСРЛ. Т. 34. С. 231). Последним документом, где названо имя В., является соборный приговор от 20 июля 1584 г., подтвердивший решения Собора 1581 г. об ограничении церковных имуществ в последующее время и принявший решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот). В 1584 г. святитель оставил кафедру и удалился на покой в Махрищский мон-рь, попечения о к-ром он не оставлял и во время своего управления Суздальской епархией (делал вклады в 1577 и 1583). Покидая Суздальскую кафедру, В. взял с собой Тихвинский образ Богоматери, впосл. почитавшийся в обители, в XIX в. с ним совершались монастырские крестные ходы.

Память о святителе сохранялась в Махрищском мон-ре. В 1670 г. на вклад царя Алексея Михайловича на гробницу В. был сшит покров и поставлена «свеча деревянная, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому» (Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881. С. 50). В дни кончины В. и его именин в мон-ре всегда творились панихиды. На месте погребения святителя была поставлена гробница, прежде находившаяся под мощами прп. Стефана, отреставрированная в 1906 г., рядом сохранялся архиерейский жезл В. Закрытый в советское время Махрищский мон-рь начал возрождаться в 1993 г., стала возрождаться и память о В. В 2000 г. он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии.

Соч.: О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет // Житие и жизнь блгв. кнж. Еуфросиния Суздальския / Изд. ОЛДП. СПб., 1888. С. 132-148; то же // Георгиевский В. Суздальский Ризположенский жен. мон-рь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900. Прил. С. 59-62.
Ист.: Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10-11; Маштафаров А. В. Суздальский владычный дом в док-тах XVI - нач. XVII в. // Рус. дипломатарий. М., 1999. Вып. 5. С. 79-87.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 279-280, 285-286; Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного муж. мон-ря. Серг. П., 1914. С. 25-34; Колобанов В. А. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 52-53; Дмитриева Р. П. Варлаам (ум. 1586 г.) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Шестаков И. В. Еп. Суздальский Варлаам и Махрищский мон-рь // Рождественский сб. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 89-96; Макарий (Веретенников), архим. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам // ЖМП. 2002. № 7. С. 44-51; он же. Из истории рус. иерархии 2-й пол. XVI в. // Альфа и Омега. М., 2002. № 2 (32). С. 135-149; Андрианова А. Чтобы душа возносилась к Богу: Свято-Троицкая Махрищская обитель вчера и сегодня // Правосл. паломник. М., 2002. № 2 (4). С. 38-39.
Архим. Макарий (Веретенников)
Ключевые слова:
Собор Владимирских святых (23 июня) Московская Русь (XV-XVII) Епископы Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Местночтимые святые Варлаам († 1585 ), епископ Суздальский и Тарусский, святитель (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых)
См.также:
АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.)
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых)
АЛЕКСАНДР еп. Переяславский, свт. (пам. - 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АЛЕКСИЙ († 1390), архиеп. Новгородский (1360 -1388), свт., местночтимый (пам. местн. 3 февр.)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов)
АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых)
АНТОНИЙ († 1336 ), еп. Ростовский, свт. (пам. 28 июля и 23 мая)