Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРБУРГ
Т. 6, С. 556 опубликовано: 23 ноября 2009г.


ВАРБУРГ

[нем. Warburg] Аби (Абрахам Мориц) (13.06.1866, Гамбург - 26.10.1929, там же), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии. Изучал историю искусства в Бонне у профессоров К. Юсти, Г. Тоде, К. Лампрехта (с 1886). Испытал влияние эволюционистских идей Ч. Дарвина, совр. психологии (теория «вчувствования») и в особенности Я. Буркхардта (искусство как один из аспектов всеобщей истории). В 1888 г. учился в Мюнхене, тогда же побывал в Риме, где познакомился с А. Шмарзовым. В Страсбурге защитил дис. ««Рождение Венеры» и «Весна» Сандро Боттичелли: Исследование представлений об античности в итальянском раннем Ренессансе» (1891, изд. 1893). В 1893 г. вернулся в Гамбург, в 1895 г. совершил поездку в США, где в Нью-Мексико знакомился с жизнью индейцев пуэбло «с целью изучения общечеловеческих культурных, мифологических и религиозных корней современной цивилизации». В 1898-1904 гг. во Флоренции занимался праздничной культурой Ренессанса, к-рую рассматривал как обмирщенный языческий вариант средневек. культуры. По возвращении в Гамбург активно способствовал открытию там ун-та, впосл. был избран почетным профессором.

В 1912 г. на Международном конгрессе историков искусства выступил с докладом «Итальянское искусство и интернациональная астрология в Палаццо Скифаноя в Ферраре», сформулировав основные положения иконологии. Классическая мифология для В.- источник символизма для последующих периодов (напр., образ-метафора «нимфа» восходит к античной жен. фигуре и встречается в европ. искусстве всех времен); независимо существуя в истории, образы находятся также в «силовом поле» припоминания и забывания их человеком. Делая акцент на эмоционально-аффектные составляющие творчества, В. пишет о скрытых символах, позволяющих выйти в сферу иррационального, действующего на сознание посредством устойчивых иконографических образов, «формул пафоса» или «подвижных атрибутов» (движение человеческого тела как экспрессия движений души). Истолкование представляет собой не только научную, но и культурно-нравственную задачу: по мысли В., от инстинктивных магических страхов, бессознательных реакций совр. человека, движимого страстями, можно спастись просвещением разума. Поэтому, с т. зр. В., история культуры - это трагическая «психо-история» человеческих проблем, страданий, духовных падений и побед.

Во время первой мировой войны В. изучал агитационную графику периода Реформации, обнаружив в ней не только магическую, но и идеологическую власть языческих образов (для В. стал знаковым факт веры Лютера и его сподвижников в астрологию). Под впечатлением послевоенной разрухи и вслед. нервного истощения, вызванного интенсивной научной работой, в 1918 г. В. оказался в психиатрической клинике в Кройцлингене. По окончании курса лечения в 1923 г. прочел в клинике лекцию о «змеином ритуале», ставшую основой иконологического метода.

С 1926 г. занимался главным проектом своей жизни - иллюстрированным атласом «Мнемозина», представляющим собрание более 1500 изображений, смонтированных на 40 листах-таблицах, призванных облегчить «припоминание» символов и проиллюстрировать картину развития образности в европ. культуре. В этот период складывается б-ка В., к-рую он начал собирать в 1900-х гг. как свод источников по европ. культуре. Она стала культурным и научно-исследовательским центром, вокруг которого сформировался круг единомышленников и последователей В. (в их числе философ Э. Кассирер, историки искусства Э. Панофский, Э. Виндт и др.). В 1933 г., после прихода к власти в Германии фашистов, б-ку В. (ок. 60 тыс. книг) удалось перевезти в Лондон, где она вошла в состав б-ки Лондонского ун-та (т. н. Ин-т Варбурга и Курто).

Открытие идейного и духовного наследия В. в 60-е гг. произошло благодаря усилиям Э. Гомбриха, занимавшего должность директора Варбургского ин-та и составившего на основании ранее не публиковавшихся материалов «интеллектуальную биографию» В.- историка искусства, философа, исследователя европ. цивилизации.

Соч.: Ausgewählte Schriften und Wiirdigungen / Hrsg. D. Wuttke. Baden-Baden, 1980.
Лит.: Gombrich E. Aby Warburg: An Intellectual Biography. L., 1970; Werner H., Syamken G., Warnke A. Die Menschenrechte des Auges: Über Aby Warburg. Fr./M., 1980; Wuttke D. Aby Warburgs Methode als Anregung und Aufgabe: Mit einem Briefwechsel zum Kunstverständnis. Wiesbaden, 19904; Aby Warburg: Akten des intern. Symposions, Hamburg, 1990 / Hrsg. H. Bredekamp, M. Diers, Ch. Schoell-Glass. Weinheim, 1991; Diers M. Warburg aus Briefen: Kommentare zu den Briefkopierbüchern der Jahre 1905-1918. Weinheim, 1991; Porträt aus Büchern: Bibliothek Warburg und Warburg Institute. Hamburg, 1933; L.; Hamburg, 1993; Aby Warburg: «Ekstatische Nymphe… trauernder Flußgott»: Porträt eines Gelehrten / Hrsg. R. Galitz, B. Reimers. Hamburg, 1995.
Свящ. Стефан Ванеян
Ключевые слова:
Историки искусства немецкие Историки культуры Варбург Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), немецкий историк искусства и культуры, один из основателей иконологии Иконология
См.также:
АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт
БАНДМАНН Гюнтер (1917-1975), нем. историк и теоретик искусства
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
БЕЛЬТИНГ Ханс (род. в 1935), нем. историк и специалист по восточнохристианскому иск-ву сред. веков
БЕЛЯЕВ Леонид Андреевич (род. 1948), церк. археолог, ХХ в.
БУАССЕРЕ Сульпиз и Мельхиор, братья, нем. коллекционеры и историки искусства
БУРКХАРДТ Якоб Кристофер (1818 - 1897), швейцар. историк христ. культуры и искусства
БЫЧКОВ Виктор Васильевич (род. 1942), специалист в области правосл. эстетики и совр. художественной культуры