Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАЛЬДА ТЕНСАЭ
6, С. 539-540 опубликовано: 21 ноября 2009г.


ВАЛЬДА ТЕНСАЭ

Вáльда Тенсáэ [эфиоп.      - сын Воскресения], эфиоп. богослов кон. XVII - нач. XVIII в. Был учеником эфиоп. богослова аввы Евстафия (XVII в.) из мон-ря Азэзо, построенного еще иезуитами в 1621 г. и названного Ганата Иясус, т. е. «сад Иисусов». В это время внутри Эфиопской Церкви разгорелся ожесточенный христологический спор о «соединении» и «помазании». На Соборе в 1681 г. одни утверждали, что соединение Божества и человечества во Христе есть объективное условие для помазания человечества Христова Св. Духом, вслед. этого человечество восстанавливается в прославленном состоянии. Др. полагали, что через помазание Св. Духа, предшествующее соединению, Христос становится единым существом, Сыном Божиим по природе. Расколов эфиоп. духовенство, этот спор стал угрожать и расколом общества. Понимая опасность такого развития и для Эфиопской Церкви, и для христ. царства, эфиоп. царь Иясу I созвал в апр. 1697 г. Собор для преодоления раскола, где В. Т. вместе со своим братом Тээмэрте попытались примирить враждующих, выдвинув тезис о соединении через помазание.

Выдающийся рус. историк Церкви В. В. Болотов оценил богословскую позицию В. Т. достаточно высоко. По его мнению, формула В. Т. устраняет предмет спора, поскольку «соединение» и «помазание» - это одно и то же. По его словам, «помазание» означает только способ, которым соединились 2 естества во Христе, и «из двух естеств Христос стал единым «бахрый», тем единым естеством-лицом, какое монофизитская церковь исповедует в Нем по соединении» (Болотов. С. 787-788). Однако царь Иясу I не воспользовался формулой В. Т. для разрешения спора. Идя навстречу большинству на Соборе, царь арестовал В. Т. и его брата и отослал их к митр. Марку для последующих отлучения и ссылки; братья покаялись и отлучению не подверглись, но были оставлены под надзором при митрополичьей резиденции. Однако, созывая Собор за Собором, царь не мог прекратить этой распри и, раздраженный неудачами, прибег к репрессиям против непримиримого духовенства, что кончились для него трагически: в 1706 г. он был низложен своим сыном Такла Хайманотом и вскоре убит. Новый царь в 1707 г. созвал специальный Собор по поводу тезиса В. Т. и его единомышленников. В. Т. был осужден Собором, отлучен и отдан мусульм. работорговцу для продажи на невольничьем рынке в Массауа.

Ист.: Guidi I. Annales Iohannis I, Iyasu I, Bakaffa. P., 1903. P. 189-190, 193. (CSCO. Aethiop.; 5); Basse R. Études sur l'histoire d'Éthiopie. 1. Part.: Chronique éthiopienne d'après un manuscrit de la Bibliothèque Nationale de Paris // J. Asiatique. 1881. T. 18. P. 374-375; Dombrowski F. A. Tanasee 106: Eine Chronik der Herrscher Äthiopien // Äthiopistische Forschungen / Hrsg. von E. Hammerschmidt. Wiesbaden, 1983. Bd. 12. Tl. A. S. 82; Эфиопские хроники XVII-XVIII в. / Введ., пер. с эфиоп. и коммент. С. Б. Чернецова. М., 1989. C. 85, 126, 165, 168.
Лит.: Болотов В. В. Богословские споры в Эфиопской Церкви // ХЧ. 1888. № 7/8. С. 30-62; № 11/12. С. 775-832; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII в. М., 1990. C. 272-274.
С. Б. Чернецов
Ключевые слова:
Эфиопская Церковь. История Вальда Тенсаэ, эфиопский богослов (кон. XVII - нач. XVIII в.) Богословы эфиопские
См.также:
АБДУН († ок. 1086), самозваный митрополит Эфиопский
АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава
АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви
АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви
АККАБЕ-СААТ один из высших титулов в Эфиопской Церкви
АКСУМ столица Аксумского царства