Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАЙОЦ-ДЗОР
Т. 6, С. 498-499 опубликовано: 11 ноября 2009г.


ВАЙОЦ-ДЗОР

Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг.
Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг.

Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг.
художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в.

Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения.

Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в.
Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в.

Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в.
Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

Среди талантливых мастеров В.-д. были строители Сиранес, Ваграм, но наиболее был известен зодчий, скульптор-монументалист и худож.-миниатюрист Момик (рубеж XIII-XIV вв.). кроме архитектуры и скульптурного убранства церкви в Арени, 2 хачкаров в мон-ре Нораванк (один датирован 1308), в исполнении к-рых проявились его мастерство и любовь к геометрическим мотивам, а также иллюминированных Евангелий 1292 и 1302 гг. (Матен. 2848; 6792) ему приписывают ряд др. произведений.

Крупнейшим центром рукописной книги В.-д. являлся мон-рь Гладзор, где ок. 1282 г. был создан ун-т. Кроме Момика здесь творили др. известные художники, в т. ч. Торос Таронаци, чьи произведения отличаются яркими насыщенными красками, динамичным рисунком фигур, образами фантастических животных и орнаментом (Евангелие Есаи Нчеци, 1307 г.- Венеция, б-ка мон-ря Сан-Ладзаро, № 1917; Библия Есаи Нчеци, 1318 г., и Евангелие, 1323 г.- Матен. 206, 6289). Выходцем из Гладзора был Авак, бродячий художник, долгое время живший в Иране (Евангелие, 1329 г.- Матен. 7650). В разной мере в творчестве этих художников В.-д. отразилось влияние киликийской школы, искусства византии и лат. Запада. Традиции художественной школы мон-ря Гладзор во 2-й пол. XIV в. были продолжены в мон-ре Татев на юго-востоке обл. Сюник; развитие зодчества В.-д. прервалось почти на 3 века.

Лит.: Лалаян Е. Вайоц-дзор: Знаменитые мон-ри // Азгагракан андес. Тифлис, 1906. Кн. 26 (на арм. яз.); Овсепян Г. Е. Хахбакяны или Прошяны в истории Армении. Антилиас, 1969 (на арм. яз.); Аветисян А. Гладзорская школа армянской миниатюры. Ереван, 1971 (на арм. яз.); Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 137 сл.; Мнацаканян С. Х. Сюникская школа армянского зодчества. Ереван, 1966 (на арм. яз.); Матевосян К. А. Момик. Ереван, 1999 (на арм. яз.).
А. Ю. Казарян