Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОРИС
Т. 6, С. 37-38 опубликовано: 15 июня 2009г.


БОРИС

Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА)
Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА)

Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА)
(Плотников Владимир Владимирович; 1855, Красноярск - 18.11.1901, Гурзуф), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Род. в семье столоначальника Красноярского духовного правления, окончил Томскую ДС. В 1876 г. поступил в КазДА, к-рую окончил в 1880 г. со степенью канд. богословия. В период обучения в академии занимался у известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ. Собирался посвятить себя миссионерской деятельности в Японии под рук. свт. еп. Николая (Касаткина), но не принял монашества, необходимого для работы в миссии, и отказался от поездки. 27 авг. 1880 г. поступил в Томскую ДС преподавателем словесности, истории лит-ры и логики, временно преподавал также гомилетику, лат. и греч. языки. С 1884 г. доцент КазДА по кафедре метафизики. В 1885 г. защитил дис. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», написанную под рук. проф. И. Я. Порфирьева, решением Святейшего Синода от 30 мая 1886 г. утвержден магистром богословия. 29 марта 1886 г. еп. Чебоксарским Кириллом (Орловым) пострижен в монашество, 10 апр. рукоположен во иеродиакона, 12 апр.- во иеромонаха. Указом Святейшего Синода от 17 окт. 1886 г. переведен инспектором в МДА, где читал «Введение в курс богословских наук». С 26 окт. 1886 г. архимандрит. С 22 мая 1887 г. цензор ж. «Троицкие листки». В 1888 г. назначен ректором Киевской ДС, также являлся редактором ж. «Руководство для сельских пастырей» и председателем комитета по изданию ж. «Воскресное чтение». Решением Святейшего Синода переведен в С.-Петербург, в апр.-окт. 1892 г. исполнял обязанности старшего цензора С.-Петербургского комитета духовной цензуры и члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. С 30 окт. 1892 г. ректор СПбДА, с 15 дек. 1892 г. член синодальной комиссии для переговоров о присоединении старокатоликов к правосл. Церкви. Из-за слабого здоровья по рекомендации врачей начал хлопотать о переводе из С.-Петербурга. 2 дек. 1893 г. получил назначение настоятелем посольской церкви в К-поле. Самостоятельно выучил новогреч. язык, интересовался общей ситуацией на правосл. Востоке, много общался с представителями греч. духовенства (с К-польскими Патриархами Неофитом VIII, Анфимом VII и др.). В февр. 1899 г. вернулся на должность ректора СПбДА.

9 мая 1899 г. Б. был хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, хиротонию возглавил митр. С.-Петербургский Антоний (Вадковский). Решением Святейшего Синода от 20 янв. 1899 г. Б. был назначен постоянно присутствующим в Синоде и председателем Училищного совета при Синоде. В июне 1901 г. из-за ухудшения здоровья уехал в Костромскую губ., в авг. того же года - в Крым, где скончался от приступа астмы. Погребен в Исидоровской ц. Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (захоронения церкви были перенесены или уничтожены в 30-х гг. ХХ в.). Б. состоял членом имп. Палестинского правосл. об-ва, Церковно-археологического об-ва при КДА, мн. др. об-в и академий. Награжден орденами Российской империи, серб. орденом св. Саввы 3-й степени, знаком имп. Палестинского правосл. об-ва. По отзывам современников, был человеком простым, добрым, очень сдержанным, застенчивым и немногословным. Вместе с тем обладал даром красноречия, имел феноменальную память и блестящие способности к языкам.

Б. отличался широтой научных интересов, занимался пастырским и нравственным богословием, метафизикой, экзегетикой, апологетикой, церковной историей, филологией, философией, педагогикой. Разнообразие его интересов определялось присущим Б. стремлением согласовывать идеалы знания и истины веры в научных трудах. Наиболее значительным из трудов Б. является соч. «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности», к-рое охватывает более чем тысячелетний период визант. истории. В этом труде Б. продемонстрировал прекрасное знание новейшей историографии, святоотеческой и классической лит-ры. В круг общения Б. входили крупнейшие представители рус. богословской науки кон. XIX - нач. XX в., среди корреспондентов Б. были митрополиты Антоний (Вадковский) и Антоний (Храповицкий), рус. и греч. архиереи, К. П. Победоносцев, В. К. Саблер, Е. П. Аквилонов, Н. Я. Беляев, В. В. Болотов, Н. Н. Глубоковский, Н. Я. Грот, А. Ф. Бычков, А. П. Лебедев, Ф. И. Успенский и др. Работы Б. публиковались в журналах «Православное обозрение», «Православный собеседник», «Труды Киевской Духовной Академии», «Руководство для сельских пастырей» и др. Часть творческого наследия Б. осталась в рукописях.

Арх.: РНБ ОР. Ф. 91 [Борис (В. В. Плотников)]; НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 63 [канд. соч. «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию»].
Соч.: Заметки по сравнительной мифологии М. Мюллера. Воронеж, 1880; Среднеболгарский служебник 1532 г.: Опыт палеографически-глоттологического исслед. Воронеж, 1880; Вопрос о классике. Каз., 1884; Из церковно-общественной жизни в Сибири: Сб. ст. Томск, 1884; История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: Периоды 1-й и 2-й. Каз., 1885, 1890; Задачи метафизики: Введ. в курс метафизики: (По B. Bowne'y). Х., 1888; Космология, или Метафизическое учение о мире: (По B. Bowne'y). М., 1888-1889. 2 вып.; Основные принципы научной теории литературы. Воронеж, 1888; Об изучении истории просвещения вообще и истории лит-ры в особенности. Воронеж, 1889; О начале мира. М., 1889; Опыт объяснения 49-й главы книги Бытия. М., 1889; Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравн. языкознания. Воронеж, 1890; Об изучении истории просвещения вообще и истории лит-ры в особенности. Воронеж, 1890; Об изучении церковной истории. К., 1890; О невозможности чисто физиологического объяснения душевной жизни человека. Х., 1890; Общее введ. в круг богословских наук. К., 1890; Зап. по пастырскому богословию. К., 1892. 4 вып.; В чем искать счастья в жизни. СПб., 18932; Очерки по истории просвещения в период византийский. К., 1893. Вып. 1.
Лит.: Троицкий И. Г. Памяти преосв. Бориса: Преосв. Борис как ученый // ХЧ. 1901. Т. 212. Ч. 2. С. 926-929; Пальмов И. С. Некот. восп. о преосв. еп. Борисе // Там же. С. 929-942; Шавельский Г., свящ. Преосв. Борис в отношении к студенчеству // Там же. С. 942-947; Бродович И. Прощание ректора КДА преосв. Бориса с Академией и духовенством в г. Киеве. К., 1902.
А. И. Алексеев
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Богословы русские Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855 - 1901), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Санкт-Петербургская и Ладожская епархия Русской Православной Церкви (1892-1914; с 25 сентября 1991) Ямбургское викариатство Санкт-Петербургской епархии
См.также:
АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 1861-1918), еп. Ямбургский, вик. Санкт-Петербургской епархии
ВИССАРИОН (Нечаев Василий Петрович; 1822 - 1905), еп. Костромской и Галичский
ГЕДЕОН (Покровский Герасим; 1844-1922), епископ Владикавказский и Моздокский
ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель
ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский