Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛИЙ
Т. 7, С. 94-96 опубликовано: 26 ноября 2009г.


ВАСИЛИЙ

(Родзянко Владимир Михайлович; 9.05.1915, имение Отрада Новомосковского у. Екатеринославской губ.- 17.09.1999, Вашингтон), еп. Сан-Францисский и Запада (The Diocese of the West) Православной Церкви в Америке (ПЦА), проповедник и богослов, педагог, публицист, деятель правосл. движения.

Свящ. Василий Родзянко. Фотография. 50-е гг. XX в.
Свящ. Василий Родзянко. Фотография. 50-е гг. XX в.

Свящ. Василий Родзянко. Фотография. 50-е гг. XX в.

Род. в дворянской семье, давшей России в XIX-XX вв. неск. видных деятелей на военном и гражданском поприще. Дед, М. В. Родзянко (1859-1924), был председателем 3-й и 4-й Гос. Думы Российской империи, затем Временного комитета Гос. Думы. Отец, М. М. Родзянко (1884-1956),- выпускник Московского ун-та, автор соч. «Правда о Зарубежной Церкви (по документальным и личным воспоминаниям)» (1954); мать - Е. Ф. Родзянко (урожд. баронесса Мейендорф, 1883-1985); протопр. Иоанн Мейендорф - троюродный брат В. по материнской линии. Владимир был 4-м ребенком в семье, где было 8 детей; одна из его сестер стала женой внука Л. Н. Толстого, гр. В. М. Толстого, другая была замужем за прот. Cергием Чертковым, настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране.

В 1920 г. семьи М. В. и М. М. Родзянко были вынуждены покинуть Россию и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, вначале в Панчеве, затем в Беодре (ныне Ново-Милошево, Воеводина), где умер М. В. Родзянко. В 1925-1933 гг. Владимир учился в 1-й Русско-сербской классической гимназии в Белграде; пользовался особым покровительством митр. Антония (Храповицкого), c к-рым состоял в дальнем родстве. В 1926 г. познакомился с иером. Иоанном (Максимовичем) (впосл. архиеп. Сан-Францисский РПЦЗ), оказавшим на него огромное духовное влияние. В 1933-1937 гг. учился на богословском фак-те Белградского ун-та и окончил его со степенью канд. богословия. В то время его и членов его семьи окормляли священники, находившиеся в юрисдикции Зарубежного Синода Русской Церкви.

Проживая в Беодре, Белграде, Нови-Бечее, В. Родзянко встречался с такими церковными деятелями и подвижниками, как архим. Иустин (Попович), проф. Белградского ун-та (в 1993 прославлен Сербской Православной Церковью (СПЦ) как преподобный), еп. Камчатский Нестор (Анисимов). В авг. 1937 г., по завершении образования на богословском фак-те, В. Родзянко вступил в брак с М. В. Колюбаевой, дочерью священника, сумевшего с семьей нелегально покинуть СССР. В 1937-1939 гг. по благословению священноначалия СПЦ, получив стипендию от англикан. Церкви, Родзянко продолжил образование в аспирантуре при Лондонском ун-те, где изучал зап. вероисповедания и теологию, писал дис. на тему «Пресвятая Троица и Ее образ - человечество». Во время обучения в аспирантуре он познакомился с англичанином архим. Николаем (Гиббсом), бывш. учителем царских детей, принял участие в деятельности Албания мученика и преподобного Сергия содружества. По получении диплома в 1939 г. был приглашен в Оксфорд для чтения курса лекций по рус. богословию. Однако этому помешала начавшаяся вторая мировая война. Интернированный на протяжении нек-рого времени в Великобритании, В. Родзянко в нач. 1940 г. возвратился в Югославию. Здесь он преподавал Закон Божий в сербско-венг. школе в Нови-Саде.

30 марта 1941 г. в рус. Свято-Троицкой ц. в Белграде Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем) Родзянко был рукоположен во иерея и назначен на серб. приход при средней школе в Нови-Саде; служил он также и на др. серб. и рус. cельских приходах Бачской епархии. Добрые отношения у него сложились с еп. Бачским Иринеем (Чиричем). После оккупации Воеводины венг. и нем. войсками правосл. жители края, сербы и русские, подверглись жестоким репрессиям. Свящ. Владимир принимал участие в серб. сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой укр. девочку. Предложение об окормлении одной из частей Русского охранного корпуса в Югославии, созданного по благословению митр. Анастасия (Грибановского), было им отклонено, он старался не принимать участие в политике.

После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с И. Б. Тито рус. эмигранты начали выезжать в др. страны, многие, в т. ч. и родственники о. Владимира, вернулись в СССР. Нек-рые из рус. клириков переходили в юрисдикцию СПЦ. О. Владимир, будучи клириком СПЦ, остался на своем приходе, был законоучителем в серб. средних школах в Суботице и секретарем рус. миссионерского совета местного отд-ния Красного Креста. Через эту орг-цию он помогал людям выехать на Запад. После кончины митр. Антония о. Владимир во многом пересмотрел свое отношение к Зарубежной Церкви. 3 апр. 1945 г. он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), в к-ром сообщал о своем желании служить РПЦ. В 1947 г. о. Владимиру поступило предложение oт Н. М. Зёрнова, секретаря содружества, стать духовником этого об-ва и настоятелем храма в Доме свт. Василия Великого в Лондоне, однако в то время о. Владимир его не принял. В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 г. о. Владимир, окормлявший 2 прихода, был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудотворном обновлении икон в его храме). Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями Архиепископа Кентерберийского Дж. Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 г. о. Владимир был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 г. В 1953 г. по приглашению еп. Николая (Велимировича; впосл. канонизирован СПЦ), проживавшего тогда в Лондоне, о. Владимир переехал в Великобританию и стал 2-м священником в кафедральном соборе во имя свт. Саввы Сербского Западноевропейской епархии СПЦ (р-н Ноттинг-Хилл в Лондоне). Дружественные отношения сложились у него с Сербским королевским домом в изгнании. О. Владимир был знаком со мн. известными людьми, в т. ч. c А. Ф. Керенским, к-рого исповедал во время тяжелой болезни.

Михаил Михайлович и Елизавета Федоровна Родзянко с детьми. Стоят (слева напрво): Елена, Олег, Владимир, Елизавета. Сидит: Александра. Фотография. 1929 г.
Михаил Михайлович и Елизавета Федоровна Родзянко с детьми. Стоят (слева напрво): Елена, Олег, Владимир, Елизавета. Сидит: Александра. Фотография. 1929 г.

Михаил Михайлович и Елизавета Федоровна Родзянко с детьми. Стоят (слева напрво): Елена, Олег, Владимир, Елизавета. Сидит: Александра. Фотография. 1929 г.

Свящ. Владимир поступил на работу в русскоязычную службу брит. радиовещательной корпорации Би-би-си. В 1955 г. по его предложению было открыто религ. радиовещание на СССР и Вост. Европу; в этих передачах транслировались богослужения на двунадесятые праздники из рус. Свято-Успенского собора в Лондоне, звучали богословские беседы и проповеди, давалась подробная информация о событиях религ. жизни в мире; передачи стали настолько популярны, что руководство корпорации приняло решение сделать их еженедельными. О. Владимир также выступал с проповедями на радио Ассоциации «Славянская Библия», «Голос Православия» в Париже и на Радио Ватикана. Он преподавал богословие в Оксфордском ун-те, в Свято-Сергиевском богословском ин-те в Париже, участвовал в различных межхрист. проектах и мероприятиях, по линии Содружества мч. Албания и прп. Сергия читал лекции по различным богословским вопросам. Познакомился с буд. митр. Сурожским Антонием (Блумом). Темы исследований свящ. Владимира касались таких вопросов, как учение о Пресв. Троице, различие в подходах к пониманию исхождения Св. Духа в Вост. и Зап. Церкви, учение о Царстве Небесном, апологетика, значение Божественной литургии, рус. духовность, место молитвы, особенно Иисусовой, в жизни христианина, творение и эволюция, творчество Ф. М. Достоевского, Туринская плащаница и др.

В 1961 г. он участвовал в составе делегации СПЦ в 3-й Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия), где впервые встретился с еп. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), буд. Патриархом Московским и всея Руси. С тех пор отношения между ними всегда оставались близкими и добрыми. О. Владимир стремился присутствовать на тех конференциях и встречах, организаторами или участниками к-рых были представители РПЦ. В 1968 г. совместно с католич. аббатством в Амплфорте в графстве Йоркшир (где находится одна из лучших частных школ Англии) им была основана Всеправославная школа для студентов всех правосл. юрисдикций в Европе. В том же году он создал правосл. братство свт. Cимеона Нового Богослова, при к-ром действовал приют для серб. детей, и основал журнал. В братстве его заместителем нек-рое время был буд. еп. Сергиевский Василий (Осборн).

В марте 1978 г. cкончалась супруга о. Владимира, в том же году в автокатастрофе погиб cтарший внук. В 1979 г. о. Владимир ушел с работы на радиостанции Би-би-си, после чего митр. Сурожский Антоний постриг его в монашество с именем Василий в честь свт. Василия Великого. В. собирался отправиться на Св. Гору Афон, но в кон. 1979 г., получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа (Джорича), был принят в юрисдикцию ПЦА и определен быть викарием ее Предстоятеля. 12 янв. 1980 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев архим. В. был хиротонисан во епископа Вашингтонского. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор. В нояб. 1980 г. В. был назначен на кафедру Сан-Франциско, служил в кафедральных соборах Пресв. Богородицы в Лос-Анджелесе и Св. Троицы в Сан-Франциско.

Василий (Родзянко), еп. Сан-Францисский. Фотография. 90-е гг. XX в.
Василий (Родзянко), еп. Сан-Францисский. Фотография. 90-е гг. XX в.

Василий (Родзянко), еп. Сан-Францисский. Фотография. 90-е гг. XX в.

25 апр. 1984 г. В. ушел на покой и поселился в Вашингтоне, где стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. В. возобновил регулярное вещание на СССР. Он преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской ДС, сотрудничал с протопр. Александром Шмеманом и протопр. Иоанном Мейендорфом, др. видными богословами рус. эмиграции.

В нояб. 1981 г., после более чем 60-летнего перерыва, В. побывал на родине. C тех пор по частным приглашениям он неоднократно посещал Россию и Украину (в особенности с началом политики перестройки в стране), встречался с буд. Патриархом Алексием, со мн. иерархами, cвященниками и мирянами, сопровождал правосл. паломников из Америки, 28 июля 1988 г. принимал участие в епископской хиротонии Марка (Петровцы; в наст. время архиеп. Каширский, управляет Патриаршими приходами в Канаде). Также появилась возможность вновь посетить Сербию. В 90-х гг. еженедельные проповеди, произнесенные им в Вашингтоне, транслировались по российским теле- и радиоканалам; в Москве он проводил катехизаторские беседы в прямом эфире (Моя судьба: Серия видеофильмов / Cтудия учеб.-просвет. фильмов Ун-та Наталии Нестеровой. М., 1998-1999). В. произнес множество проповедей в Сретенском муж. мон-ре и в храме Малое Вознесение в Москве, почетным настоятелем к-рого он являлся. Читал лекции в Cретенском высшем правосл. монастырском уч-ще, в МДА и МДС, в РПУ и ПСТБИ. За миссионерскую и просветительскую деятельность В. был удостоен ордена свт. Иннокентия, митр. Московского. По благословению Патриарха Алексия II в 1998 г. В. стал деканом правосл. богословско-философского фак-та Нового гуманитарного ун-та в Москве, однако приступить к своим обязанностям не смог по причине болезни. До последних своих дней он окормлял правосл. эмигрантов в Вашингтоне и окрестностях, занимался делами серб. приюта в Амплфорте, куда им были направлены все средства, полученные за 26 лет работы на Би-би-си.

В отношении ко всем В. был открыт и искренен, стяжал дары пастырской любви и молитвы, был опытным духовником. Особое внимание он уделял окормлению молодежи и был любим ею.

23 сент. 1999 г. митр. Феодосий (Лазор) возглавил отпевание В. в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. В отпевании участвовало многочисленное духовенство при большом стечении молящихся. В. похоронен на городском кладбище в Вашингтоне.

Cоч.: Краткая история раскола в Русской Церкви заграницей и попытки к его прекращению. 1935. Ркп.; Взаимоотношения Церкви и Государства в СССР: (Докл., прочит. в Суботице 25.02.1948). П., 1949; Церковь или папа? // ВРЗЕПЭ. 1953. № 16. С. 207-222; Как разрешить проблему «филиокве»? // Там же. 1955. № 16. С. 259-277; Historic Decisions by the Church in Russia // Syndesmos. Ser. 2. 1960. № 10 (July); On the Calendar Change // The Orthodox Church. 1982. Dec.; Экклезиологические отклонения наших дней // ЖМП. 1995. № 6/8. С. 67-70; Экклезиология, которая расчленяет Церковь // Единство Церкви / ПСТБИ. М., 1996. С. 85-87; О границах Церкви // Там же. С. 227-230; Теория распада Вселенной и вера отцов. М., 1996.
Лит.: Польский М., прот. Каноническое положение высшей церк. власти в СССР и Заграницей. Джорд., 1948; Троицкий C. В. О неправде Карловацкого раскола. П., 1960; Граббе Г., протопр. Правда о Русской Церкви на Родине и Зарубежом. Джорд., 1961; РПЦЗ. 2 т.; Witham L. Rodzianko: an Orthodox Journey from Revolution to Millenium, 1917-1988. Lanham (MD), 1990; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994п; Поповић Р., jереj. Српска Црква у историjи. Србиње; Београд, 1997; Живоjиновић Д. Р. Српска Православна Црква и нова власт: 1944-1950. Београд, 1998; Вечная память: Еп. Василий Родзянко // АиО. М., 2000. № 1 (23). С. 385-389; Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000; Цурганов Ю. C. Неудавшийся реванш: Белая эмиграция во Второй мировой войне. М., 2001; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. М., 2002; www.oca.org [Электр. ресурс].
А. М. Катаев
Ключевые слова:
Духовные писатели русские Экклезиология Богословы русские Русское зарубежье Василий (Родзянко Владимир Михайлович; 1915-1999), епископ Сан-Францисский и Запада Сан-Францисская и Западно-Американская епархия Православной Церкви в Америке Епископы Православной Церкви в Америке
См.также:
ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АНАТОЛИЙ (Мартыновский Августин Васильевич; 1793-1872), архиеп. Могилевский и Мстиславский
АНДРЕЕВ Иван Михайлович (наст. фам. Андреевский; 1894-1976), духовный писатель, богослов, филолог
БОБРИНСКИЙ Борис Алексеевич (род. в 1925 г.), протопресв., богослов
БУЛГАКОВ Сергий Николаевич (1871- 1944), прот., экономист, философ, богослов
ВАСИЛИЙ (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861-1933), архиеп. Каневский, вик. Киевской епархии
ВЕРХОВСКОЙ Сергей Сергеевич (1907 - 1986), богослов
ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель
ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов
ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог
ЕЛЬЧАНИНОВ Александр Викторович (1881 - 1934), свящ., духовный писатель
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881 - 1972), прозаик, мемуарист, переводчик, общественный деятель