Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ
Т. 7, С. 702-704 опубликовано: 19 августа 2009г.


ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

[греч. Πίστις, ᾿Ελπίς, ᾿Αγάπη, Σοφία; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia] († ок. 120 или ок. 137), мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова С. воспитала в благочестии 3 дочерей, к-рым дала имена, соответствующие 3 христ. добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. В. было 12 лет, Н.- 10, Л.- 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом С. призывала их быть стойкими и не бояться мук. С. погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на 3-й день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресв. Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (совр. Милан) и С. приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима.

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ)
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ)

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ)

По мнению болландистов, эти мученицы не были реальными личностями, а представляли собой аллегории, персонификации христ. добродетелей. Упоминания о них отсутствуют в древнейших мартирологах; наиболее ранними свидетельствами их почитания являются 2 описания паломничеств VII в. (Зальцбургский и Малмсберийский итинерарии) и относящаяся ко времени папы Григория I Великого (590-604) «Notula oleorum» из Монцы, содержащая перечень ампул с лампадным маслом от гробниц мучеников, принадлежавших лангобардской кор. Теоделинде. В «Notula oleorum» указано, что гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находятся в крипте, на кладбище св. Панкратия, на Аврелиевой дороге, могила мучениц Sapientia, Fides, Spes и Caritas - на кладбище св. Каллиста, на Аппиевой дороге, между гробницами мучениц Сотириды (пам. греч. 11 февр.) и Цецилии (Кикилии) (пам. 22 нояб.). Предполагают, что речь идет о др. группе одноименных мучениц (Ф. Х. Мёрфи).

Почитание мучениц широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Их житие, возникшее в VII-VIII вв., известно в лат. (BHL, N 2966-2973), греч. (BHG, N 1637х - 1639), сир., арм. и груз. версиях (BHO, N 1082-1085). На Руси получило распространение греч. дометафрастово житие (BHG, N 1637у).

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Фрагмент резной иконки из Покровского суздальского мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ГВСМЗ)
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Фрагмент резной иконки из Покровского суздальского мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ГВСМЗ)

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Фрагмент резной иконки из Покровского суздальского мон-ря. 1-я четв. XVI в. (ГВСМЗ)

Мощи мучениц из гробницы на Аврелиевой дороге были перенесены Римским папой Павлом I (757-767) в построенную им ц. св. Сильвестра на Марсовом поле; в 756 или 758 г. часть их была подарена мон-рю св. Иулии в Брешии, основанному лангобардским кор. Дезидерием. В 777 г. мощи были перенесены Страсбургским еп. Ремигием из Рима в Эшо (Эльзас), где находятся до наст. времени. Эшо сделался центром распространения почитания мучениц в Германии. В Х в. в честь них нем. мон. Гросвитой была написана драма «Sapientia».

В большинстве зап. календарей память мучениц отмечена 30 сент., в Мартирологе Узуарда - 1 авг. (MartUsuard. P. 276), в Римском Мартирологе - дочери указываются 1 авг., а С.- 30 сент. (MartRom. P. 318, 428).

В совр. греч. и рус. календарях их память празднуется 17 сент., хотя в древнейших визант. памятниках в этот день отмечалась память мучениц С. и Ирины. В Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. T. 1. P. 38, 356) и в нек-рых синаксарях (напр., Paris. gr. 1587, XII в.) память С. и ее дочерей относилась к 1 авг. В Минологии имп. Василия II кон. Х в. краткое житие мучениц помещено под 16 сент. (PG. 117. Col. 53).

В переводах, выполненных в Болгарии и Др. Руси, имена дочерей были заменены слав. эквивалентами, что прочно вошло в традицию, несмотря на сохранение греч. форм их имен в ряде последующих переводов (напр., нестишной Пролог 2-й редакции). В нек-рых рукописях была предпринята попытка перевода имени Софии - «Премудрость» (напр., Карпинское Евангелие. Л. 142 об., XIII в.).

В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ - под 30 июля и 17 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R., Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica // VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76.
Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia // LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape // BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150.
О . В . Л .

Гимнография

Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан (Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения.

Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφίας τῆς σεμνῆς, ἱερώτατοι κλάδοι, ἡ Πίστις καὶ ᾿Ελπίς, καὶ ᾿Αγάπη» (         ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τῆς σοφίης ἀρίδηλα καὶ ἀγλαὰ τέκνα λιγαίνω» (      ), ирмос: «Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος» (   ), нач.: «Τῆς ὑπερκοσμίου σου Χριστὲ καὶ τῆς ἀφράστου σοφίας» (       ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир (Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: «          »).

Иконография

В визант. искусстве В., Н., Л. преимущественно изображались как молодые мученицы, С.- немного старше; облачены в хитоны, головы покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы В., Н. и Л. накинуты белые узорчатые платы (как в ц. Св. Софии на о-ве Китира (Греция), посл. треть XIII в.); руки сложены в жест приятия благодати (перед грудью, ладони развернуты вовне) или держат кресты. Возраст дочерей С. не подчеркивался, этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества. В поствизант. период, в основном в древнерус. иконописи, наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена С., впереди нее (иногда под ее мафорием) 3 небольшие фигурки малолетних дочерей (новгородская икона 1-й пол. XVI в. (ГТГ); костяная иконка 1-й четв. XVI в., Москва (ВСМЗ); икона XVII в. (ЦМиАР); икона 1685 г., мастер Карп Золотарёв, Москва, Оружейная палата (ГИМ)). Существуют неск. вариантов изображений: в большинстве храмовых росписей и в иконописи они представлены вместе стоящими в рост, напр., в сцене мучения или в отдельной композиции; существуют и одиночные образы (в рост, оглавно или по грудь в медальонах), особенно в составе избранных святых (С.- в ц. Поликарпа на о-ве Китира, XIII в.; Н.- на иконе «Сретение иконы Богоматери Казанской», 40-60-е гг. XIX в., Екатеринбург).

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78)
Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78)

Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 78)

Изображения мучениц сохранились в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 43, 976-1025 гг.), на иконе кон. XI- 1-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; в ц. Богоматери в Грачанице, 1321 г., на миниатюре из Минология (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 9v, 1327-1340 гг.), в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.- везде в мучении; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 253r, 3-я четв. XI в.), в кафедральном соборе в Монреале (о-в Сицилия, Италия), 1180-1190 гг. и в греко-груз. рукописи (РНБ. 0. I. 58. Л. 78, XV в.) - вместе в рост; в Палатинской капелле (о-в Сицилия), 50-60-е гг. XII в.,- в рост на столпах; в ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1316-1318 гг.- вместе оплечно; в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.,- Н. погрудно (изображенных рядом мучениц можно идентифицировать как ее сестер и С.).

В западноевроп. искусстве С. часто предстает как матрона, увенчанная короной (фреска IX-X вв. в Гротта-дель-Сальваторе, Валлерано, Италия); перед ней - фигурки дочерей, держащих символические предметы: меч, свиток с именами, пальмовую ветвь (икона 1460 г., Нац. музей в Варшаве). В., Н., Л. могли изображаться и без С. (фреска XV в., Кёльнский собор).

Лит.: Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Gréce: L'ile de Cythère. Athénes, 1997. p. 286-291, 292-297. pl. 1, 2, 4; Уральская икона. Екатеринбург, 1998. Кат. 276; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат. 111. С. 302-303.
Н . В . Герасименко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Вера, Надежда, Любовь и София мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при императоре Адриане
См.также:
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)
АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)
АЗА ЧУДОТВОРЕЦ, 150 ВОИНОВ († ок. 305), и др., мученики Исаврийские (пам. 19 или 20 нояб.)
АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая)
АКИЛИНА († 293), мц. Библская (пам. 13 июня)