Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАСИЛЬЕВСКИЙ
Т. 7, С. 237-238 опубликовано: 18 октября 2009г.


ВАСИЛЬЕВСКИЙ

Михаил Николаевич (6.11.1873, с. Васильевка Керенского у. Пензенской губ.- после 1932), церковный деятель, исследователь старообрядчества. Из семьи диакона. Окончил Пензенскую ДС (1895), затем КазДА (1899) со степенью канд. богословия за соч. «Правительственные отношения к расколу в царствование императора Николая I». В 1899-1900 гг. являлся профессорским стипендиатом по кафедре истории и обличения рус. раскола старообрядчества, был учеником проф. Н. И. Ивановского. В 1900 г. за курсовое сочинение советом КазДА удостоен студенческой премии им. митр. Литовского Иосифа. 13 авг. 1900 г. назначен казанским епархиальным противораскольническим и противосектантским миссионером (исполнял эту должность до 16 авг. 1911), активно участвовал в полемических беседах со старообрядцами.

В 1903 г. В. читал лекции на церковно-учительских курсах в Казани о миссионерском значении церковной школы. В 1900-1908 гг. по приглашению нижегородского братства Честного Креста принимал участие в собеседованиях со старообрядцами во время ежегодных Макарьевских ярмарок в Н. Новгороде. В 1906 г. по приглашению омского епархиального начальства читал лекции и руководил занятиями на пастырских миссионерских курсах в Омске. В 1906 г. опубликовал в ж. «Церковно-общественная жизнь» ст. «К вопросу об единоверческом епископе», в к-рой отстаивал необходимость учреждения самостоятельных единоверческих кафедр (см. Единоверие). Тезисы статьи были использованы при обсуждении вопроса о единоверческом епископате на Предсоборном присутствии РПЦ (1906). В 1907 г. принимал участие в областном Нижегородском миссионерском съезде, в 1908 г.- в подготовительной комиссии IV Киевского всероссийского миссионерского съезда (см. Съезды миссионерские). C 20 янв. 1908 г. являлся членом Гурия Казанского свт. братства, с 17 янв. 1914 г.- председателем противораскольнического отдела братства.

Во исполнение указа Святейшего Синода от 27 нояб. 1909 г. о мерах для противодействия сектантскому натиску на правосл. Церковь В. составил в 1910 г. для преподавания в церковных школах дополнительное пособие по Закону Божию, к-рое было введено в церковноприходских школах и земских уч-щах. В. проводил экспертизы сект: Иеговы свидетелей и «Нового Израиля» (по просьбе Владикавказского окружного суда), хлыстов (по просьбе Симбирского окружного суда), а также странников - беспоповского старообрядческого согласия (по просьбе Казанского окружного суда) (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11352. Л. 164-165).

3 февр. 1911 г., после ухода из КазДА Ивановского, В. был избран на кафедру истории и обличения рус. раскола. 16 авг. 1911 г. утвержден Синодом в звании исполняющего должность доцента, со 2 сент. доцент академии. 2 апр. 1915 г. защитил магист. дис. «Государственная система отношений к старообрядческому расколу в царствование императора Николая I» (Каз., 1914), в к-рой наряду с исследованием гос. политики в отношении старообрядцев проанализировал статистические данные о числе приверженцев «старой веры». Исследователь полагал, что раскол является прежде всего религ. болезнью, радикальное излечение к-рой могло быть достигнуто только «духовно-просветительными мерами Церкви, а не репрессалиями государственной власти» (С. 252). 4 нояб. 1915 г. В. был назначен сверхштатным экстраординарным профессором КазДА, 30 янв. 1916 г.- штатным экстраординарным профессором.

13 июля - 1 авг. 1917 г. В. участвовал в заседаниях Предсоборного совета, Синод назначил его членом Всероссийского Поместного Собора. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В. особенно активно участвовал в обсуждении законопроекта о единоверии и рукоположении для единоверцев особого епископа, критиковал Положение о единоверии 1800 г., возражал против именования единоверцев «раскольниками». Доказывая допустимость отдельного епископа для единоверцев и возможность сосуществования на одной территории правосл. и единоверческой епархий, В. ссылался на примеры из истории древней Церкви: обрезание ап. Павлом ап. Тимофея ради иудеохристиан, существование в Антиохии Сирийской 2 епископов (сщмч. Игнатия Богоносца - для христиан из язычников, Еводия - для христиан из иудеев). Многие из предложений В. были учтены в «Определении Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии», принятом 7 марта 1918 г. С 13 мая 1918 г. В. являлся членом комиссии для защиты в гражданских учреждениях интересов Церкви, церковного достояния и служащих в Церкви лиц (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11569. Л. 1 об.- 2 об.), участвовал в защите прав арестованного духовенства, добивался освобождения из тюрем священнослужителей.

14-22 июня 1918 г. в качестве члена Поместного Собора В. присутствовал на Казанском чрезвычайном епархиальном собрании, сделал доклад о решениях Собора в вопросах устроения церковноприходской жизни и церковного прихода. С 21 сент. 1918 г. член Казанского епархиального совета (избран 19 июня). После того как КазДА была выселена из своих зданий, В. продолжал читать лекции у себя на квартире (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11478. Л. 110 об.), участвовал в попытках легализации КазДА как «частного учебного заведения» и получения академией статуса юридического лица.

В марте 1921 г. В. был арестован вместе с ректором КазДА Чистопольским еп. сщмч. Анатолием (Грисюком) и еще 18 преподавателями академии (Архив КГБ РТ. Д. 9867). Все они были обвинены в нарушении декрета ВЦИК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и содержании незарегистрированного учреждения. 5 окт. 1921 г. преподаватели были освобождены с приговором - 1 год заключения условно. 20 нояб. 1921 г. В. участвовал в собрании по учреждению Богословского ин-та (НАРТ. Ф. 1172. Оп. 3. Д. 15), в к-ром преподавал в течение 1922 г. В 1918-1929 гг. также работал в различных советских учреждениях.

31 авг. 1930 г. В. был арестован, помещен в Казанский пересыльный дом по делу о «контрреволюционной, религиозно-монархической организации филиала контрреволюционного центра «Истинноправославная Церковь» в ТАССР». Обвинялся в том, что на квартире проф. В. И. Несмелова вместе с бывш. преподавателями КазДА И. М. Покровским, Е. Я. Полянским и др. «участвовал в антисоветской обработке студенчества, распространении воззваний митрополита Кирилла [Смирнова] и обсуждении методов борьбы с Соввластью» (НАРТ. Ф. 6948. Оп. 1. Д. 2. Л. 59). В. виновным себя не признал. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 5 янв. 1932 г. осужден к ссылке в Казахстан на 3 года. Дальнейшая судьба неизвестна.

Арх.: НАРТ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 8957 [доклад о баптистах]; Ф. 4. Оп. 1. Д. 120729, 123866, 131809; Оп. 132. Д. 1, 5; Оп. 133. Д. 7 [миссионерские отчеты, 1900-1911]; Ф. 10. Оп. 1. Д. 11352, 11478, 11484, 11569; Оп. 2. Д. 1503 [канд. сочинение]; Ф. 1172. Оп. 3. Д. 15; Ф. 6948. Оп. 1. Д. 2; Архив КГБ РТ. Д. 9867, 2-18199.
Соч.: Доклад высокопреосв. Арсению, архиеп. Казанскому [о беседах с раскольником А. А. Коноваловым] // ПС. 1902. Дек. С. 908-914; Старообрядцы Австрийского священства в обличении беспоповца слепца А. А. Коновалова // Там же. 1903. Ч. 2. С. 871-880; Расколо-сектантство в Казанском крае и деятельность против него Казанской миссии за 1903 г. // Там же. 1904. Нояб. С. 911-930; Дек. С. 1147-1149; По поводу «Миссионерских бесед...» свящ. С. Шлеева // Там же. 1905. Янв. С. 95-98; Мат-лы для бесед полемики со старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой митрополии // Там же. № 12. С. 671-674; К вопросу об единоверческом епископе // Церк.-обществ. жизнь. Каз., 1906. № 12. С. 440-442; Проф. Н. И. Ивановский: Некролог и речи, произнесенные при погребении. Каз., 1916.
А. В. Журавский
Рубрики:
Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) Русская Православная Церковь в новейший период . Поместный Собор 1917 - 1918 гг. Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) Деятели РПЦ Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Персоналии История Русской Православной Церкви по периодам Русская Православная Церковь. Персоналии миссионеров Русская Православная Церковь. Духовное просвещение. Персоналии Русская Православная Церковь Миссионерское служение Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Духовное просвещение Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Духовное просвещение
Ключевые слова:
Старообрядчество Деятели Русской Православной Церкви Васильевский Михаил Николаевич (1873 - после 1932), церковный деятель, исследователь старообрядчества
См.также:
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), архиеп. Дюссельдорфский
«АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель
АНАСТАСИЙ (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядч. еп. Донской и Кавказский