Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Т. 5, С. 325-334 опубликовано: 13 июля 2009г.


БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

любого рода добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке; помощь нуждающимся деньгами, имуществом, советом и трудом. «...Надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян 20. 35).

Ветхий Завет

Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле)
Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле)

Мц. Людмила, кнг. чешская, помогающая бедным. 1853 г. Худож. Иосиф Геллих (базилика св. Георгия в Пражском Кремле)
указывает на богоугодность благотворения (Втор 16. 9-10); благотворение прямо связывается с почитанием Творца («чтущий же Его благотворит нуждающемуся» - Притч 14. 31); благотворение (милость) избавляет от смерти (Тов 4. 10; 12. 9), очищает всякий грех (Тов 12. 9; «искупи грехи твои правдою и беззакония милосердием к бедным» - Дан 4. 24); милостыня ставится в ряд с молитвой, жертвой, постом (Тов 12. 8; Ис 58. 6-7). ВЗ оттенил в существенном те стороны, какие с совершенной полнотой раскрыты в новозаветном учении. Ветхозаветное нравоучение определяло Б. как первое и неотложное дело: «...к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» (Сир 29. 11-15). «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» (Пс 40. 2). «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч 28. 27). В ВЗ встречаются указания на все обычные виды Б.: помощь бедному (Иов 29. 16; Лев 25. 35; Втор 15. 7-11; и др.); долг накормить голодного (Тов 1. 17; Ис 58. 7; и др.); напоить жаждущего (Притч 25. 21); одеть нагого (Тов 1. 17; Ис 58. 7); помочь больному и калеке (Иов 29. 15; 2 Мак 8. 28); поддержать вдову и сироту (Иов 29. 12-13; 31. 16-17; Притч 31. 8 и др.); оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар 17. 27-29; Ис 58. 7); позаботиться об узниках (Ис 58. 6; 61. 1) и т. д.

Закон определял частные случаи и виды Б. (напр., долг каждого отдавать «десятину» для бедных - Втор 12. 17-18; 14. 28-29; 16. 11; «провозглашение прощения» раз в 7 лет: «всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего... ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего» - Втор 15. 2).

Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35)
Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35)

Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 35)

Но против всеобщего значения долга Б. говорят ограничения в отношении того, кому нужно оказывать милость и кто должен быть благотворителем. Понятие «ближнего», в отношении к-рого следовало осуществлять Б., ограничивалось рамками народа израильского: «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор 15. 3); на «земле своей» израильтянин должен был помогать всякому обедневшему (Втор 15. 7-11) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы (Исх 22. 25-27; Лев 25. 35-37), с иноземца же мог взыскивать долг (Втор 23. 20). Подобный подход, хотя и не законодательного характера и в более позднее время, фиксируется разделением лиц благочестивых и грешных, причем не считается обязательным помогать последним. «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сир 12. 1-2).

Однако в пророческих речах и учительных книгах уже присутствуют возвышенные высказывания о Б., милостыне, как предвидение учения об истинной любви («Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою...» - Притч 25. 21).

Новый Завет, христианская традиция

не содержат к.-л. ограничений для благотворения. Евангельская заповедь творить милостыню абсолютна: закон христ. Б. таков, чтобы давать всякому просящему (Лк 6. 30). И если ветхозаветный мудрец советовал «делать добро смиренному и не давать нечестивому» (Сир 12. 4-7), то христианство провозгласило принцип: «не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь» (1 Кор 4. 5) и учит соответственно милосердию, подобному милосердию Небесного Отца. Христианство свободно от юридического принуждения к благотворению. Закону творить благо усвояется значение всеобщего долга, он не связан с имущественной состоятельностью. Благотворение - это первичное обнаружение той любви к ближним, к-рая составляет «душу» христианства. Б., по словам свт. Григория Нисского, «содержит жизнь, она - мать бедствующих, учительница богатых, благая детопитательница, попечительница о старцах, казнохранилище нуждающихся, всеобщее пристанище несчастных; она делит свои заботы всем возрастам и несчастиям» (Greg. Nyss. De benefic.).

Главные основания Б.

Раздача милостыни по умершим. Гравюра Л. Бунина из Синодика. 1700 г. (РГБ)
Раздача милостыни по умершим. Гравюра Л. Бунина из Синодика. 1700 г. (РГБ)

Раздача милостыни по умершим. Гравюра Л. Бунина из Синодика. 1700 г. (РГБ)
I. Милосердие есть признак Божества (Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). «Бог привел нищего из небытия в бытие», христианин же, не допуская погибнуть от несчастий того, «кто призван уже к бытию», поддерживает храм Божий, каковым является человек (Idem. In Rom. 14). Христианин имеет перед собой образ милосердия Господа Иисуса Христа, «нас ради обнищавшего (2 Кор 8. 9), нисшедшего в эту плоть и земную храмину и претерпевшего за нас скорби и болезни, дабы мы обогатились наследием Божества» (Greg. Nazianz. Or. 14; ср.: Athanas. Alex. In psalm. 40: «чтобы и мы миловали нищих»). Не было ни одного вида человеческих страданий, не исключая страданий от угрызений совести, на к-рые не отозвался бы Спаситель. Высочайшим выражением милосердия и благотворения Господа является Его святая молитва на кресте за врагов (Лк 23. 34). Даже говоря о Страшном Суде (Мф 25. 31-46), Господь прежде всего отмечает отношение людей к горю в жизни ближних. «Милостыня и грехи очищает, как сказано: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лк 11. 41)» (Ioan. Chrysost. In Matth. 50. 4). «Посему и на последнем суде, где Господь призывает к Себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других первенствует между удостоенными почестей...» (Basil. Magn. Temp. fam. et siccit.). По словам свт. Григория Нисского, Страшный Суд так подробно описывается «вестником Божиим» в Откровении Иоанна, «чтобы научить нас пользе благотворительности» (Greg. Nyss. De benefic.). В последнее воскресенье перед Великим постом, когда в правосл. храмах читается рассказ о Страшном Суде, в вечерних и утренних стихирах верующие обращаются к Богу, памятуя о Его человеколюбии и милосердии. На желании подражать милосердию Божию основываются милосердие человека и его Б. («...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» - Лк 6. 36). «Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию»,- говорит свт. Григорий Богослов (Greg. Nazianz. Or. 14). «Наше милосердие пусть будет зерцалом, чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божием естестве и в сущности Божией» (Isaac Syr. Sermo. 41). Как Бог, будучи по естеству благим, всех равно любит, прославляя добродетельного, поскольку тот добровольно усвояет себя Богу, а дурного милует по благости Своей, так и человек, добровольно становящийся благим, равно любит всех людей: «добродетельного вследствие естества и за благое произволение, а дурного вследствие естества и из сострадания сжаливаясь над ним, как неразумным и ходящим во тьме» (Maximus Conf. De carit. I. 25).

Каждый человек имеет дары благости Божией: обладает духовными дарованиями или имуществом. Христианин не может смотреть на свое имущество как на принадлежащее ему лично (об этом притчи Господа о талантах и минах, о злых виноградарях и др.), но видит в нем достояние всех неимущих. Любящий Бога не может жадно сберегать свое имущество, но распоряжается им богоугодно, «предоставляя каждому то, в чем он нуждается» (Maximus Conf. De carit. I. 23). «Бог же силен обогатить вас,- говорит апостол,- всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор 9. 8-9).

Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.
Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.

Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.

II. Б. исходит из отношения человека к ближнему, заповеданного Господом Иисусом Христом, из заповеди братской любви («Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» - Ин 13. 34), к-рая является подражанием Божией любви к людям, особым образом явленной в Воплощении. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4. 12); «а кто имеет достаток в мире,- обращается в Соборном послании к верующим ап. Иоанн,- но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3. 17). «Любовь не делает ближнему зла,- говорит ап. Павел к Римлянам.- Любовь есть исполнение закона» (13. 10). Превосходнейшую часть любви, по выражению свт. Григория Богослова, должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность, «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое» (Greg. Nazianz. Or. 14). Делающий благо ближнему делает его Богу: «...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40),- наставляет учеников Иисус (ср.: Притч 19. 17). Когда видишь бедного, вспомни слова Его, увещевает свт. Иоанн Златоуст, «хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает» (Ioan. Chrysost. In Matth. 58. 3).

III. Б. как деятельная любовь к ближним служит для христианина залогом оправдания перед судом Божиим. Господь воздаст благотворителям («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - Мф 5. 7) и осудит на «му́ку вечную» отказавшим в помощи ближнему (Мф 25. 31-46). Царство Божие сравнивает Спаситель с драгоценной жемчужиной, для приобретения к-рой христианин ничего не должен жалеть (Мф 13. 46). «Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное; дай тленное, и возьми нетленное» (Ioan. Chrysost. De paenit. 3). На суде Божием милостыня восстанет и защитит тебя, говорит свт. Иоанн Златоуст, «милостыня есть выкуп души» (Ibidem; ср.: Мф 16. 26).

IV. Уже в настоящей жизни Бог награждает благотворителей (Greg. Nazianz. Or. 14) и наказывает скупых. В Свящ. Писании дело благотворителя сравнивается с сеянием: «...кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9. 6). Б. не есть растрата, но приумножение имущества, сил. Подобно тому, как земледелец, чем больше бросает семян в землю, тем богаче получает урожай, так же, чем щедрее милостыня, тем более пожинает человек плодов (ср.: Пс 36. 26) своей Б. Спаситель учит: «...давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6. 38). «Даяние не убыточно...- вторит свт. Григорий Нисский,- плод милостыни произрастает обильно» (De benefic.; см. также: Basil. Magn. Destruam).

Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.
Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.

Явление Христа в образе нищего игумену. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в.

В житии прп. Илариона Великого († 371/2; пам. 21 окт.) рассказывается о том, что, когда прп. Иларион с многочисленными учениками обходил мон-ри, один странноприимец, видя их утомление, пригласил всех в свой виноградник отдохнуть и утолить жажду. Все брали винограда сколько хотели. Бог одарил странноприимца: его виноградник дал ему в это лето вина втрое больше (ЖСв. Октябрь). «Дающий же семя сеющему,- говорит ап. Павел,- и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор 9. 10-11).

V. Свящ. Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов 4. 8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12) - так формулировал св. апостол этот закон христ. милостыни. Всякая Б. ценна, если совершается от полноты веры: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10. 42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты - хлеб, другой - чашу вина, иной - одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного» (Greg. Nyss. De benefic.). Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты все исполнил» (Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его (Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III. 2; Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 3). «Благотвори, сказано (Рим 12. 8), с радушием» (Greg. Nazianz. Or. 14).

Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого, Газского (пам. 29 сент.); сщмч. Зотика Сиропитателя (IV в.; пам. 30 дек.); свт. Мартина Милостивого, еп. Турского († ок. 400; пам. 12 окт.); прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V вв.; пам. 6 июня); прп. Сампсона Странноприимца († ок. 530; пам. 27 июня); свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского († 431; пам. 23 янв.); свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI в.; пам. 19 дек.); свт. Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского († 620; пам. 12 нояб.); прав. Филарета Милостивого Пафлагонянина († 792; пам. 1 дек.) и др.

Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин
Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

VI. Поскольку благотворение признается нравственным долгом каждого христианина, возникал вопрос, как должен осуществлять его монах-подвижник. «Будем в уме хранить любовь и милосердие к братиям»,- наставляет прп. Исаак Сирин, ибо только если случай, требующий оказания помощи, имеет место возле нас, Бог требует от нас действительного проявления любви. Подвижник, ушедший от мира, не должен оставлять келью, место иноческого и отшельнического пребывания, «чтобы кружиться по миру, посещать больных и проводить время в подобных делах», и вместе с тем, если монах по недостатку милосердия, по самомнению, по ложным помыслам пренебрегает больным, он «не узрит света», если отворачивается от скорбящего, то «омрачится день его» (Isaac Syr. Sermo 55).

«Пастырь» Ерма указывает на такой вид милостыни, к-рый позднее вошел в обычай древнемонашеской жизни,- пост ради милостыни бедным. «...Я научу тебя,- говорит Пастырь,- какой пост есть совершенный и угодный Богу» (Herma. Pastor. III 5. 1): воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; исполнивши сказанное, «в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному» (Ibid. III 5. 3).

Высказывания преподобных Исаака Сирина, аввы Исаии, аввы Дорофея и др. относительно благотворения, милости, к-рую может оказать монах, давший обет отречения от собственности, демонстрируют более широкое понимание помощи ближним, нежели только материальная.

VII. Б. предполагает необходимые условия: 1) производить ее от своих праведных трудов. «Милостыня от неправды - не милостыня, а жестокость и бесчеловечие. В самом деле, что за польза обнажать одного и одеть другого?.. если в великое множество имущества попадет и одна капля неправды, то все оно оскверняется», благотворение от неправедно приобретенного становится «поводом ко всякому преступлению» (Ioan. Chrysost. In Ioan. 73; см. также: Greg. Nazianz. Carmina moral. 28). По словам свт. Василия Великого, если, отнимая у нищих, подаешь нищим, то лучше и не отнимать и не давать (Basil. Magn. De misericordia);

2) совершать благотворения доброхотно («ибо доброхотно дающего любит Бог» - 2 Кор 9. 7) и без промедления. Рассуждая по поводу слов ап. Павла (2 Кор 9. 7), Климент Александрийский называет истинной Б., когда благодатель дает без недовольства, без брани и печали, участливо (Clem. Alex. Quis dives salvetur. 31). Свт. Иоанн Милостивый 2 раза в неделю целый день сидел у церковных ворот, чтобы все нуждающиеся могли подходить к нему беспрепятственно (ЖСв. Ноябрь). По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя» (Полн. собр. соч. СПб., 18932. Т. 5. С. 80). Св. отцы выражали свое отрицательное отношение к посмертной Б., по завещанию. «Смерти благодарность, а не тебе»,- заключает свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Eph. 18) в согласии со свт. Василием Великим (Basil. Magn. Destruam) о надежде богача загладить грехи свои завещанием в пользу бедных, ибо посмертная Б. противоречит принципу благотворить не откладывая, без промедления. «Не добровольно даешь остаток, но по крайней необходимости. Это не есть дело нежной любви, но нужды» (Ioan. Chrysost. In Eph. 18);

Гостеприимство Авраама. Икона. Мастер Петр Фёдоров Билиндин. 1688 г. (ГМИР)
Гостеприимство Авраама. Икона. Мастер Петр Фёдоров Билиндин. 1688 г. (ГМИР)

Гостеприимство Авраама. Икона. Мастер Петр Фёдоров Билиндин. 1688 г. (ГМИР)

3) христианин должен делать добро Христа ради, во славу Божию, а не напоказ и в похвалу себе, «когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мф 6. 2). Свт. Иоанн Златоуст призывает подражать праотцу прав. Аврааму, к-рый известен своим страннолюбием: сидя у дверей, он приглашал к себе проходивших; однажды, сам того не зная, именно не зная, оказал гостеприимство ангелам (Ioan. Chrysost. De Lazaro 2);

4) благотворение должно быть совершаемо соответственно положению и нуждам просящих. Оно не должно создавать условий для праздности и иждивенчества. «Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Увы берущему: если кто берет имея нужду, он будет неповинен, но неимеющий нужды даст ответ, зачем и для чего он взял» (Didache. 1. 5; см. также: Herma. Pastor. II 2). Свт. Тихон Задонский называет таких просителей обманщиками, ворами и хищниками, таковых ожидает за гробом не утешение, но суровый Суд Божий, если не принесут в этом истинного раскаяния (Творения. СПб., 18996. Т. 2. С. 359). Наставляя принимать странников, «Дидахе» предупреждает не допускать, чтобы христианин оставался жить среди братий праздным (12). Но в то же время, ссылаясь на слова Господа «всякому, просящему у тебя, давай» (Лк 6. 30), Климент Александрийский предупреждает: не суди о том, кто достоин Б., а кто нет, если сомневаешься, то лучше недостойному добро оказать ради достойного (Clem. Alex. Quis dives salvetur. 33). «Милостыня человеческая подозрительна,- говорит прав. Иоанн Кронштадтский,- боится, как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много. Милость же Господа не такова: «благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его» [Пс 144. 9]» (Полн. собр. соч. СПб., 18922. Т. 3. С. 226-227).

VIII. Б. предполагает не только материальную помощь ближнему, но и духовную, ибо, «как человек составлен из двух частей, т. е. из души и тела, так и все в нем требует двоякой заботы, сообразно с двойственностью его состава» (Isaac Syr. Sermo. 55). Духовная Б. доступна всем христианам и в том случае, когда вещественная бывает затруднительна из-за недостатка средств. Если нет у тебя ни хлеба, ни денег, ни даже чаши холодной воды, говорит свт. Иоанн Златоуст, «поплачь с несчастным, и получишь награду, ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело» (Ioan. Chrysost. De paenit. 3); в какой бы бедности ты ни пребывал, у тебя есть ноги, чтобы посетить больного, узника (In Hebr. 31). К делам духовной Б. относятся: увещание грешника, помощь в нахождении праведного пути для него; научение неведущего истине и добру; добрый совет ближнему в затруднительных для него обстоятельствах; утешение в печали и молитва Богу за ближнего. Свт. Иоанн Златоуст вопрошает: «Овча твоего соседа пораженное лежит на пути, и ты ли не поднимешь его, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною или заблудшею?» (In Hebr. 10).

В ранней Церкви

царил апостольский дух общения верных. В устроении жизни первохрист. общины принцип Б. осуществился в идеальной чистоте: здесь был дар Богу со стороны одних и дар от Бога другим - нуждающимся. Деяния святых апостолов, Послания ап. Павла (Рим 15. 26; 2 Кор 8. 1-4, 12-15; 9. 2, 5; Фил 4. 15-18; и др.) свидетельствуют об организации церковной Б.: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2. 44-45; 6. 34); своего рода милостыней от лица Церкви являлись для бедняков вечери любви (агапы), где все верующие имели братское общение в пище; первые христиане заботились о поддержке вдов (Деян 6. 1). Ап. Иаков, брат Господень, призывает в своем Послании к оказанию помощи сиротам и вдовам (1. 27). Христ. памятник I в. «Дидахе» наставляет: «Блажен дающий по заповеди» (1. 5; ср.: Деян 20. 35); «не будь простирающим руки, чтобы брать, и убирающим, когда нужно дать. Если имеешь от трудов рук своих, отдай в искупление грехов твоих. Давай не колеблясь, и давая не ропщи, ибо ты знаешь, Кто есть добрый Воздаятель награды. Не отвергай нуждающегося, но во всем будь общник с братом твоим и [ничего] не называй своим. Ибо если вы общники в бессмертном, то тем более в смертном!» (4. 5-8). В «Пастыре» Ерма (до сер. II в.) говорится: когда богатый подает бедному то, в чем тот нуждается, бедный молит Господа за богатого, и Господь подает богатому все блага, ибо «бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души» (Herma. Pastor. III 2).

Одушевленная братская любовь ранней Церкви не побуждала останавливаться на частных вопросах благотворения, напр. на вопросе о том, кому до́лжно благотворить и как можно творить милостыню самому малоимущему человеку. Но уже с сер. III в. в писаниях отцов встречаются вместе с настойчивыми предостережениями против обольщения богатством и горячие призывы к милостыне с ярким изображением ее значения в жизни христианина (Clem. Alex. Quis dives salvetur).

Отцы, учители и пастыри Церкви служили делу христ. Б. как пастырским научением, так и личным примером. В Надгробном слове свт. Василию Великому свт. Григорий Богослов приводит примеры не только личного благодеяния свт. Василия, но и организации им церковной Б.: во время жестокого голода святитель словом и увещанием подвиг имущих открыть свои хранилища, он собрал в одно место голодающих и накормил их, выставив котлы, полные овощей, солений и проч., а затем по примеру Самого Христа с помощью служителей удовлетворил их телесные и душевные потребности, «к насыщению присоединив честь и облегчив их участь тем и другим» (Greg. Nazianz. Or. 43). Свт. Василий впервые учредил приют, в к-ром принимали странников, нищих, больных, в т. ч. прокаженных, здесь, по выражению свт. Григория, «учится любомудрию болезнь, ублажается несчастье, испытывается сострадательность» (Ibidem). Свт. Иоанн Златоуст, будучи Патриархом К-польским, построил больницы для немощных и убогих, снабжал их необходимым и приставил к ним 2 иереев, чтобы заботились о них (ЖСв. Ноябрь). Свт. Иоанн Милостивый построил 7 больниц в Александрии.

С IV в.

Когда христианство стало гос. религией Римской империи, Церковь получила право наследования и смогла принимать пожертвования, часть к-рых предназначалась благотворительным учреждениям; вскоре она уже располагала большим числом таких учреждений. Гос-во также осуществляло Б.: родители, к-рые были не в состоянии кормить детей, получали пособие. В правление императоров Аркадия и Гонория в 398 г. клирикам и монахам было даровано офиц. и исключительное право ходатайствовать за осужденных и просить о милости к ним (CTh IX 40. 16). Из Кодекса имп. Юстиниана (534) явствует, что в Византийской империи имелись приюты для нищих и паломников, больницы, учреждения для сирот, престарелых и нищих. Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что только Антиохийская Церковь, в к-рой он был пресвитером, содержала до 3 тыс. нуждающихся вдовиц и дев, кроме того,- заключенных, странников, калек, сидящих при храме ради пищи и одежды, и проч. (Ioan. Chrysost. In Matth. 66. 3). В К-поле 950 деканов несли обязанности погребения бедных горожан (CJ I 2. 4). Больницами, сиротскими приютами, странноприимными домами, богадельнями обычно заведовали священники и диаконы. На диаконах и диаконисах лежала основная обязанность в деле благотворения (именуется также диаконией). О наличии большого числа богоугодных заведений в Вост. Церкви свидетельствует принятие Халкид. Собором правила, определяющего подчиненность «клириков при богадельнях» (также и при церквах мон-рей, и «мученических храмов») епископу соответствующего города (прав. 8). Согласно толкованию Феодора IV Вальсамона, правило было принято потому, что на Востоке в нек-рых областях существовала практика, когда патрон богоугодного заведения вместе с попечителями избирал и увольнял клириков помимо епископа данного города или области. На основании этого обычая нек-рые утверждали, что клириков богоугодных заведений (также и клириков при церквах мон-рей и «мученических храмов») нельзя приравнивать к клирикам епископии или митрополии: они должны считаться независимыми от епископа и зависимыми в случае богоугодного заведения только от патрона - такое злоупотребление и пресекалось прав. 8 Халкид. Собора. Иоанн Зонара в толковании прав. 8 говорит, что «богадельни суть домы, назначенные для призрения бедных и попечения о них, т. е. домы для призрения престарелых, сиротопитательные и подобные, в которых находят приют и содержание страждущие»; при богадельнях существовали церкви, «дабы содержимые в сих заведениях не оставались без участия в молитвах». В Халкид. 10, определяющем порядок возможного перемещения священнослужителя из одной церкви в др., также речь идет о богадельнях и о странноприимных домах.

Важную роль в развитии Б. играли мон-ри. Больницы основывались Вост. и Зап. Церквами. Императоры боялись усиления власти мон-рей именно из-за Б. и пытались ее обуздать. Имп. Никифор II издал в 964 г. закон, запрещавший учреждение новых мон-рей, монастырских гостиниц и приютов для бедных, управляемых монахами. Воспрещались пожертвования этим учреждениям, исключения делались только для тех приютов, к-рые своей практической деятельностью уже доказали пользу для общества (Jgr. T. 1. P. 249-252). Этот суровый закон был вскоре отменен имп. Василием II «как направленный к оскорблению и обиде не только церквей и богоугодных домов, но и Самого Бога» (Ibid. P. 259).

Дальнейшее развитие Б., несмотря на различные исторические условия и формы, к-рые она принимает, в основе своей имеет обращение к практике древней Церкви, для членов к-рой «быть во Христе» означало повседневную жизнь, являвшую собой воплощение заповедей любви и жертвенности. Церковь как орудие Царства Божия распространяет Божественное человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто ей не принадлежит. Отцы Церкви именуют Церковь новым Ковчегом, где каждый найдет спасение.

Лит.: Модестов С., прот. Путь веры и благочестия христианского: По руководству Слова Божия и святоотеческих примеров и наставлений. М., 1898. С. 292-317; Экземплярский В. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. К., 1910. С. 156-277; Constantelos D. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. New Brunswick, 1968; idem. Orthodox Theology and Diakonia: Trends and Prospects. Brookline (Mass.), 1981; Православное богословие и благотворительность: (Диакония). СПб., 1996.
Л. В. Литвинова

Б. в России

Равноап. вел. кн. Владимир. Икона. 1-я треть XV в.
Равноап. вел. кн. Владимир. Икона. 1-я треть XV в.

Равноап. вел. кн. Владимир. Икона. 1-я треть XV в.
Древнейшими формами Б. в России были милостыня и призрение нищих. Одним из ярчайших примеров христ. Б. на Руси является деятельность св. равноап. кн. Владимира Святославича, по приказу к-рого нищих и убогих кормили на княжеском дворе и на городских улицах. Уставом 996 г. кн. Владимир поручал общественное призрение духовенству, этим же уставом просветитель Руси определил десятину на содержание мон-рей, храмов, богаделен и больниц. Вел. кн. Владимир Мономах считал опеку бедных одной из главных своих обязанностей. Нищелюбие было характерно также и для правителей из московского дома: особенной щедростью отличался кн. Иоанн Данилович Калита, в более позднюю эпоху щедрым благотворителем был царь Алексей Михайлович. О необходимости быть нищелюбивым и сострадательным к бедным записано в «Домострое» - сборнике XVI в., содержащем предписания в отношении бытовой жизни рус. народа.

В XI-XVII вв. призрение бедных было прерогативой Церкви, благотворительная деятельность к-рой состояла в создании и содержании при храмах богаделен, «убогих домов», при кладбищах - «скудельниц» (см. Божедомка). В 1679 г. был установлен во всех епархиях особый сбор на содержание нищих. Весьма активной была благотворительная деятельность мон-рей, начиная с Киево-Печерского. Прп. Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных 10-ю долю доходов мон-ря, устроил отдельный двор, где жили нищие, калеки и больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылался в тюрьмы. В голодные годы мон-ри кормили окрестных жителей. В один такой год Кириллов мон-рь кормил ежедневно по 600 нищих, а Пафнутиев мон-рь - до 1 тыс. Около обителей существовали богадельни, больницы и гостиницы. Более же всего выделял среди др. обязанностей иноков социальное служение защитник монастырской благотворительности прп. Иосиф Волоцкий. Основанный преподобным мон-рь ежегодно тратил 150 р. и 3 тыс. четвертей хлеба на нищих и странников, в монастырской трапезной ежедневно кормили по 600-700 чел.

Главный клинический военный госпиталь им. акад. Бурденко в Москве. 1702 г.
Главный клинический военный госпиталь им. акад. Бурденко в Москве. 1702 г.

Главный клинический военный госпиталь им. акад. Бурденко в Москве. 1702 г.

В XVI в. начала складываться система гос. Б. Стоглавый Собор 1551 г. постановил в каждом городе создать муж. и жен. богадельни «для прокаженных и престарившихся», а работоспособных нищих - заставлять трудиться. В 1670 г. был учрежден приказ для строения богаделен, отнесенных к ведомству Патриаршего дома. По мере того как рус. правительство знакомилось с порядками в Зап. Европе, оно задавалось мыслью об устройстве в России благотворительных учреждений по образцу европ. Царь Феодор Алексеевич в своем указе перечисляет всевозможные благотворительные учреждения «еуропских стран» и ввиду этого предписывает, отобрав в Москве «увечных людей от притворных нищих», первых поместить в двух «шпитальных», а «здоровым лентяям дать работу».

В XVII в. возросло значение частной Б. Патриарх Филарет в 1626 г. основал на свои средства в Москве, у Никитских ворот, Феодоровский больничный мон-рь на 20 коек для увечных воинов. Заслуга открытия первой в Москве гражданской больницы принадлежит боярину Ф. М. Ртищеву, с этой целью купившему дом и устроившему в нем 2 палаты на 13-15 чел. С именем Ртищева связана организация первых в России «медвытрезвителей»: он велел собирать на московских улицах пьяных и больных в особый приют, где содержал их до излечения, при приюте устроил богадельню для неизлечимо больных и престарелых.

Попытку организации гос. Б. предпринял Петр I. С одной стороны, он принимал строгие меры против «ленивых прошаков», приказывал их бить батогами, водворять на место жительства, возвращавшихся к своему промыслу ссылать на каторгу, запрещал подаяние милости под угрозой денежного штрафа. С др. стороны, Петр требовал повсеместного устройства по губерниям «гошпиталей», т. е. приютов для всякого рода призреваемых, заботился о размещении инвалидов по мон-рям и приказывал строить в городах, на церковных дворах, приюты для «зазорных» детей. План Петра о повсеместном устройстве благотворительных учреждений был до известной степени осуществлен имп. Екатериной II. В 1763 г. указом императрицы в Москве был создан Воспитательный дом, к-рый должен был существовать на частные пожертвования. Сразу же после опубликования манифеста о создании приюта Святейший Синод объявил о сборе средств. Императрица внесла 100 тыс. р., самым крупным вкладчиком в строительство и содержание Воспитательного дома стал П. А. Демидов, на средства к-рого были основаны коммерческое уч-ще при Воспитательном доме и пансион при Московском ун-те.

Воспитательный дом в Москве. 1764–1770. Архит. К. И. Бланк, М. Ф. Казаков. Фотография. Нач. ХХ в.
Воспитательный дом в Москве. 1764–1770. Архит. К. И. Бланк, М. Ф. Казаков. Фотография. Нач. ХХ в.

Воспитательный дом в Москве. 1764–1770. Архит. К. И. Бланк, М. Ф. Казаков. Фотография. Нач. ХХ в.

Дальнейшие усилия имп. Екатерины по «пристройству безумных» и созданию в каждой из 26 епархий Русской Церкви по 1 богадельне являются подготовительными мерами для систематической организации общественного призрения, основание к-рой было положено указом 7 нояб. 1775 г. об «учреждениях для управления губерниями». В состав новых губернских правлений должен был входить приказ общественного призрения, на к-рый возлагалась забота об устройстве народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимых, домов для умалишенных, богаделен, работных и смирительных домов. В основе деятельности приказов общественного призрения лежали 3 принципа: самостоятельность местных благотворительных учреждений, привлечение к управлению ими местного населения и обеспечение их денежными средствами. Каждому приказу было отпущено 15 тыс. р. с правом отдавать эти деньги под залог имений. В 1840 г. капитал приказов общественного призрения равнялся 25 млн р., в их ведении состояли 793 благотворительных учреждения с более чем 150 тыс. призреваемых. Ко времени правления имп. Екатерины II восходит первая попытка организации открытого общественного призрения (вне закрытых благотворительных заведений). Указ 1781 г. вменил в обязанность городскому магистрату С.-Петербурга определить «городового маклера», к-рому поручалось раз в неделю вскрывать кружки приказа общественного призрения и деньги раздавать «бедным, не могущим собрать работою себе пропитание».

Наряду с системой приказов общественного призрения в России существовала довольно разветвленная система сословных благотворительных об-в и учреждений полугос.-полуобщественного характера. Крупнейшим являлось Ведомство учреждений имп. Марии Феодоровны, супруги Павла I, ведавшее благотворительными, а также жен. учебно-воспитательными учреждениями, преобразованное из основанного в 1796 г. Воспитательного об-ва благородных девиц, к-рое возглавляла имп. Мария Феодоровна. В 1828 г. оно было преобразовано в 4-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, свое название получило в 1854 г. Благодаря деятельности императрицы, вкладывавшей в открытие учебных заведений для девочек всех сословий свои средства и привлекавшей частных благотворителей, в 1855 г. Ведомство учреждений имп. Марии состояло из 365 учебных и благотворительных заведений, в к-рых обучались десятки тыс. детей обоего пола. В 40 больницах Ведомства ежегодно проходили лечение свыше 40 тыс. пациентов. В воспитательных домах, приютах и богадельнях призревалось свыше 60 тыс. чел. Годовой бюджет Ведомства к кон. XIX в. достиг 13 млн р., под его эгидой действовали неск. самостоятельных благотворительных об-в: советы детских приютов, Дамское попечительство о бедных, Благотворительное об-во, Дамский комитет попечительного об-ва о тюрьмах, вдовьи дома и др.

“Благотворительность императрицы Марии Феодоровны”. Гравюра. XIX в. (РГБ)
“Благотворительность императрицы Марии Феодоровны”. Гравюра. XIX в. (РГБ)

“Благотворительность императрицы Марии Феодоровны”. Гравюра. XIX в. (РГБ)

Параллельно и независимо от Ведомства учреждений имп. Марии действовала еще одна крупная благотворительная орг-ция, имевшая филиалы во мн. городах России,- Человеколюбивое об-во, созданное в 1802 г. по инициативе имп. Александра I для оказания помощи бедным и нуждающимся. Первым попечителем об-ва стал кн. А. Н. Голицын, обер-прокурор Святейшего Синода, с 1817 г. министр духовных дел и народного просвещения, при содействии к-рого в 1819 г. возникло Попечительное о тюрьмах благотворительное об-во. Человеколюбивое об-во существовало на частные средства. Крупные пожертвования на содержание домов призрения делал президент Московского попечительного комитета об-ва кн. С. М. Голицын. Кн. П. И. Одоевский передал об-ву имение в с. Болшеве с 1130 крестьянами; там были открыты богадельня, уч-ще для крестьянских детей, исправительный приют для девочек. Об-ву жертвовали земли и крестьян вице-президент Попечительного комитета А. Н. Бахметев, кнг. О. М. Кольцова-Мосальская, М. Ф. Чихачёв и др. В составе Человеколюбивого об-ва действовало Об-во поощрения трудолюбия, созданное по инициативе кнг. А. Н. Стрекаловой в 1863 г. для оказания помощи женщинам.

Важным направлением Б. в России было призрение раненых, больных и престарелых воинов и их семей. Имп. Екатерина II учредила в С.-Петербурге Инвалидный дом на 50 чел. В 1813 г. были заложены основы инвалидного капитала, к-рый состоял гл. обр. из пожертвований имп. Марии Феодоровны и частных лиц, в 1814 г. он был передан созданному имп. Александром I «Комитету, Высочайше учрежденному на 18-й день августа 1814 г.» (с 1877 Александровский комитет) - прообразу Красного Креста. В кон. XIX в. инвалидный капитал составлял ок. 22 млн р.

Активной благотворительной деятельностью занимался Капитул российских орденов. Каждый российский орден имел особый объект попечения: кавалеры св. Андрея Первозванного ордена, высшего ордена России, имели под своим покровительством воспитательные дома и содержали их на свои средства. На содержании св. Екатерины ордена существовали уч-ща для девушек и Мариинский ин-т. По окончании этих заведений воспитанницы получали от ордена «приданный капитал». Кавалерам же св. Анны ордена I и III степени вменялось в обязанность попечительство над всеми больницами, а над богадельнями шефствовали кавалеры ордена св. Анны II степени. Награжденный орденом или медалью вносил определенную сумму в инвалидный капитал, напр., при пожаловании орденами Андрея Первозванного или Александра Невского с бриллиантами - 600 р., при пожаловании медалью - от 7,5 до 150 р. Если император жаловал перстень или табакерку, награжденный обязан был 10% от их стоимости внести в инвалидный капитал. На благотворительные цели шли 10% от всех конфискаций и таможенных изъятий, поступали значительные отчисления с неполученных наследств или призовых денег, с различных концертов, каждый театр один раз в год давал спектакль в пользу инвалидов.

“Вид Странноприимного дома и Сухаревой башни”. Акварель. Сер. XIX в. Неизв. художник (МИГМ)
“Вид Странноприимного дома и Сухаревой башни”. Акварель. Сер. XIX в. Неизв. художник (МИГМ)

“Вид Странноприимного дома и Сухаревой башни”. Акварель. Сер. XIX в. Неизв. художник (МИГМ)

Земская (1864) и городская (1870) реформы переложили основную тяжесть социальной помощи на городское и сельское общественное самоуправление, приказы общественного призрения были упразднены, их капиталы переданы земствам и городам. К 1890 г. земства тратили на Б., не считая расходов на медицинскую помощь, 10% своего бюджета (3 млн р.). 8 марта 1861 г. были созданы кассы взаимопомощи рабочих на казенных горных заводах, больничные кассы горных заводов Царства Польского и др. Из «штрафного» капитала выплачивались единовременные пособия. В 1883 г. введены правила о мерах призрения нижних чинов и членов их семей, установлена пенсия 3 р. в месяц. 15 мая 1901 г. приняты временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность, 2 июня 1903 г.- закон о вознаграждении рабочих, потерпевших вслед. несчастных случаев, 23 июня 1912 г.- законы «О страховании от несчастных случаев» и «О страховании на случай болезни», начинает вводиться бесплатная медицинская помощь.

Частная Б., начало к-рой было положено во 2-й пол. XVIII в., получила особенное развитие во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: в 1861-1899 гг. было основано 95% всех об-в и 82% всех благотворительных заведений. В 1781 г. частным лицам официально было разрешено открывать благотворительные заведения, в 1862 г. право санкционирования благотворительных заведений было передано от императора Министерству внутренних дел. К кон. XIX в. 75% средств, израсходованных на Б., были частными, 25% принадлежали казне, земствам, городам, сословным учреждениям, церквам.

Первоначально среди жертвователей и меценатов преобладали аристократия и дворянство. В 1802 г. кн. Д. М. Голицын завещал ок. 1 млн р. на строительство и содержание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская), в 1807 г. гр. Н. П. Шереметев построил в Москве Странноприимный дом (ныне Ин-т скорой помощи им. Н. В. Склифасовского). С развитием частной торговли и промышленности Б. стали заниматься купцы и предприниматели. Значительная часть капитала в дореволюционной России находилась в руках старообрядцев, мн. старообрядческие семьи были известны тем, что их представители были не только промышленниками, но и крупнейшими благотворителями. Морозовы строили богадельни и больницы (Морозовская больница), на их средства был создан МХАТ, Музей западного искусства. К. С. Солдатёнков собрал коллекцию картин и подарил ее Румянцевскому музею, завещал капитал на сооружение больницы (ныне им. М. П. Боткина) и на основание ремесленного уч-ща для подготовки фабричных рабочих. Благотворительные заведения носили, как правило, имена своих создателей: Бахрушинская больница, Алексеевские глазная и психиатрическая больницы, Рукавишниковский и Мазуринский приюты. Владельцы торгово-промышленных предприятий тратили средства на родильные дома, ясли, детские сады, школы, больницы, приюты для своих рабочих и членов их семей.

Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография. 1915 г.
Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография. 1915 г.

Вел. кнг. св. Елисавета Феодоровна в лазарете Марфо-Мариинской обители. Москва. Фотография. 1915 г.

В кон. XIX - нач. XX в. активизировалась церковная Б. в немалой степени благодаря пастырской деятельности св. Иоанна Кронштадтского, основавшего в Кронштадте Дом трудолюбия (открыт 12 окт. 1882). В 1902 г. там работали одновременно 7281 чел. Кроме школ, мастерских и б-к для взрослых и детей при Доме трудолюбия существовали приют для детей и дневное убежище для малолетних (50 чел.), загородная летняя дача для детей, богадельня для бедных женщин (22 чел.), большой каменный ночлежный дом, построенный в 1888 г., на 84 мужчины и 24 женщины. В Доме трудолюбия оказывалась бесплатная врачебная помощь, выдавались обеды и пособия. Столовая, работавшая в течение 11 часов каждый день, отпускала от 400 до 800 обедов. Активной благотворительной деятельностью в Москве занималась Марфо-Мариинская обитель, основанная вел. кнг. Елисаветой Феодоровной в 1908 г. В 1900 г. Ведомству православного исповедания и военного духовенства принадлежали 3358 благотворительных орг-ций (2164 об-ва и 1194 заведения). В это число входили церковноприходские попечительства (учреждены в 1864), а также благотворительные заведения при мон-рях и храмах. К 1906 г. ок. 50% правосл. храмов имели благотворительные фонды, из к-рых выделялись средства на содержание приходских школ и приютов (в 1868 - 18%).

Общее число благотворительных орг-ций в России на 1 янв. 1899 г. составляло 14854 (7505 заведений и 7349 об-в). В 1898 г. 7077129 чел. в Российской империи воспользовались благотворительной помощью. В 1909 г. был создан союз учреждений, об-в и деятелей по общественному и частному призрению. На 1-м съезде союза рассматривались вопросы организации Б.: кто должен брать на себя обязанность помогать нуждающимся, кого следует призревать, каковы источники средств, как упорядочить деятельность частных благотворителей, кто и как должен учить детей в приютах, и т. д.

Дом милосердия в Минске (открыт в 2002 г.)
Дом милосердия в Минске (открыт в 2002 г.)

Дом милосердия в Минске (открыт в 2002 г.)

Характерной чертой советского периода рус. истории было провозглашение гос-вом полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело к закрытию благотворительных орг-ций. В нояб. 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и об-ва помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, напр. массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело Б. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная Б. была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Гос. меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения. В кон. 80-х гг. XX в. гос-во признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению гос. бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского об-ва. Были созданы неск. фондов, к-рые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию гос-ва: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья. В последующие годы появилось большое число более мелких благотворительных фондов и орг-ций.

Благотворительная деятельность РПЦ осуществляется в наст. время через синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению (создан в 1991), к-рый тесно взаимодействует с епархиальными, приходскими и монастырскими благотворительными учреждениями. Значительный вклад в общецерковную Б. вносят правосл. братства и сестричества, а также созданные при участии РПЦ благотворительные орг-ции: Некоммерческое партнерство православных предпринимателей «Попечитель», Ассоциация благотворителей «Православной энциклопедии», Клуб православных предпринимателей и т. д. Большая поддержка церковной Б. оказывается и частными лицами, и различными компаниями.

Лит.: Максимов Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. Б. м., 1894; он же. Особые благотворительные ведомства и учреждения. СПб., 1903; Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. 3 т.; Лачаева М. Ю., Наумова Г. Р. Благотворительность // Отечественная история: Энцикл. М., 1994. Т. 1; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
С. С. Левин
Ключевые слова:
Богословие нравственное Благотворительность, добровольное служение тому, кто нуждается в поддержке
См.также:
АБОРТ искусственный выкидыш
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АДИАФОРА термин из области античных этических учений, обозначающий ряд безразличных в отношении добра и зла феноменов
АДИАФОРИСТСКИЕ СПОРЫ (см. Адиафора) споры в протестантизме XVI - XVII